У каждого события в жизни человека есть своя предыстория, свое генеалогическое дерево предшествующих событий, из которых оно сложилось. Меньше года назад в статье "Бухгалтер без баланса" была обозначена тема, в общем-то, очевидная. Но такова психология человека - то очевидное, что стало привычным, как правило не попадает в поле зрения людей до той поры, пока не входит в чью-то зону дискомфорта, пока не начинает беспокоить, словно камешек, попавший в ботинок.
Для меня практически все эпизоды общения с бухгалтерами, которых в моей жизни было великое множество, были этими "камешками в ботинках" постоянно, вот уже много лет. Очевидно потому, что сама я до этого пребывала в должности главного бухгалтера более семи лет и знаю все проблемы этой профессии "изнутри". Потому, даже выступая в роли преподавателя и консультанта по компьютерной программе, я функционально находилась на стороне исполнителя, но душой - всегда на стороне заказчика. Синергия со своими коллегами по профессии была настолько сильна, наблюдать за вечным цейтнотом и вечно стрессовым состоянием бухгалтеров было настолько болезненно, что очень хотелось понять - почему все обстоит именно так? Такое положение - случайность или закономерность? Существует ли возможность более гармоничного пребывания в этой профессии?
Ответ на последний вопрос был однозначно положительным, причем не теоретически, а практически. Судьба подарила мне встречи с несколькими бухгалтерами, которые ощущали себя в профессии вполне комфортно. Они не знали авралов, были не просто спокойными внешне, но и внутренне сбалансированными людьми и работа не занимала 99% их времени. При этом они были главными бухгалтерами разных предприятий - от малого предприятия до холдинга.
Но каждый человек обычно счастлив только по собственному, уникальному рецепту. А можно ли вывести что-то близкое "рецепту счастья" относительно целой профессии? И поиск ответов на поставленные вопросы становился сродни поиску философского камня древними алхимиками.
Начинать пришлось с того, что является общепринятой парадигмой профессионализма бухгалтера. Считается, что бухгалтер работает исключительно с бумажками и компьютерами и становится профессионалом, если владеет вопросами:
- Законодательства и права (гражданское, налоговое, трудовое и т.д.)
- Методологий учета (внутренних, специальных, отраслевых)
- Автоматизации бухгалтерского учета (специализированные программные продукты).
Именно этому бухгалтера обучают. Именно на это настроены те, кто обеспечивает этот рынок знаниями и технологиями. Решение именно этих задач всеми возможными способами было широчайшим образом представлено на только что закончившейся ежегодной выставке "Бухучет и аудит 2006". Выбор - шире не бывает! Конкуренция - огромная. Полный спектр рекламных технологий. Казалось бы - что еще нужно для полного бухгалтерского счастья?
И вот нашпигованный знаниями "под ключ" бухгалтер приходит на фирму. И сразу перед ним веером раскрывается то, о чем он совершенно не подозревал сам и о чем его нимало не проинформировали те, кто его готовил к этой деятельности. А именно.
Как бизнесу пятая нога
Начинаются трудности в общении с руководством. Не возьмусь судить о других странах, но в нашей (и это общеизвестно) коммерческая деятельность живет и развивается с бухгалтерским и, что греха таить, с налоговым учетом словно в параллельных плоскостях, которые пересекаются принудительно. Многие, очень многие бизнесмены относятся к бухгалтерской службе так, как, вероятно относились в былые времена к солдатам, поставленным государем на прокорм в деревне. Кормить не хочется, а отказаться - нельзя. Именно поэтому финансовый директор - существо нужное и желанное (это координация реальных денежных потоков). А вот бухгалтер, с его методами начисления и с вечным истребованием качественной "первички" - зануда и пожиратель средств, приносимых... например отделом продаж. Соответственно развиваются отношения и с этим отделом или с производственным, или каким-либо иным, занимающимся по мнению коллектива, реальной деятельностью.
