Как проще приходовать "мелочь" на 10 счет? Может ли ИП, являющийся учредителем в ООО, принять дивиденды от ООО товарами? Чем грозит принятие к вычету счета-фактуры от подрядчика на УСН? Надо ли сдавать декларацию по алкоголю, если запланированное открытие пивного магазина так и не состоялось, а закупленное пиво потребили сами? Можно ли взять на аутсорсинг главбуха, единственная задача которого - ставить вторую подпись на документах? Ответы на эти вопросы читайте в обзоре форума с 6 по 12 июля.
Оприходование материалов на строительство
"У нас фирма на ОСНО, основной вид деятельности - подрядное строительство, - рассказывает iris_i. - Я главбух (единственный бухгалтер). За прошедший квартал прошло очень много мелочи - заглушки по 18 руб., перчатки, тройники и прочее - в итоге на большую сумму. (Материалы приходят с НДС).
Надо делать отчеты, а я сижу, мелочь забиваю на 10 счет. А можно ли приходовать так: в Номенклатуре на 10 ввести наименование: Сантехнический материал по накладной №, дата от ....? Потом ведь я всю накладную в полной мере отношу на конкретный один объект по 20".
"Как вам удобно, так и делайте, лишь бы потом с учетом не запутаться", - пишет Server56.
"Да я бы так и делала, - отвечает iris_i , - меня только ПБУ 5/01 смущает:
"3. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.".
"Назовите это комплектом, - предлагает Svetishe. - Хотя "сидеть и мелочь забивать на 10 счет" - это правильно, и мало ли возврат какой. Не зря же это ПБУ5 придумали".
"Документы закрывающие сдают мне с большим опозданием - на неделю, на две, когда их уже на объект отвезли и в работу пустили, - объясняет iris_i. - Бывает возврат, но привозят сразу товарную накладную на приход и на возврат".
"ПБУ по учету материалов очень разумное, - замечает Svetishe, - оно защищает руководителя, собственника, кладовщика, бухгалтера от разных неприятных вопросов, которые часто возникают вокруг материальных ценностей. А когда начинаются всякие отступления, то возникают варианты для махинаций и других неприятных последствий".
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»
Расходы на товары при УСН
"ИП является учредителем в ООО, - пишет Аноним. - ООО предлагает выплатить дивиденды учредителю товарами. Можно ли будет ИП учесть стоимость таких товаров в расходах УСН, если оплатить их из кассы ИП?".
"Все перемешали", - сокрушается Просто человек.
"На мой взгляд, проще ИП-шнику таки купить эти товары у ООО-шки (пусть за наличные), - полагает Константин_50, - а потом ООО-шка этими наличными выплатит дивиденды участнику (правда, направлять наличную выручку на выплату дивидендов не предусмотрено указанием 3073-У)".
"Если выплатить дивиденды учредителю товарами, то это будет реализация товаров, со всеми полагающимися налогами", - напоминает ZZZhanna.
"Что-то до меня не совсем доходит про реализацию, - пишет Аноним. - При реализации покупатель, (т.е. учредитель) должен продавцу (т.е. ООО), а тут вроде бы наоборот, ООО погашает задолженность по дивидендам? Либо потом делать зачет встречных требований?".
"Да, делать зачет", - подтверждает бух2007.
"С ООО все более-менее понятно, - продолжает Аноним. - А с принятием к расходам по УСН как быть?".
"Если ИП купит товар за наличные, то спокойно включаете в расходы (после продажи), - отвечает бух2007. - Если будет взаимозачет, то все несколько сложнее. На мой взгляд, можно точно также включить в расходы, подтвердив оплату актом взаимозачета".
"Меня смущает то, что товар будет реализован учредителю-физ. лицу (с соответствующим оформлением первички), и взаимозачет с физлицом, а в расходы нужно включить у ИП, - пишет Аноним. - Каким образом отразить оплату у ИП актом взаимозачета - совершенно не представляю! Т.е все вроде бы логично, но как это сделать в 1С (7.7)?".
"ИП - это и есть физлицо", - замечает бух2007.
"Документы - Документы общего назначения зачет взаимных требований и все попадет в книгу", - советует другой Аноним.
"И потом, товары будут получены в счет дивидендов, которые учредителю желательно получить в денежной форме, а так получается, что товар уже оплачен и вовсе не ему?" - продолжает сомневаться Аноним.
"Не путайте две операции, - предостерегает ZZZhanna. -
- Реализация товара в ООО учредителю и взаимозачет задолженности его за товар погашением задолженности по дивидендам.
- Учет этим ИП купленных им товаров для своей предпринимательской деятельности. Думаю, грамотно составленный акт взаимозачета будет подтверждением оплаты этого товара".
Счет-фактура от упрощенца
"Можно ли принять к вычету счет-фактуру от подрядчика на УСН? - спрашивает Stujina. - Нам подрядчик на УСН дает счет-фактуру. Договор был с НДС. Аванса не было. Подрядчик не агент, выполнял работы. У меня зачтется по ней сумма НДС? Ведь теперь при сверке видно, что контрагент на УСН. Есть смысл ее вообще просить? Сумма вопроса серьезная...".
"Если он вам даст счет-фактуру с НДС, то должен и декларацию по НДС сдать, и НДС этот в бюджет заплатить, - замечает Январь. - Формально никаких проблем у вас быть не должно. Но может, просто стоимость в договоре откорректировать? Вы ему заплатите меньше на НДС, ему не возиться с этим НДС. По деньгам никто ничего не теряет".
"Мне попадались статьи, правда очень старые, о том, что были разъяснения налоговой, что такие счета-фактуры являются составленными с нарушением, и к вычету их принимать нельзя, - пишет Stujina. - А из свежих мыслей (кто то подкинул такую), что у упрощенца счет-фактура попадает в последний лист, и налоговики у меня снимут ее. Кроме того, может так случиться, что контрагент вообще не подаст декларацию...".
"Мысли правильные", - одобряет Старый ворчун.
"Вот поэтому и спокойнее изменить договор, - подтверждает Январь. - В Консультанте плюс вот что написано:
"Есть ли право на вычет у налогоплательщика, который перечислил налог лицу, применяющему УСН, ЕНВД, ЕСХН или освобождение по ст. 145 НК РФ (п. 1 ст. 171, п. 5 ст. 173 НК РФ)?
По рассматриваемому вопросу существует две точки зрения.
Есть Постановление и Определение Конституционного Суда РФ с выводом о том, что такой счет-фактура будет служить покупателю основанием для принятия сумм НДС к вычету. Есть Письмо Минфина России, в котором разъясняется, что если поставщик, применяющий УСН, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то вычет НДС применяется в общеустановленном порядке. В некоторых судебных актах и работах авторов отражена подобная позиция.
Вместе с тем, согласно точке зрения Минфина России, ФНС России и УФНС России по г. Москве, сформулированной до принятия указанного Постановления Конституционного Суда РФ, у налогоплательщика нет права на вычет НДС, который перечислен лицу, не являющемуся плательщиком этого налога".
"Экспериментировать не хочется с большой суммой, - соглашается Stujina. - Может, кто из собственной практики подскажет. У кого-нибудь налоговая снимала такие счета-фактуры? Особенно интересует период с 1 января 2015 года".
"Снимала до 1.01.2015, - отзывается Старый ворчун. - Отбивалось в арбитраже, уныло и безблагодатно".
Фото Михаила Мордасова, ИА «Клерк.Ру»
Нужно ли сдавать декларацию по алкоголю при отсутствии деятельности?
https://forum.klerk.ru/showthread.php?t=551031
"Есть ООО с дополнительным кодом ОКВЭД 52.25 - розничная торговля алкогольными и другими напитками, - рассказывает aka_2. - Основной ОКВЭД - рекламная деятельность. Хотели открыть пивной магазин, закупили у поставщиков большие партии пива, но магазин так и не открылся (и открываться не будет). Нужно ли сдавать отчетность по алкоголю, если в итоге он был приобретен не для продажи? Мне подсказали, что в этом случае выглядит как приобретение для личных нужд и не надо отчитываться, но я решила посоветоваться с вами. Я понимаю, что поздно задаю вопрос, т.к. завтра последний день сдачи декларации по алкоголю, но хочется быть более уверенной в этом вопросе".
