Минэкономразвития завершило подготовку законопроекта, заменяющего обязательное энергетическое обследование бюджетных учреждений добровольным. Однако отмена существующих требований не означает команду «Вольно!». Введение системы декларирования повысит ответственность потребителей энергоресурсов.
Основными целями проекта являются корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы до 2020 года с учетом их фактического потенциала энергосбережения.
Данная норма предусмотрена ст. 24 Закона об энергосбережении[1]: государственное (муниципальное) учреждение обязано в течение пяти лет обеспечивать ежегодное снижение в сопоставимых условиях потребляемых объемов воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля от уровня потребления 2009 года каждого из указанных ресурсов не менее чем 3%.
Реализация этого положения стала возможной после принятия Приказа Минэкономразвития РФ № 591[2], устанавливающего порядок определения объемов снижения потребляемых учреждениями ресурсов в сопоставимых условиях и изменений, принятых в целях устранения недоработок, препятствующих объективному расчету показателей названного снижения, действующих с 28.10.2012.
Что такое декларация о потреблении энергоресурсов?
В пояснительной записке к законопроекту указано, что с момента принятия вышеперечисленных требований сохраняются высокий потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности учреждений и невысокая динамика его снижения (ниже показателей, запланированных ч. 1 ст. 24 Закона об энергосбережении).
Нововведение должно изменить порядок, при котором обследование делается только ради получения энергопаспорта. На этом акцентировал внимание начальник отдела энергосбережения и повышения энергоэффективности Минэнерго Р. В. Неуступкин в ходе конгресса «Энергоэффективность. XXI век»[3].
Согласно действующему законодательству учреждения бюджетной сферы обязаны провести энергообследование и получить энергопаспорт. Однако они не обязаны проводить мероприятия, которые разработал энергоаудитор. Предполагается, что добровольный формат энергетического обследования повысит степень ответственности в данной области.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться не путем введения обязательного энергетического обследования, а путем установления обязанности представления декларации о потреблении энергетических ресурсов.
Декларация о потреблении энергетических ресурсов – это документ, содержащий информацию об объеме и эффективности потребления энергоресурсов органом государственной власти, органом местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, государственными или муниципальными учреждениями.
Согласно действующему закону энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом об энергосбережении оно должно быть проведено в обязательном порядке. Статья 16 названного закона как раз и устанавливает обязательность подобного обследование для бюджетных учреждений. Законопроект отменяет указанную оговорку: любое энергетическое обследование будет проводиться в добровольном порядке.
А вот составление деклараций и их предоставление в федеральный орган исполнительной власти будет обязательным для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Сможет ли бюджетное учреждение самостоятельно составить декларацию о потреблении энергетических ресурсов? Ответ зависит от формы декларации, которая будет утверждена после принятия законопроекта. Если форма будет включать в себя сложные расчеты, то, скорее всего, энергетическое обследования все же потребуется.
Здесь можно провести аналогию с декларированием пожарной безопасности[4]. Представляя такую декларацию, учреждение как бы заявляет о том, что оно знает правила и обязуется их соблюдать. На сайте МЧС существует подробная инструкция по самостоятельному составлению данной декларации. Если документ составлен неверно, его возвращают на доработку с указанием ошибок. Однако многие учреждения при составлении пожарной декларации все же предпочитают тратить деньги на услуги специалистов.
Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, будет поручено утверждение формы декларации и установление порядка ее подачи.
Законопроект предусматривает возможность представления декларации в виде электронного документа.
Показатели тоже изменятся
Принимая во внимание разную достижимость запланированных темпов снижения потребления каждого вида ресурсов, а также возможные структурные изменения в потреблении энергетических ресурсов путем замещения одного вида топлива другим, проект предлагает выделить в качестве показателя, характеризующего снижение объема потребленных топливных ресурсов, сумму значений показателя снижения объема для топливного эквивалента каждого потребленного энергетического ресурса.
Согласно изменениям, предлагаемым для внесения в Закон об энергосбережении, начиная с определенного года бюджетное учреждение будет обязано снизить в сопоставимых условиях суммарный потребленный объем топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электроэнергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 10% от суммарного объема ресурсов, фактически потребленных в предыдущем году (по действующему закону – 15%), с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 2% (сейчас – 3%). Следует обратить внимание, что будет учитываться именно суммарный объем потребления указанных ресурсов.
