Страховые взносы

Вопросы предоставления отсрочки по уплате страховых взносов

Изменения, определяющие механизм предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, вступили в силу 1 января 2015 года. Однако на практике до сих пор возникают проблемы с оформлением всех необходимых документов. В связи с этим Пенсионным фондом было выпущено Письмо от 20.04.2015 № НП-30-26/4958 «О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек)».

Изменения, определяющие механизм предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, вступили в силу 1 января 2015 года. Однако на практике до сих пор возникают проблемы с оформлением всех необходимых документов. В связи с этим Пенсионным фондом было выпущено Письмо от 20.04.2015 № НП-30-26/4958 «О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек)». В частности, специалисты фонда указали, что при решении вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов следует учитывать коэффициент платежеспособности плательщика страховых взносов.

В начале напомним, что отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (далее – отсрочка по уплате страховых взносов) представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии установленных Федеральным законом №212‑ФЗ[1] оснований на срок, не превышающий одного года, с единовременной (поэтапной – для рассрочки) уплатой задолженности по страховым взносам. При этом отсрочка по уплате страховых взносов не отменяет существующей обязанности по уплате страховых взносов и не создает новой обязанности по их уплате.

Предоставление отсрочки по уплате страховых взносов предусмотрено в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования.

Обратите внимание

Отсрочка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставляется по страховым взносам на финансирование страховой пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии.

Кто предоставляет такую отсрочку? Органами, к компетенции которых относится принятие решений о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, являются:

  • органы ПФР – в отношении страховых взносов, уплачиваемых в бюджеты ПФР и ФФОМС;
  • органы ФСС – в отношении страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ФСС.

В каких случаях может быть предоставлена отсрочка? Отсрочка по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить данные страховые взносы в установленный срок, если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты им таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка. При этом должно присутствовать хотя бы одно из оснований для предоставления отсрочки, приведенных в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона №212‑ФЗ.

Основание для предоставления отсрочки

Особенности предоставления отсрочки по данному основанию

Плательщику страховых взносов причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы

В случае предоставления отсрочки по этому основанию на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются

– плательщику страховых взносов не предоставлены (несвоевременно предоставлены) бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств;

– до плательщика страховых взносов – получателя бюджетных средств не доведены (несвоевременно доведены) предельные объемы финансирования расходов в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по их уплате;

При предоставлении отсрочки по данному основанию на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются

– плательщику страховых взносов не перечислены (несвоевременно перечислены) из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, денежные средства, в том числе в счет оплаты оказанных им услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

 

Плательщик страховых взносов имеет сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг

В случае предоставления отсрочки по данному основанию на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки по уплате страховых взносов, предоставленной плательщику страховых взносов

Какие обстоятельства исключают предоставление отсрочки по уплате страховых взносов? В статье 18.2 Федерального закона №212‑ФЗ приведены обстоятельства, при наличии которых отсрочка не может быть предоставлена:

  • в отношении плательщика страховых взносов ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования. В данном случае решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения плательщик страховых взносов уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня его отмены;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки в связи с нарушением условий предоставления отсрочки по уплате страховых взносов.

Оформление документов в связи с предоставлением отсрочки по уплате страховых взносов

Согласно п. 9 ст. 18.1 Федерального закона №212-ФЗ формы документов, применяемых при предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, утверждаются органами контроля за уплатой страховых взносов. Формы документов для получения отсрочки по уплате взносов в Пенсионный фонд утверждены Постановлением Правления ПФР от 20.02.2015 №35п. Формы в отношении взносов на обязательное социальное страхование должен установить ФСС.

Заявление о предоставлении отсрочки. Для предоставления отсрочки плательщик страховых взносов обращается в соответствующий орган с заявлением.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
  • справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых ему счетов в банках;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
  • обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки, а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки.

К сведению

Комплект документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки, зависит от основания для ее предоставления.

Ниже в таблице мы представили перечни документов, которые необходимо подать в связи с причинением ущерба в результате стихийных бедствий (обстоятельств непреодолимой силы) и отсутствием финансирования (недостаточным финансированием) из бюджета, то есть с теми обстоятельствами, с которыми наиболее вероятно могут столкнуться государственные (муниципальные) учреждения.

Основание для предоставления отсрочки

Документы, подтверждающие наличие данного основания

Причинение ущерба в результате стихийных бедствий, обстоятельств непреодолимой силы

– заключение о факте наступления в отношении плательщика страховых взносов обстоятельств непреодолимой силы;

– акт оценки причиненного плательщику страховых взносов ущерба в результате указанных обстоятельств.

Данные документы должны быть составлены органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Отсутствие финансирования (недостаточное финансирование) из бюджета

Плательщик страховых взносов – получатель бюджетных средств представляет документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) плательщику страховых взносов, и (или) сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до него в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов.