Чтобы выстоять перед лицом всеобщей неприязни и не подцепить лишнюю порцию неуверенности в себе и заниженной самооценки, как правило, вдобавок к этим же непозитивным качествам, вынесенным из детства и менталитета окружающей среды, надо обладать или непоколебимым ощущением собственной профессиональной состоятельности, или откровенным пофигизмом. Но последнее, согласитесь, слабо сочетается с бухгалтерской профессией.
Если бы вдобавок к профессиональным знаниям бухгалтера снабжали навыками бизнес-коммуникаций, проблема была бы значительно менее острой. Потому что достижение взаимопонимания, умение правильно аргументировать свою профессиональную позицию, это то, что реально ослабляет внутрифирменные и межличностные конфликты и, как следствие, способствует более продуктивному течению бизнеса. Если при этом со стороны руководства проделана определенная работа по разъяснению того, какое из подразделений и как участвует в общем процессе, кто и какую ценность (материальную или нематериальную) создает, то в совокупности стрессогенность этой сферы бухгалтерских компетенций может быть снижена до нуля. Но судя по откликам, которые мы получили от посетителей нашего стенда на выставке "Бухучет и аудит 2006" , это последнее пожелание-предположение скорее радужная фантазия автора, нежели реальность.
Если же говорить о коммуникативных навыках, которые так необходимы бухгалтеру, то неоспорим тот факт, что никто его им не обучает (это раз), потому каждый выкручивается как умеет, а точнее - как научился в детстве от родителей, друзей и прочих кругов общения. И дай Бог, как говорится, если эти навыки бытовые окажутся адекватными бизнес-ситуации. Тогда считаем - повезло! Если же нет - вот вам полный букет из стрессов, проблем, психосоматики и прочих "прелестей".
Где их взять. Вроде бы - пожалуйста, рынок тренингов пестрит предложениями по приобретению навыков бизнес-коммуникаций! Однако, а на кого же они обычно ориентированы? На менеджеров, чаще - менеджеров по продажам! Может ли пойти туда бухгалтер? Да пожалуйста! Физически - проблем нет. А по смыслу? Его ли там цели, его ли там кейсы? Ему нужно совершенно иное, нежели навыки холодных звонков. Максимум - работа с возражениями, но предлагаемые упражнения вовсе не в его сфере...
В этой области профессиональную необходимость подкрепить было негде...
Два шага налево, два - направо, шаг вперед и поворот...
Бухгалтерский учет - это целая Система. Каждая компания, независимо от величины и вида деятельности, это тоже - Система. Другая. Наложить их друг на друга, причем так, чтобы не было "зазоров" - тоже "не лаптем щи хлебать". И еще каждая фирма - это Организм. Живой. Здоровый - хорошо, но чаще не очень (в разной степени). Нездоровье организма компании может выражаться в проблемах системы потребления (управление поставками), системы "кровоснабжения" (потоки материальных ценностей и денежных средств), системы.. скажем так, внешних отношений (клиентский отдел, отдел продаж и т.п.), нервной системы (система автоматизации и информации) - сравнивать можно долго. Акупунктура бухгалтерского учета точно должна учитывать все "меридианы" и все контрольные точки, в которых возникает или поглощается первичная документация, куда поступают и во что трансформируются материальные ценности, где поглощаются и где возникают денежные потоки, где возникает или куда направляется информация. Последнее поясню на примере, который наравне с другими встретил огромное согласие и понимание со стороны посетителей нашего стенда. Представьте, что где-то в недрах коммерческого отдела возникает идея договора с клиентом, договора в нестандартной форме, очень удобного с точки зрения бизнеса. Часто бывает так, что главный бухгалтер получает в руки уже свершившийся, подписанный договор, после чего оказывается перед лицом необходимости проявить виртуозность иллюзиониста, чтобы вписать схему этого договора в систему налогообложения с минимальными потерями для предприятия. А если виртуозность не помогает? Результат сделки в итоге может оказаться далеким от задуманного вначале, и попробуйте догадаться с трех раз, кто окажется в этом столкновении систем стрелочником? А всего-то этому потенциальному стрелочнику надо точно знать, где может возникнуть договор и поставить дело так, чтобы без его визы не ставились роковые подписи.