Отметим, что предусмотрен расчет отдельного показателя для воды.
Начиная с определенного периода бюджетников обяжут снизить в сопоставимых условиях объем потребленной воды в течение пяти лет не менее чем на 5% от объема воды, фактически потребленной в предыдущем году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 1%.
Как будут распределяться субсидии?
Данные деклараций будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование деклараций и сведений энергетических паспортов, составленных по результатам соответствующих обследований, будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Информация, собранная при обработке, систематизации и анализе деклараций и энергетических паспортов, будет анализироваться для получения данных об уровне использования бюджетными учреждениями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и энергоэффективности, о лицах, имеющих наилучшие показатели в этой области.
ГРБС будут предоставлять субсидии бюджетным и автономным учреждениям на основании сведений:
- о суммарном объеме фактически потребленных учреждениями в первом году отчетного периода дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, уменьшенном в сопоставимых условиях на 10% в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на 2%;
- об объеме фактически потребленной учреждениями в первом году отчетного периода воды, уменьшенном в сопоставимых условиях на 5% в течение пяти лет с ежегодным снижением названного объема на 1%.
Важно, что при планировании указанных бюджетных ассигнований не будет учитываться сокращение расходов учреждения, достигнутое в результате уменьшения суммарных объемов фактически потребленных ресурсов и воды сверх установленных.
А в отношении учреждений, заключавших энергосервисные контракты на срок не менее пяти лет и выполняющих требования Закона об энергосбережении по обязательному фактическому сокращению расхода ресурсов в сопоставимых условиях, при планировании бюджетных ассигнований не будет применяться условие о ежегодном снижении соответствующих объемов на оплату фактически потребленных энергетических ресурсов и воды.
Условие о ежегодном обязательном фактическом сокращении расходов потребленных ресурсов в сопоставимых условиях не будет применяться к учреждениям, выполняющим общее требование обязательного снижения потребления энергетических ресурсов и воды в срок менее чем за пять лет.
К сведению
Если в первый же год случится экономия в размере 60% от базы расчетного года? Надо ли все оставшиеся четыре года снижать объем потребления не менее чем 1% ежегодно, как требует закон? Законопроект предусматривает случаи, когда учреждение выполняет общее условие обязательного снижения потребления энергетических ресурсов и воды в срок менее чем за пять лет, – тогда к учреждению не применяется условие о ежегодном обязательном фактическом сокращении расходов потребленных им ресурсов в сопоставимых условиях.
Из каких средств можно будет оплачивать заключенный и строго выполняемый энергосервисный контракт, если сегодня ГРБС последовательно и ежегодно снижает ассигнования на оплату ресурсов в конкретном учреждении на установленные в законе 3%? Законопроект учитывает случаи, когда учреждения заключили энергосервисные контракты на срок не менее пяти лет и выполняются требования законодательства об энергоэффективности по обязательному фактическому сокращению расходов потребленных им ресурсов в сопоставимых условиях. Для таких учреждений главные распорядители бюджетных средств при планировании бюджетных ассигнований не применяют условие о ежегодном снижении соответствующих объемов на оплату фактически потребленных энергетических ресурсов и воды.
Информационная система
Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется в том числе посредством государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (gisee.ru).
В Закон об энергосбережении будет внесено дополнение, согласно которому информация, содержащаяся в указанной системе, в обязательном порядке должна включать в себя сведения об объемах снижения потребляемых учреждениями ресурсов и о сопоставимых условиях, влияющих на определение названных объемов снижения. Система, кроме всего прочего, должна будет содержать данные и о потреблении энергетических ресурсов органами государственной власти, органами местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, государственными или муниципальными учреждениями.
* * *
Текст документа прошел общественное обсуждение, был доработан и направлен на рассмотрение в Минюст – возможно, в него внесут изменения. Однако базовые принципы должны остаться неизменными. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» разработан во исполнение п. 11 Протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 22.11.2013 № 4.
[1] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
[2] Приказ Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями ресурсов в сопоставимых условиях».
[3] 11.03.2014 года в Москве в ЦВК «Экспоцентр» в рамках выставки «Мир климата – 2014» проходила весенняя сессия VI Международного конгресса «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий».
[4] О составлении пожарной декларации см. статью С. П. Фролова «Все очень просто, или Составляем пожарную декларацию», № 8, 2014.
Источник: Журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера "
Начать дискуссию