Плательщик страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета, в том числе в счет оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагает:

– документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для свое­временного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов;

– документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов, в счет оплаты оказанных им услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

Решение о предоставлении отсрочки. Решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов или об отказе в ее предоставлении принимается соответствующим органом в течение
30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки. По ходатайству плательщика страховых взносов данный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов.

Обратите внимание

Решение о предоставлении отсрочки вступает в силу со дня, установленного в таком решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу данного решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Копия решения о предоставлении отсрочки или об отказе в ее предоставлении направляется органом, к компетенции которого относится принятие решения о предоставлении отсрочки, плательщику страховых взносов в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Разъяснения ПФР по вопросам предоставления плательщикам страховых взносов
отсрочки по их уплате

В Письме №НП-30-26/4958 Пенсионным фондом были рассмотрены обращения отделений ПФР по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений плательщиков страховых взносов о предоставлении отсрочки по их уплате и прилагаемых к заявлениям документов, указанных в ч. 1 ст. 18.4 Федерального закона №212‑ФЗ.

Специалисты фонда уточнили, что п. 3 и 4 ст. 18.1 Федерального закона №212‑ФЗ предусмотрено представление плательщиком страховых взносов вместе с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов следующих документов:

  • справок банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке (для бюджетной организации – соответствующих справок из управления Федерального казначейства);
  • справок банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика в банках (для бюджетной организации – соответствующих справок из управления Федерального казначейства).

Сведения, содержащиеся в представленных плательщиком документах, с учетом нормы, предусмотренной в п. 3 названной статьи, могут быть использованы в качестве инструмента для определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом №212‑ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка по их уплате.

В частности, из содержания справок банков можно определить коэффициент платежеспособности плательщика Кпл (коэффициент оборачиваемости денежных потоков), который может применяться в качестве одного из критериев оценки наличия вышеуказанных оснований и, соответственно, целесообразности предоставления плательщику отсрочки.

Для расчета коэффициента Кпл определяются следующие показатели по всем открытым счетам плательщика страховых взносов в банках:

  • сумма входящих остатков денежных средств (в рублях) по состоянию на начало шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (ВхОст);
  • сумма поступлений денежных средств (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче указанного заявления (ИтОбприход);
  • сумма платежей (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче данного заявления (ИтОбрасход);
  • сумма денежных средств по неоплаченным расчетным документам плательщика, помещенным в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (в рублях), по всем счетам плательщика страховых взносов в банках (К90902).

Коэффициент Кпл определяется по формуле:

Кпл

=

(ВхОст + ИтОбприход)

/

(ИтОбрасход + К90902).

 

Значение коэффициента Кпл не менее 1 подтверждает наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом №212‑ФЗ сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки по их уплате.

Для определения коэффициента Кпл на основании данных из представленных плательщиком страховых взносов справок банков можно использовать таблицы «Информация о счетах плательщика страховых взносов в банках» и «Определение коэффициента платежеспособности», формы которых приложены к Письму ПФР №НП-30-26/4958 (см. стр. 47).

Помимо сведений, содержащихся в представленных плательщиком документах, в качестве критерия определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом №212‑ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка по их уплате, могут использоваться сравнительные данные суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, указанными в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона №212‑ФЗ, являющимися основаниями для предоставления плательщику страховых взносов отсрочки по их уплате, и общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам.

В частности, значительное превышение общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам над суммой задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, обозначенными в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона №212‑ФЗ, свидетельствует о наличии иных значимых причин, по которым плательщик не уплачивал своевременно страховые взносы в полном объеме, что, в свою очередь, не может гарантировать возникновение у плательщика возможности уплаты страховых взносов в предусмотренные Федеральным законом №212‑ФЗ сроки в случае предоставления ему отсрочки.

Соотношение суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, определенными в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона №212‑ФЗ, и общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам, составляющее не менее 70%, может рассматриваться как наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки по их уплате.

Прекращение действия отсрочки

Действие отсрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения либо до истечения такого срока.

Основаниями для досрочного прекращения действия отсрочки являются:

  • наличие задолженности по уплате платежей по страховым взносам на финансирование накопительной части пенсии. Действие отсрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставляемой территориальными органами ПФР, прекращается при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии;
  • нарушение плательщиком страховых взносов условий предоставления отсрочки;
  • уплата причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

К сведению

При досрочном прекращении действия отсрочки, предоставленной в связи с отсутствием финансирования (недостаточным финансированием) из бюджета или сезонным характером работ, плательщик страховых взносов должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты данной суммы включительно.

Итак, отсрочка по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты им таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка. Для предоставления отсрочки плательщик страховых взносов обращается в соответствующий орган с заявлением, к которому прилагаются предусмотренные Федеральным законом № 212‑ФЗ документы. При решении вопроса о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов следует учитывать коэффициент платежеспособности плательщика страховых взносов.


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Источник: Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию