Бюджетный учет

Игрушки и прочий инвентарь для детского сада

Деятельность детских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) невозможно представить без наличия в них игрушек, спортивного инвентаря, уличных игровых площадок и прочей подобной атрибутики. Какие требования предъявляются к этим объектам нефинансовых активов и как их следует учитывать, рассмотрим в данной статье.

Деятельность детских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) невозможно представить без наличия в них игрушек, спортивного инвентаря, уличных игровых площадок и прочей подобной атрибутики. Какие требования предъявляются к этим объектам нефинансовых активов и как их следует учитывать, рассмотрим в данной статье.

Требования к материальному обеспечению ДОУ

Деятельность ДОУ организуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС № 1155). В нем представлены обязательные требования к дошкольному образованию, в том числе к материально-техническим и финансовым условиям его реализации, а также к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.1 ФГОС № 1155).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде заключаются в том, что данная среда призвана обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к нему или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста должны соответствовать их возрастным особенностям, способствовать охране и укреплению их здоровья, учитывать особенности и коррекцию недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспе­чивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (п. 3.3.2 ФГОС № 1155).

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспе­чивать (п. 3.3.3 ФГОС № 1155):

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Кроме этого, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4 ФГОС № 1155).

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

При этом образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой учреждения).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • наличие в ДОУ полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Согласно п. 3.3.5 ФГОС № 1155 образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (включая расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

Поскольку все требования предъявляются в рамках ФГОС, учреждение для их исполнения вправе рассчитывать на финансирование за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Однако далеко не все субъекты РФ могут обеспечивать в полной мере такое финансирование, а значит, учреждения должны уже самостоятельно изыскивать средства и способы для исполнения данных требований.

Приведем классификацию игрушек в зависимости от видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной (Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03‑51‑46ин/14-03).

Для игровой деятельности необходимы:

  • сюжетные игры и игрушки;
  • игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
  • игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
  • различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
  • игры с правилами;
  • мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. – на физическую компетенцию;
  • детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п. – на умственную компетенцию;
  • настольные игры типа «гусек» и «лото» – на удачу (шансовые).

Для познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки. К ним относятся:

  • пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
  • настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению, – разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
  • материалы для простейшего экспериментирования – металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др. Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

  • мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций;
  • набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. – для развития координации и ловкости;
  • различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
  • эспандеры, гимнастические палки и др. – для формирования правильной осанки ребенка.

При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

Приведенная классификация может быть полезной при подготовке документации для проведения конкурсных процедур определения поставщиков данных товаров в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бухгалтерский учет игрушек

На каком счете учитывать игрушки. Прежде чем перейти к описанию вариантов поступления игрового инвентаря в учреждение, рассмотрим вопрос отнесения его к тому или иному виду нефинансовых активов.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н[1] материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, принимаются к учету в качестве основных средств.

Пунктом 99 Инструкции № 157н установлено, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также целый ряд материальных ценностей, поименованных далее. В этом перечне нет игрушек и игрового инвентаря, но это не значит, что они не могут быть учтены в составе материальных запасов.

Окончательное решение о том, к какому виду нефинансовых активов отнести те или иные игрушки и инвентарь, должна принять комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Исходя из приведенных определений рассматриваемые нами объекты могут быть отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам.

На каких же аналитических счетах следует учитывать игрушки, принимаемые к учету в качестве основных средств и материалов?

В составе основных средств игровой инвентарь нужно учитывать на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» (п. 53 Инструкции № 157н).

В соответствии с ОК 013‑94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (ОКОФ), отдельным объектам, например спортивному инвентарю ДОУ, могут быть присвоены коды ОКОФ:

  • 16 3693550 «Изделия спортивные для учебных заведений и дошкольных учреждений»;
  • 16 3693552 «Оборудование и инвентарь спортивный для дошкольных учреждений»;
  • 16 3693553 «Наборы спортивные детские».

Остальному имуществу присваивается код ОКОФ 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

В составе материалов игрушки следует учитывать на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, игрушки, которые планируется учитывать в составе основных средств, будут приобретаться за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а игрушки, принимаемые в состав материальных запасов, – за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Поступление игрового инвентаря в ДОУ. Способов поступления игрушек в ДОУ несколько:

  • приобретение за плату;
  • поступление от учредителя;
  • поступление от организаций и физических лиц в качестве благотворительных взносов и пожертвований.

Основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения является приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Форма данного документа утверждена Приказом № 52н[2] и составляется при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств и материальных запасов) в учреждение. Кроме этого, учетной политикой учреждения может быть установлена обязанность составлять акт о приемке-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при приобретении и безвозмездном поступлении таких активов. В обязательном порядке он должен составляться при передаче нефинансовых активов между учреждениями, между учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе при закреплении права оперативного управления.

Рассмотрим, какими бухгалтерскими записями отражается поступление игрового инвентаря в учреждение в соответствии с Инструкцией № 183н[3].

Содержание операции

Основные средства

Материальные запасы

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Приобретение за плату у поставщика

0 106 21 000

0 106 31 000

0 302 31 000

0 208 31 000

0 105 26 000

0 105 36 000

0 302 34 000

0 208 34 000

Принятие к учету в состав основных средств

0 101 26 000

0 101 36 000

0 106 21 000

0 106 31 000

 

 

Безвозмездное поступление игрушек

0 101 26 000

0 101 36 000

0 304 04 310

0 401 10 180

0 105 26 000

0 105 36 000

0 304 04 340

0 401 10 180

Выдача игрушек в эксплуатацию. Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно отражается на основании первичного учетного документа – ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по дебету счетов 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации» (п. 10 Инструкции № 183н).

Тем же документом оформляется выдача в эксплуатацию игрушек, учитываемых в составе материальных запасов. При этом согласно п. 35 Инструкции № 183н происходит смена материально ответственных лиц в рамках движения по одному счету 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Аналитический учет игрушек – основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц на инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов).

Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на игрушки стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию будет начисляться 100% амортизация. На игрушки дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.

Списание пришедших в негодность игрушек и инвентаря. Пришедшие в негодность игрушки и инвентарь подлежат списанию с балансового и забалансового учета, если они там числились. Если они являлись объектами основных средств, то при их списании должны соблюдаться положения Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 о порядке списания движимого и недвижимого имущества учреждения.

Согласно п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. При этом составляется оправдательный документ (первичный (сводный) учетный документ) – акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (в соответствии с Приказом № 52н). Данный документ служит основанием для отражения в учете операций по выбытию основных средств.

Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. будет являться акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Решение о списании игрушек – материальных запасов также принимается комиссией по поступлению и выбытию активов. Ею составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), на основании которого в бухгалтерском учете производятся соответствующие бухгалтерские записи.

Типовые операции по списанию будут отражаться следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание амортизации игрового инвентаря (основного средства)

0 104 26 000

0 104 36 000

0 101 26 000

0 101 36 000

Списание остаточной стоимости игрового инвентаря (основного средства)

0 401 10 172

0 101 26 000

0 101 36 000

Списание с забалансового учета игрового инвентаря стоимостью до 3 000 руб.

 

21

Списание игрушек и инвентаря, учитываемого в составе материалов

0 401 20 271

0 109 00 271

0 105 26 000

0 105 36 000

Автономное дошкольное образовательное учреждение за счет средств на выполнение государственного задания по безналичному расчету приобрело следующие нефинансовые активы:

  • мягкие игровые модули для спортивного уголка стоимостью 41 000 руб.;
  • конструктор LEGO стоимостью 3 000 руб.;
  • бумагу, краски, карандаши, пластилин на общую сумму 5 000 руб. (приобретены через подотчетное лицо).

Решением комиссии по поступлению и выбытию активов игровые модули и конструктор принимаются к учету в составе иного движимого имущества учреждения основных средств, а остальное имущество – в состав материальных запасов.

Все имущество принято к учету и введено в эксплуатацию. Мягким игровым модулям установлен срок полезного использования, равный 3 годам (36 месяцам).

Кроме этого, принято решение о списании пришедшего в негодность игрового инвентаря на сумму 3 500 руб., числящегося на забалансовом учете.

Ежемесячная норма амортизации на мягкие модули составит 1 139 руб. (41 000 руб. / 36 мес.).

Данные операции в учете автономного учреждения будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приобретены у поставщика мягкие игровые модули

4 106 36 000

4 302 31 000

41 000

Приобретен у поставщика конструктор LEGO

4 106 36 000

4 302 31 000

3 000

Приобретены через подотчетное лицо бумага, карандаши, краски, пластилин

4 105 36 000

4 208 34 000

5 000

Приняты к учету мягкие игровые модули

4 101 36 000

4 106 31 000

41 000

Принят к учету конструктор LEGO

4 101 36 000

4 106 31 000

3 000

Конструктор LEGO выдан в эксплуатацию

4 109 60 271

Забалансовый счет 21

4 101 36 000

3 000

Выданы для расходования в основной деятельности бумага, краски, карандаши, пластилин

4 109 60 272

4 105 36 000

5 000

Начислена амортизация начиная с месяца, следующего за принятием к учету мягких модулей

4 109 60 271

4 104 36 000

1 139

Списан пришедший в негодность игровой инвентарь

 

21

3 500

* * *

Для осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными учреждениями им необходим достаточно большой спектр игрового и обучающего инвентаря. Данные нефинансовые активы должны в первую очередь отвечать требованиям безопасности, а также соответствовать возрастным особенностям детей. Они могут быть приняты к учету и в составе основных средств, и в составе материальных запасов. Решение по этому вопросу, как и по вопросу списания их с учета, принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (на момент подготовки номера в печать находится на регистрации в Минюсте).

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Источник: Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • paliy99