Для этого, помимо его профессиональных знаний (об их отсутствии речи не идет вообще) главбуху необходимо представлять себе оргструктуру (общую обобщенную и конкретную собственного предприятия), схему действующих в нем потоков документов, материальных ценностей, информации, денег, представлять, где существуют "контрольные точки", на которых необходимо сосредоточить контроль или вменить в чьи-то должностные обязанности обязательный контакт или согласование с бухгалтерией. И сделать это так, чтобы в этой зоне не возник очередной конфликт, недовольство (о чем говорилось выше).
Для того, чтобы все это понять, увидеть, проанализировать и, возможно, оптимизировать, главному бухгалтеру необходимо иметь аналитико-синтетический склад ума (желательно не путать с компетенцией в области аналитических и синтетических счетов бухгалтерского учета). То есть то, что называется в обиходе "инженерным мышлением". Пять лет назад при подготовке статьи для одного из бухгалтерских журналов мне пришлось опросить большое количество практикующих главбухов на предмет того, из каких профессий они пришли в эту. И как происходил процесс смены профессии. Оказалось, что очень многие из них пришли в бухгалтерский учет из инженерных профессий и с инженерным же образованием (так же, впрочем, как и ваша покорная слуга). И именно им, в отличие от большинства бывших учителей и медиков, а также "переквалификантов" из других профессий, легче всего удавалась именно зона организационных компетенций.
А ведь главбух, имеющий в подчинении штат, кроме всего прочего должен сознательно позаботиться о том, как наилучшим образом для данного предприятия выстроить саму бухгалтерскую службу, как распределить компетенции сотрудников (что несомненно должно отразиться на процедуре подбора и/или оценки персонала), как выстроить документооборот внутри бухгалтерской службы так, чтобы предусмотреть максимум возможных рисков (например, временное отсутствие одного из работников бухгалтерии на время отпуска или по болезни).
А если предприятие попадает в волну реорганизации, модных ныне слияний и поглощений, или вообще ведет постоянную инновационную политику?
Снова взглянем на рынок краткосрочного практического бизнес-образования. Тренинги, предполагающие получение организационных навыков есть. Предложение меньше, чем в сфере коммуникаций, но тем не менее вполне осязаемое. Целевая аудитория этих тренингов, разумеется - снова управленцы, менеджеры. Может ли получить на них нужные навыки бухгалтер? Вполне! Но с поправкой на то, что в многослойном "пироге" бизнеса" у бухгалтерии совершенно своя "прослойка"! Учитывают ли это на управленческих тренингах для "одиноких" бухгалтеров? Увы!
Как же наши собратья по профессии справляются с этими задачами? А вот так и справляются - как сумеют и как позволяют знания и способности. Чаще изобретается "велосипед с квадратными колесами". Каковы ощущения при такой езде, каждый может додумать сам или припомнить эпизоды собственной практики. Снова стрессы, снова психосоматика, нехватка времени и сил и прочие атрибуты профессии.
Ладья под парусами или террариум?
Плавно передавая эстафетную палочку бухгалтерских компетенций продолжим о ситуации, когда у главбуха в подчинении штат. Не правда ли, в этом случае на его голову в комплект со всем вышеперечисленным возлагается роль руководителя подразделения вкупе с управлением персоналом. Причем, учитывая то, что лицо профессии преимущественно женское, а сама профессия глубоко и безнадежно логически-левополушарна, то коллектив в этом случае часто именуется простым и емким словом "гадюшник". Заслуженно это или нет, это вопрос управленческих навыков главбуха. Именно он обречен на участие в приеме персонала и его аттестации. Именно он может и зачастую должен уволить сотрудника, но так, чтобы процесс увольнения не вызвал развала в оставшемся коллективе. Именно он по полной программе должен владеть знаниями и навыками по построению системы мотивации, особенно нематериальной и особенно в те моменты, когда "горит отчет" а коллектив, например, под угрозой эпидемии гриппа. Именно он находится перед постоянной необходимостью мониторинга изменений информационной среды и стратегических планов фирмы в целом и в соответствии с этим планировать обучение персонала. А работа с конфликтами (прогноз будущих или перепозиционирование текущих), а работа с манипуляциями (со стороны подчиненных или со стороны руководства)?
