Счета-фактуры

Нужно ли составлять счета-фактуры при продаже товаров дистанционным способом физическим лицам?

Торговая организация осуществляет продажу товаров через интернет-магазин. Товары доставляются до покупателей – физических лиц почтовыми отправлениями с наложенным платежом (через ФГУП «Почта России»). Покупатели оплачивают товары наличкой при получении. Впоследствии денежные средства зачисляются на расчетный счет торговой организации. Должно ли предприятие торговли выставлять счета-фактуры в адрес покупателей, если да, то в каком порядке?

Торговая организация осуществляет продажу товаров через интернет-магазин. Товары доставляются до покупателей – физических лиц почтовыми отправлениями с наложенным платежом (через ФГУП «Почта России»). Покупатели оплачивают товары наличкой при получении. Впоследствии денежные средства зачисляются на расчетный счет торговой организации. Должно ли предприятие торговли выставлять счета-фактуры в адрес покупателей, если да, то в каком порядке?

Несколько слов о порядке продажи товаров дистанционным способом

Продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, Интернета, сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, признается продажей товаров дистанционным способом (Правила продажи товаров дистанционным способом[1]). Таким образом, реализация товаров через интернет-магазин является одной из форм дистанционной торговли.

При такой форме работы на продавца налагается ряд обязанностей, в частности он должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, цене и порядке оплаты, об условиях приобретения товара, о порядке его доставки, сроке службы и гарантийном сроке. Кроме того, покупателя следует проинформировать о месте нахождения продавца, его полном фирменном наименовании. Указанная информация размещается на сайте.

В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров – на русском языке):

  • наименование технического регламента (иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании), свидетельствующее о подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара (в отношении продуктов питания – сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки продуктов питания, противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях);
  • о цене в рублях и условия приобретения товара;
  • сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • сведения о сроке службы или сроке годности товаров;
  • о месте нахождения, фирменном наименовании изготовителя (продавца), месте нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – о наименовании страны происхождения товара;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды, и о предотвращении причинения вреда имуществу покупателя;
  • сведения о правилах продажи товаров;
  • информация о порядке и сроках возврата товара;
  • информация об энергетической эффективности товаров (если таковое предусмотрено российским законодательством).

Вся вышеперечисленная информация о товаре доводится до покупателя путем размещения на товаре, электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом. Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Кроме того, при продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Две нормы – три варианта

Итак, продажа товаров дистанционным способом имеет ряд особенностей как для покупателя (он не имеет возможности подержать товар в руках, осуществить примерку и т. п.), так и для продавца (в частности, на последнего налагается ряд обязанностей, которые отсутствуют при розничной продаже товаров обычным способом). Существующие особенности провоцируют возникновение отдельных вопросов в налоговом и бухгалтерском учете. В рамках данной статьи рассмотрим неоднозначную ситуацию: обязаны ли торговые предприятия при реализации товаров через интернет-магазин выставлять в отношении покупателей счета-фактуры?

Вариант 1: счета-фактуры выставляются в общеустановленном порядке

По общим правилам при реализации товаров не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки, продавец должен выставить покупателю счет-фактуру. Однако из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет предприятиями (ИП) розничной торговли (некоторыми иными организациями) требование по выставлению счетов-фактур считается выполненным, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Поскольку в данном конкретном случае нет наличных расчетов, кассовый чек торговым предприятием покупателю не выдается (при оплате товаров кассовый чек покупатель получит в отделении почты, принявшем наличные деньги). В связи с этим возникает вопрос: можно ли применять названную норму? Из буквального прочтения следует, что нет. Соответственно, у организации торговли нет оснований не составлять счета-фактуры в каждом случае реализации.

Вариант 2: возможно выставление одного сводного счета-фактуры

Как часто бывает, на помощь налогоплательщикам в неоднозначной ситуации пришел Минфин. Не отрицая тот факт, что положения п. 7 ст. 168 НК РФ в данной ситуации не применяются, он предложил свой, упрощенный вариант документооборота: выставление сводного счета-фактуры.

Реквизиты письма

Рекомендации чиновников

Письмо Минфина РФ от 20.06.2014 № 03‑07‑09/29630

Счета-фактуры по товарам, оплаченным физическими лицами наличными денежными средствами через ФГУП «Почта России», возможно выписывать в одном экземпляре для учета данных товаров продавцом на основании ежедневного отчета почты без указания в этом счете-фактуре сведений о каждом физическом лице – покупателе

Письмо Минфина РФ от 01.04.2014 № 03‑07‑09/14382

Торговые организации, реализующие товары физическим лицам, которые оплачены последними в безналичном порядке, не освобождаются от обязанности составлять счета-фактуры. Но с учетом того, что физические лица не являются плательщиками НДС и этот налог к вычету не принимают, счета-фактуры возможно выписывать в одном экземпляре по итогам налогового периода. В случае отсутствия у продавца информации о физических лицах в соответствующих строках счета-фактуры проставляются прочерки

То есть чиновники рекомендуют интернет-магазинам при реализации товаров по договорам розничной купли-продажи обязанность по выставлению счета-фактуры выполнять путем составления сводного документа (ежедневно, ежемесячно либо ежеквартально – по усмотрению организации). Соответственно, в книге продаж регистрировать нужно именно его. Данный вариант, безусловно, удобен для бизнесменов. Но все же отметим, что Налоговый кодекс подобных «упрощений» не предполагает.

Вариант 3: счет-фактуру можно не выставлять, если с покупателем достигнуто соответствующее соглашение

С IV квартала 2014 года в налоговом законодательстве действует новое положение: при совершении операций по реализации товаров лицам, не являющимся плательщиками НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Возникает два вопроса:

  1. Как заручиться согласием покупателя в случае реализации товаров дистанционным способом?
  2. На основании каких документов (и как часто) производить записи в книге продаж?

Начнем по порядку. При продаже товаров дистанционным способом предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц (в случае если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора), признается публичной офертой. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар либо с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека (иного документа), подтверждающего оплату товара (п. 12, 20 Правил продажи товаров дистанционным способом).

По нашему мнению, получить согласие покупателя на несоставление счета-фактуры можно одним из следующих способов:

  • непосредственно на своем сайте в сети Интернет. Например, посредством предложения покупателю заполнить соответствующую анкету и проставить галочку под условиями оферты, содержащей в том числе формулировку о возможности несоставления счетов-фактур;
  • в момент доставки товара. Напомним, что продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию, поименованную в п. 9 Правил продажи товаров дистанционным способом, в том числе сведения о правилах продажи товаров. Одновременно с этим может быть достигнуто соглашение и о несоставлении счетов-фактур.

Что касается второго вопроса. Налоговики в Письме от 27.01.2015 №ЕД-4-15/1066@[2] разъяснили, что в случае несоставления счетов-фактур на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например, бухгалтерская справка-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала). Таким образом, в книге продаж могут быть зарегистрированы почтовые квитанции, отчеты ФГУП «Почта России», подтверждающие факт реализации товаров. И что немаловажно, по мнению чиновников, для сокращения документооборота делать это можно не многократно за день, а суммарно, на основании сводных документов за определенный период времени (день, неделя, месяц, квартал).

* * 

При реализации товаров дистанционным способом самым удобным для бухгалтеров вариантом составления счетов-фактур (в плане сокращения документооборота), безусловно, является второй –

составление единого сводного счета-фактуры за период (день, неделя, месяц, квартал). Главное, чтобы дата выставления и регистрации счета-фактуры в книге продаж соответствовала налоговому периоду (кварталу), в котором произошла продажа товаров. Что ж, если налоговики и чиновники не против применения такого подхода, разумно пользоваться именно им. Но все же считаем важным подчеркнуть, что он не основан на нормах налогового законодательства.

Если четко следовать инструкциям, торговое предприятие либо должно составлять счета-фактуры в общеустановленном порядке (вариант 1), либо не составлять их вовсе, но при этом оно должно заручиться согласием покупателя (вариант 3). В случае применения последнего метода в книге продаж подлежат регистрации первичные документы, подтверждающие осуществление хозяйственных операций.


[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

[2] Данное письмо согласовано с Минфином (Письмо от 22.01.2015 № 03‑07‑15/1704).

Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"

Начать дискуссию