"Декларацию (по пиву - форма 12) сдавать нужно, - отвечает Старый ворчун. - У ООО личных нужд не бывает. Последний день сдачи (в электронном виде, с усиленной квалифицированной подписью) - 20.07.15. См. Постановление Правительства РФ от 09.08.2012 №815".
"А если закупается алкоголь для корпоратива, разве это не считается личной нуждой?" - сомневается aka_2.
"Когда люди покупают бухло для выпивания - для личных нужд, - соглашается Старый ворчун. - Но организация - не личность".
"Если поставщик покажет в своей декларации отгрузку Вам, то есть вероятность, что с вас спросят декларацию по ф.12, и в случае ее отсутствия Вас могут оштрафовать на 50-100 т.руб., т.к РАР производит программную сверку деклараций поставщиков и розницы и обнаружит отсутствие вашей декларации, - объясняет deklarant_. - Почему Вы пишете, что пиво приобретено не для продажи? Наверняка согласно договора поставки, который вы заключали с поставщиком для закупки пива, вы приобрели это пиво для коммерческих нужд. Если даже Вы купили не для продажи, то Вы все равно должны отчитаться в декларации, куда Вы дели эту продукцию (списали, утилизировали, перместили в другой магазин, продали и т.д.)
Для подачи декларации Вам необходимо приобрести в Удостоверяющем центре ключ ЭЦП и лицензию на Крипто-про и Крипт-ЭКД
В подаваемой декларации ф.12 можно показать, что вы это пиво продали, или списать, чтобы не было остатков, и чтобы потом не подавать декларацию за следующий квартал".
"Т.е. если я сейчас все-таки отчитаюсь, то потом можно не сдавать нулевые или все-равно надо будет, пока ОКВЭД такой есть? - уточняет aka_2. - И как я покажу продажу, если у нас доходов-то нет? Может, можно как-то отразить, что мы его просто списали? И еще договор поставки не заключали, с поставщиками рассчитывался наш директор наличкой, но товарная накладная на товар есть. И он говорил с поставщиками по поводу этой отчетности, и те типа сказали, что при запросе они говорят (если кто-то из их покупателей не отчитывается), что куплено для личных нужд. Так значит, такого быть не может? И нас все равно оштрафуют? Просто директор ни в какую не хочет приобретать ЭЦП и вообще хочет забыть про этот неудачный опыт с пивным магазином".
"Если договора поставки нет, то поставщик не должен указывать эту поставку в своей декларации, это необходимо выяснить у поставщика, - отвечает deklarant_. - Если один раз подадите, то чтобы потом не подавать нулевые, то надо исключить из ОКВЭД розничную торговлю пивом. Алкогольную декларацию не сверяют с бухгалтерской и налоговой отчетностью".
Главбух, вторая подпись и аутсорсинг
"Есть ситуация, - пишет MA-TO:
- Один из соучредителей ООО для дополнительного контроля за финансами решил ввести должность главного бухгалтера и назначить на нее доверенное лицо с целью ввести вторую подпись на всех учетных документах и в банке.
- Для рационализации было принято решение ввести главбуха не по трудовому договору, а как "стороннего специалиста" по договору об оказании услуг с ИП
Не очень понятно, принимает ли в данном случае ИП-"сторонний специалист", все положенные законодательством полномочия и обязанности на себя (как-то обязательная вторая подпись на всех накладных, материальная ответственность и прочее), или должность главбуха и аутсорсинг не эквивалентны?
Если нет, то как можно ввести главбуха со всеми вытекающими из законодательства правами и обязанностями, но не по трудовому договору, а по договору с ИП?".
"Каких конкретно услуг? - недоумевает Над.К. - Из пункта один получается, что услуги будут заключаться в проставлении подписи, и только".
"Услуг ведения бухгалтерского учета в соответствии с пп. "в" п.2 ст.6 ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 №402-ФЗ, - отвечает MA-TO. - Но вопрос не в этом. Функция главбуха в данном случае действительно контрольная, бухгалтерию есть кому вести.
Вопрос: различается ли с точки зрения законодательно определенных функций, ответственности и полномочий главбух в штате и главбух на аутсорсинге?".
"Вопрос как раз в этом, - поправляет Над.К. - Потому что если по сути будут трудовые отношения, то они и будут таковыми признаны в случае проверки трудовой инспекцией или фондами.
И потому то, что будет написано в договоре с таким ИП имеет очень большое значение".
"Получается, что передача полномочий главбуха аутсорсеру регламентируется составом договора с аутсорсером, а не подразумевается сама собой при передаче функции ведения бухгалтерии на сторону приказом об изменении в учетной политике организации? - уточняет MA-TO. -
Риск понятен. В случае проверки пусть подают в суд для переквалификации, будем разбираться. В реалиях описанной ситуации главбух-аутсорсер уж точно не будет соответствовать критериям трудовых отношений, которые бы возникли со штатным, поэтому не про нас".
"А никто не будет подавать в суд, - замечает Над.К. - Трудовой инспекции дано право переквалифицировать такие договоры без суда.
Главбух-аутсорсер обязан соответствовать требованиям п.4 ст.7 Закона о бухучете. Ваш учредитель глупость придумал, уж извините. Потому что никакой особой роли в контроле такое лицо сыграть не сможет. Его просто в любой момент отстранят и не дадут документы. На этом контроль и закончится".
"Вообще-то не придумали, - обижается MA-TO, - а упростили для простого случая маленького ООО то, что делается в корпоративной практике введением спецполномочий для контролирующих сотрудников финансовых департаментов.
Отстранить будет глупостью, т.к. учредитель имеет контрольный голос и сам кого хочешь отстранит после таких выступлений. Вот только задача поставлена другая: ввести вторую подпись для контроля банковского счета и первички, а так же доступа представителя учредителя к складу и кассе. Ревизионную комиссию для этого назначать, что ли? Или же все-таки использовать должность, для которой требуемые задачей полномочия и так предусмотрены в законе по умолчанию.
Вопрос лишь - как их сохранить, введя аутсорсера вместо ТД, а не в трудовой комиссии и прочем скептицизме относительно последствий".
"Ну так перечисленное Вами есть трудовые функции, - отвечает Над.К. - Главбух не может в такой ситуации работать когда хочет, потому что ему надо подписывать документы. Не тогда, когда ему захочется, а тогда, когда это надо организации и ее клиентам. И учет он не ведет, как Вы сами написали.
Как передать бухучет на обслуживание знаю, а как сделать вид, что оно передан, непонятно. Кто-то же этот учет ведет и получает за это деньги".
"Есть устоявшаяся практика в крупных компаниях, когда такие документы подписываются 2-й и 3-й подписью по графику и иногда даже не на территории заказчика (2-я бухгалтер-аутсорсер, 3-я-внештатный контролер), - настаивает MA-TO. - Примеры есть и в статьях в интернете.
Что касается передачи бухучета на обслуживание, то другой аутсорсер на субподряде у первого. Первый лишь подпись под ней ставит. Если оформить официально, то кроме прочего, нарушает один из критериев отнесения договора к трудовому.
В общем, делаю вывод, что легче ввести по ТД и не устраивать себе рисков и геморроя из-за мелочей".
"Другой аутсорсер на субподряде у первого. Сильно, - констатирует Над.К. - Т.е. этот ИП, которому передали якобы учет, еще и должен нанять работника, встать на учет в фонды как работодатель, платить ему зарплату.
Нет, ну если хочется, можно что угодно сделать. Вопрос только, зачем? Для контроля учредителем за фирмой есть другие способы. Вы же какой-то извращенный способ выбираете, да еще и затратный. ИП надо платить, он будет платить налог со своих доходов и фиксированные взносы в ПФ и ФОМС. При этом у него будет работник, за которого тоже надо платить взносы. И пойдет ли нормальный бухгалтер в такую вот схему? Ведь в результате ему быть работником вот этого ИП и в реальности вести учет. Зачем грамотному бухгалтеру это надо? Больших денег ему явно не светит".
"По новым положениям ЦБ вторую подпись может иметь любой сотрудник, - пишет Аноним, - для этого совершенно не обязательно быть главбухом, т.е. принимать на себя полную ответственность за действия других людей, реально ведущих учет".
Начать дискуссию