Тут же особой статьей стоит так называемый тайм-менеджмент, управление временем - самая болевая точка любой бухгалтерии и бухгалтера, как специалиста. Неумение априори разделять поток наваливающихся дел по степени срочности и важности, неумение планировать свое время и время коллектива - вот еще один источник стресса, проблем с личным временем и личным общением.
Снова взглянем на рынок краткосрочного бизнес-образования. И снова увидим ту же картину - все для управленцев и ничего со спецификой бухгалтера! Снова каждый главный бухгалтер сам себе Христофор Колумб и каждый сам себе открывает эту управленческую "Америку"! В каком труднодоступном районе Земли она оказывается, какие джунгли или какая пустыня ожидает там смелого путешественника, это каждый знает только по своему опыту!
Психолог в анамнезе
...И если вернуться немного назад и просмотреть снова три из обозначенных выше областей компетентности бухгалтера - коммуникативную, организационную и управленческую, то очевидно, что везде так или иначе идет взаимодействие с людьми, а, следовательно, в каждой из этих областей и их детальных компетенций есть необходимость психологических навыков в доле от одного и до ста процентов.
Следовательно, и рядовому бухгалтеру, и особенно главному необходима как минимум психологическая грамотность. Как минимум - по отношению к себе, для того, чтобы твердая профессиональная позиция была непоколебима в целях наилучших конечных результатов. Как минимум - на уровне распознавания манипуляций и умения адекватно оценивать конфликт. Как минимум на уровне определения личных целей (своих и подчиненного персонала), и многое, многое другое. Причем психология нужна как личностная, так и прикладная, со спецификой профессии! В том числе с умением сбалансировать себя, чтобы не допустить развала здоровья и личных качеств. Чтобы по отношению к женщине-бухгалтеру слово "стерва" звучало с оттенком восхищения, а не ненависти.
До сих пор не было на рынке ничего, что помогло бы бухгалтеру именно в этом.
Теперь - есть!
В начале статьи я упоминала о "камешке в ботинке". Совсем недавно судьба подарила мне встречу с человеком, носившим такой же "камешек". И генеалогия появления этого камешка была практически такая же, как и у меня. Татьяна Курдюмова ныне бизнес-тренер, а в прошлом имеет опыт работы главным бухгалтером и впоследствии долгое время имела многочисленные контакты с главбухами, работая в аудиторской фирме. Эта встреча позволила нам соединить наработки, которые были уже до встречи у каждой из нас и в результате появилась Карта компетенций главного бухгалтера.
Использование структуры ментальных карт дало замечательный эффект - посетители выставки редко оставляли Карту без внимания. И если до начала выставки мы могли еще сомневаться в объективности этой картины, то в результате общения с огромным числом посетителей стало ясно - карта верна! Мало того, ее привлекательность была такова, что постоянно раздавались просьбы получить ее на руки.
При этом стало очевидно еще и то, что абсолютно вся экспозиция выставки работала в области, обозначенной на карте желтым цветом. Четыре остальные области были представлены только у нас, что и отмечали наши посетители. Потому что наше предложение представляет собой Программу дополнительной профессиональной подготовки бухгалтеров . Причем не программу в смысле программного обеспечения (как по аналогии с остальной экспозицией думали некоторые посетители), а программу краткосрочных тренингов и семинаров, нацеленных на выработку практических навыков в области коммуникаций, организационных и управленческих компетенций, а также приобретение необходимых психологических знаний и качеств прикладного характера.
