Обзоры для бухгалтера

Обзор форума: Призрачное пиво, призрачный главбух

Как проще приходовать "мелочь" на 10 счет? Может ли ИП, являющийся учредителем в ООО, принять дивиденды от ООО товарами? Чем грозит принятие к вычету счета-фактуры от подрядчика на УСН? Надо ли сдавать декларацию по алкоголю, если запланированное открытие пивного магазина так и не состоялось, а закупленное пиво потребили сами? Можно ли взять на аутсорсинг главбуха, единственная задача которого - ставить вторую подпись на документах? Ответы на эти вопросы читайте в обзоре форума с 6 по 12 июля.
Обзор форума: Призрачное пиво, призрачный главбух
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Как проще приходовать "мелочь" на 10 счет? Может ли ИП, являющийся учредителем в ООО, принять дивиденды от ООО товарами? Чем грозит принятие к вычету счета-фактуры от подрядчика на УСН? Надо ли сдавать декларацию по алкоголю, если запланированное открытие пивного магазина так и не состоялось, а закупленное пиво потребили сами? Можно ли взять на аутсорсинг главбуха, единственная задача которого - ставить вторую подпись на документах? Ответы на эти вопросы читайте в обзоре форума с 6 по 12 июля.

Оприходование материалов на строительство

"У нас фирма на ОСНО, основной вид деятельности - подрядное строительство, - рассказывает iris_i. - Я главбух (единственный бухгалтер). За прошедший квартал прошло очень много мелочи - заглушки по 18 руб., перчатки, тройники и прочее - в итоге на большую сумму. (Материалы приходят с НДС).

Надо делать отчеты, а я сижу, мелочь забиваю на 10 счет. А можно ли приходовать так: в Номенклатуре на 10 ввести наименование: Сантехнический материал по накладной №, дата от ....? Потом ведь я всю накладную в полной мере отношу на конкретный один объект по 20".

"Как вам удобно, так и делайте, лишь бы потом с учетом не запутаться", - пишет Server56.

"Да я бы так и делала, - отвечает iris_i , - меня только ПБУ 5/01 смущает:

"3. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.".

"Назовите это комплектом, - предлагает Svetishe. - Хотя "сидеть и мелочь забивать на 10 счет" - это правильно, и мало ли возврат какой. Не зря же это ПБУ5 придумали".

"Документы закрывающие сдают мне с большим опозданием - на неделю, на две, когда их уже на объект отвезли и в работу пустили, - объясняет iris_i. - Бывает возврат, но привозят сразу товарную накладную на приход и на возврат".

"ПБУ по учету материалов очень разумное, - замечает Svetishe, - оно защищает руководителя, собственника, кладовщика, бухгалтера от разных неприятных вопросов, которые часто возникают вокруг материальных ценностей. А когда начинаются всякие отступления, то возникают варианты для махинаций и других неприятных последствий".

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру» 

Расходы на товары при УСН

"ИП является учредителем в ООО, - пишет Аноним. - ООО предлагает выплатить дивиденды учредителю товарами. Можно ли будет ИП учесть стоимость таких товаров в расходах УСН, если оплатить их из кассы ИП?".

"Все перемешали", - сокрушается Просто человек.

"На мой взгляд, проще ИП-шнику таки купить эти товары у ООО-шки (пусть за наличные), - полагает Константин_50, - а потом ООО-шка этими наличными выплатит дивиденды участнику (правда, направлять наличную выручку на выплату дивидендов не предусмотрено указанием 3073-У)".

"Если выплатить дивиденды учредителю товарами, то это будет реализация товаров, со всеми полагающимися налогами", - напоминает ZZZhanna.

"Что-то до меня не совсем доходит про реализацию, - пишет Аноним. - При реализации покупатель, (т.е. учредитель) должен продавцу (т.е. ООО), а тут вроде бы наоборот, ООО погашает задолженность по дивидендам? Либо потом делать зачет встречных требований?".

"Да, делать зачет", - подтверждает бух2007.

"С ООО все более-менее понятно, - продолжает Аноним. - А с принятием к расходам по УСН как быть?".

"Если ИП купит товар за наличные, то спокойно включаете в расходы (после продажи), - отвечает бух2007. - Если будет взаимозачет, то все несколько сложнее. На мой взгляд, можно точно также включить в расходы, подтвердив оплату актом взаимозачета".

"Меня смущает то, что товар будет реализован учредителю-физ. лицу (с соответствующим оформлением первички), и взаимозачет с физлицом, а в расходы нужно включить у ИП, - пишет Аноним. - Каким образом отразить оплату у ИП актом взаимозачета - совершенно не представляю! Т.е все вроде бы логично, но как это сделать в 1С (7.7)?".

"ИП - это и есть физлицо", - замечает бух2007.

"Документы - Документы общего назначения зачет взаимных требований и все попадет в книгу", - советует другой Аноним.

"И потом, товары будут получены в счет дивидендов, которые учредителю желательно получить в денежной форме, а так получается, что товар уже оплачен и вовсе не ему?" - продолжает сомневаться Аноним.

"Не путайте две операции, - предостерегает ZZZhanna. -

  1. Реализация товара в ООО учредителю и взаимозачет задолженности его за товар погашением задолженности по дивидендам.
  2. Учет этим ИП купленных им товаров для своей предпринимательской деятельности. Думаю, грамотно составленный акт взаимозачета будет подтверждением оплаты этого товара".

Счет-фактура от упрощенца

"Можно ли принять к вычету счет-фактуру от подрядчика на УСН? - спрашивает Stujina. - Нам подрядчик на УСН дает счет-фактуру. Договор был с НДС. Аванса не было. Подрядчик не агент, выполнял работы. У меня зачтется по ней сумма НДС? Ведь теперь при сверке видно, что контрагент на УСН. Есть смысл ее вообще просить? Сумма вопроса серьезная...".

"Если он вам даст счет-фактуру с НДС, то должен и декларацию по НДС сдать, и НДС этот в бюджет заплатить, - замечает Январь. - Формально никаких проблем у вас быть не должно. Но может, просто стоимость в договоре откорректировать? Вы ему заплатите меньше на НДС, ему не возиться с этим НДС. По деньгам никто ничего не теряет".

"Мне попадались статьи, правда очень старые, о том, что были разъяснения налоговой, что такие счета-фактуры являются составленными с нарушением, и к вычету их принимать нельзя, - пишет Stujina. - А из свежих мыслей (кто то подкинул такую), что у упрощенца счет-фактура попадает в последний лист, и налоговики у меня снимут ее. Кроме того, может так случиться, что контрагент вообще не подаст декларацию...".

"Мысли правильные", - одобряет Старый ворчун.

"Вот поэтому и спокойнее изменить договор, - подтверждает Январь. - В Консультанте плюс вот что написано:

"Есть ли право на вычет у налогоплательщика, который перечислил налог лицу, применяющему УСН, ЕНВД, ЕСХН или освобождение по ст. 145 НК РФ (п. 1 ст. 171, п. 5 ст. 173 НК РФ)?

По рассматриваемому вопросу существует две точки зрения.

Есть Постановление и Определение Конституционного Суда РФ с выводом о том, что такой счет-фактура будет служить покупателю основанием для принятия сумм НДС к вычету. Есть Письмо Минфина России, в котором разъясняется, что если поставщик, применяющий УСН, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то вычет НДС применяется в общеустановленном порядке. В некоторых судебных актах и работах авторов отражена подобная позиция.

Вместе с тем, согласно точке зрения Минфина России, ФНС России и УФНС России по г. Москве, сформулированной до принятия указанного Постановления Конституционного Суда РФ, у налогоплательщика нет права на вычет НДС, который перечислен лицу, не являющемуся плательщиком этого налога".

"Экспериментировать не хочется с большой суммой, - соглашается Stujina. - Может, кто из собственной практики подскажет. У кого-нибудь налоговая снимала такие счета-фактуры? Особенно интересует период с 1 января 2015 года".

"Снимала до 1.01.2015, - отзывается Старый ворчун. - Отбивалось в арбитраже, уныло и безблагодатно".

Фото Михаила Мордасова, ИА «Клерк.Ру» 

Нужно ли сдавать декларацию по алкоголю при отсутствии деятельности?

https://forum.klerk.ru/showthread.php?t=551031

"Есть ООО с дополнительным кодом ОКВЭД 52.25 - розничная торговля алкогольными и другими напитками, - рассказывает aka_2. - Основной ОКВЭД - рекламная деятельность. Хотели открыть пивной магазин, закупили у поставщиков большие партии пива, но магазин так и не открылся (и открываться не будет). Нужно ли сдавать отчетность по алкоголю, если в итоге он был приобретен не для продажи? Мне подсказали, что в этом случае выглядит как приобретение для личных нужд и не надо отчитываться, но я решила посоветоваться с вами. Я понимаю, что поздно задаю вопрос, т.к. завтра последний день сдачи декларации по алкоголю, но хочется быть более уверенной в этом вопросе".

"Декларацию (по пиву - форма 12) сдавать нужно, - отвечает Старый ворчун. - У ООО личных нужд не бывает. Последний день сдачи (в электронном виде, с усиленной квалифицированной подписью) - 20.07.15. См. Постановление Правительства РФ от 09.08.2012 №815".

"А если закупается алкоголь для корпоратива, разве это не считается личной нуждой?" - сомневается aka_2.

"Когда люди покупают бухло для выпивания - для личных нужд, - соглашается Старый ворчун. - Но организация - не личность".

"Если поставщик покажет в своей декларации отгрузку Вам, то есть вероятность, что с вас спросят декларацию по ф.12, и в случае ее отсутствия Вас могут оштрафовать на 50-100 т.руб., т.к РАР производит программную сверку деклараций поставщиков и розницы и обнаружит отсутствие вашей декларации, - объясняет deklarant_. - Почему Вы пишете, что пиво приобретено не для продажи? Наверняка согласно договора поставки, который вы заключали с поставщиком для закупки пива, вы приобрели это пиво для коммерческих нужд. Если даже Вы купили не для продажи, то Вы все равно должны отчитаться в декларации, куда Вы дели эту продукцию (списали, утилизировали, перместили в другой магазин, продали и т.д.)

Для подачи декларации Вам необходимо приобрести в Удостоверяющем центре ключ ЭЦП и лицензию на Крипто-про и Крипт-ЭКД

В подаваемой декларации ф.12 можно показать, что вы это пиво продали, или списать, чтобы не было остатков, и чтобы потом не подавать декларацию за следующий квартал".

"Т.е. если я сейчас все-таки отчитаюсь, то потом можно не сдавать нулевые или все-равно надо будет, пока ОКВЭД такой есть? - уточняет aka_2. - И как я покажу продажу, если у нас доходов-то нет? Может, можно как-то отразить, что мы его просто списали? И еще договор поставки не заключали, с поставщиками рассчитывался наш директор наличкой, но товарная накладная на товар есть. И он говорил с поставщиками по поводу этой отчетности, и те типа сказали, что при запросе они говорят (если кто-то из их покупателей не отчитывается), что куплено для личных нужд. Так значит, такого быть не может? И нас все равно оштрафуют? Просто директор ни в какую не хочет приобретать ЭЦП и вообще хочет забыть про этот неудачный опыт с пивным магазином".

"Если договора поставки нет, то поставщик не должен указывать эту поставку в своей декларации, это необходимо выяснить у поставщика, - отвечает deklarant_. - Если один раз подадите, то чтобы потом не подавать нулевые, то надо исключить из ОКВЭД розничную торговлю пивом. Алкогольную декларацию не сверяют с бухгалтерской и налоговой отчетностью".

Главбух, вторая подпись и аутсорсинг

"Есть ситуация, - пишет MA-TO:

  1. Один из соучредителей ООО для дополнительного контроля за финансами решил ввести должность главного бухгалтера и назначить на нее доверенное лицо с целью ввести вторую подпись на всех учетных документах и в банке.
  2. Для рационализации было принято решение ввести главбуха не по трудовому договору, а как "стороннего специалиста" по договору об оказании услуг с ИП

Не очень понятно, принимает ли в данном случае ИП-"сторонний специалист", все положенные законодательством полномочия и обязанности на себя (как-то обязательная вторая подпись на всех накладных, материальная ответственность и прочее), или должность главбуха и аутсорсинг не эквивалентны?

Если нет, то как можно ввести главбуха со всеми вытекающими из законодательства правами и обязанностями, но не по трудовому договору, а по договору с ИП?".

"Каких конкретно услуг? - недоумевает Над. - Из пункта один получается, что услуги будут заключаться в проставлении подписи, и только".

"Услуг ведения бухгалтерского учета в соответствии с пп. "в" п.2 ст.6 ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 №402-ФЗ, - отвечает MA-TO. - Но вопрос не в этом. Функция главбуха в данном случае действительно контрольная, бухгалтерию есть кому вести.

Вопрос: различается ли с точки зрения законодательно определенных функций, ответственности и полномочий главбух в штате и главбух на аутсорсинге?".

"Вопрос как раз в этом, - поправляет Над. - Потому что если по сути будут трудовые отношения, то они и будут таковыми признаны в случае проверки трудовой инспекцией или фондами.

И потому то, что будет написано в договоре с таким ИП имеет очень большое значение".

"Получается, что передача полномочий главбуха аутсорсеру регламентируется составом договора с аутсорсером, а не подразумевается сама собой при передаче функции ведения бухгалтерии на сторону приказом об изменении в учетной политике организации? - уточняет MA-TO. -

Риск понятен. В случае проверки пусть подают в суд для переквалификации, будем разбираться. В реалиях описанной ситуации главбух-аутсорсер уж точно не будет соответствовать критериям трудовых отношений, которые бы возникли со штатным, поэтому не про нас".

"А никто не будет подавать в суд, - замечает Над. - Трудовой инспекции дано право переквалифицировать такие договоры без суда.

Главбух-аутсорсер обязан соответствовать требованиям п.4 ст.7 Закона о бухучете. Ваш учредитель глупость придумал, уж извините. Потому что никакой особой роли в контроле такое лицо сыграть не сможет. Его просто в любой момент отстранят и не дадут документы. На этом контроль и закончится".

"Вообще-то не придумали, - обижается MA-TO, - а упростили для простого случая маленького ООО то, что делается в корпоративной практике введением спецполномочий для контролирующих сотрудников финансовых департаментов.

Отстранить будет глупостью, т.к. учредитель имеет контрольный голос и сам кого хочешь отстранит после таких выступлений. Вот только задача поставлена другая: ввести вторую подпись для контроля банковского счета и первички, а так же доступа представителя учредителя к складу и кассе. Ревизионную комиссию для этого назначать, что ли? Или же все-таки использовать должность, для которой требуемые задачей полномочия и так предусмотрены в законе по умолчанию.

Вопрос лишь - как их сохранить, введя аутсорсера вместо ТД, а не в трудовой комиссии и прочем скептицизме относительно последствий".

"Ну так перечисленное Вами есть трудовые функции, - отвечает Над. - Главбух не может в такой ситуации работать когда хочет, потому что ему надо подписывать документы. Не тогда, когда ему захочется, а тогда, когда это надо организации и ее клиентам. И учет он не ведет, как Вы сами написали.

Как передать бухучет на обслуживание знаю, а как сделать вид, что оно передан, непонятно. Кто-то же этот учет ведет и получает за это деньги".

"Есть устоявшаяся практика в крупных компаниях, когда такие документы подписываются 2-й и 3-й подписью по графику и иногда даже не на территории заказчика (2-я бухгалтер-аутсорсер, 3-я-внештатный контролер), - настаивает MA-TO. - Примеры есть и в статьях в интернете.

Что касается передачи бухучета на обслуживание, то другой аутсорсер на субподряде у первого. Первый лишь подпись под ней ставит. Если оформить официально, то кроме прочего, нарушает один из критериев отнесения договора к трудовому.

В общем, делаю вывод, что легче ввести по ТД и не устраивать себе рисков и геморроя из-за мелочей".

"Другой аутсорсер на субподряде у первого. Сильно, - констатирует Над. - Т.е. этот ИП, которому передали якобы учет, еще и должен нанять работника, встать на учет в фонды как работодатель, платить ему зарплату.

Нет, ну если хочется, можно что угодно сделать. Вопрос только, зачем? Для контроля учредителем за фирмой есть другие способы. Вы же какой-то извращенный способ выбираете, да еще и затратный. ИП надо платить, он будет платить налог со своих доходов и фиксированные взносы в ПФ и ФОМС. При этом у него будет работник, за которого тоже надо платить взносы. И пойдет ли нормальный бухгалтер в такую вот схему? Ведь в результате ему быть работником вот этого ИП и в реальности вести учет. Зачем грамотному бухгалтеру это надо? Больших денег ему явно не светит".

"По новым положениям ЦБ вторую подпись может иметь любой сотрудник, - пишет Аноним, - для этого совершенно не обязательно быть главбухом, т.е. принимать на себя полную ответственность за действия других людей, реально ведущих учет".

Начать дискуссию