Все это было адаптировано нами, прошедшими путь главного бухгалтера лично, для нужд этой профессии. В настоящее время эта система включает в себя 23 тренинга. Но это не предел, это только начало. Идея этой программы заключается в том, чтобы тем людям, которые ощущают в своей работе негативные последствия отсутствующих компетенций, моги бы выбрать для себя самое необходимое и в короткие сроки (1 или 2 тренинг-дня) приобрести понимание и навыки в нужной области. Для тех же, кто находится в отдаленных районах и не в состоянии посетит тренинги, разрабатывается дистанционная форма.
Прямо на выставке мы получили много предложений по сотрудничеству и продвижению программы. Это говорит о том, что тема действительно чрезвычайно важна. Поступали вопросы и о предварительном тестировании. Однако, хотелось бы сказать о том, что в данном случае результативность тренингового процесса целиком и полностью опирается на принцип добровольности того, кто в нем участвует. Таким образом, привычные и ставшие стандартными методы HR - протестировать и отправить на дополнительное обучение, вряд ли подойдут в полной мере. Во-первых потому, что мы ориентировали нашу программу именно на главных бухгалтеров, которые способны оценить в себе нехватку каких-либо навыков самостоятельно. В данном случае ни один тест не в состоянии определить, например, отсутствие организационных навыков, так как тестирует сама жизнь, сама практика. Либо схема построения документооборота удачна, либо - нет, либо бухгалтер профессионально успешен, либо - нет. Это единственный тест, поскольку каждое предприятие - это абсолютно уникальный организм, а тесты, как бы нам этого ни хотелось, тяготеют к типизации. Во-вторых, тестирование означает заинтересованность в повышении квалификации бухгалтера самого руководителя, что предполагает в данном случае определенное качество отношений между руководителем и главным бухгалтером. И у этой темы есть особые тонкости, которые предполагается более подробно осветить в готовящейся книге.
Таким образом, предлагаемая нами система опирается на три принципа:
-
Осознание бухгалтером полноты необходимых в его работе профессиональных компетенций и "наложение" на текущую (или предполагаемую - в случае поиска работы) ситуацию на конкретном предприятии.
-
Самостоятельное (или с помощью консультантов) выявление своих "слабых мест", приносящих наибольший дискомфорт в работе.
-
Признание в себе желания это изменить и готовности применять навыки, полученные на тренингах в своей реальной работе.
Именно таких людей мы ждем на своих тренингах в первую очередь. Именно к ним в первую очередь была обращена наша экспозиция. И мы безмерно рады, что реальный заинтересованный отклик составил на порядок большее количество посетителей, чем предполагали наши ожидания. Нам едва хватило подготовленного с излишком раздаточного материала. Более того, в словах благодарности посетителей слышался один и тот же подтекст: "Наконец-то кто-то подумал о нас!".
Хотелось бы сказать и еще о некоторых встречах, которые произошли на выставке. У нас выясняли - по какой системе мы работаем - американской или европейской. Выясняли - почему те или иные компетенции изображены вверху, а другие - внизу. И что означает тот или иной цвет. На все это можно ответить только одно - ни о каких системах мы в момент сборки карты компетенций не думали, рисовали карту так, как видели и понимали ее, не закладывая глубокого смысла в месторасположение и цвет, разве что интуитивно руководствовались визуальным удобством ее чтения. Но заданные вопросы навели на мысль, чем отличается система краткосрочного тренингового образования от академической системы обучения, в которую, уверена, со временем войдет подготовка по выявленным компетенциям. Пройдет немного времени и эту карту очевидно "разложат на молекулы", расклассифицируют их по системам, чтобы потом включить их в систему подготовки начинающих бухгалтеров. И это будет по-своему правильно. Наше же предложение в данный момент обращено именно на тех, кто в этой профессии уже живет, уже существует и у кого неосознанные в свое время компетенции и, соответственно, неполученные по ним знания и навыки, породили определенный дискомфорт в работе, стрессы, состояние, что они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить. Только для тех, кому бытовой жизненный опыт не помог найти нужные профессиональные ключи! И исключительно на тех, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
Комментарии
Комментарии под этим материалом были скрыты
В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru