ЭДО

Бизнес в один клик

Предприниматели Московского региона получили доступ к ряду госуслуг в режиме онлайн, а также в многофункциональных центрах. В ближайших планах столичных властей — создание сети специализированных центров для бизнеса.

Предприниматели Московского региона получили доступ к ряду госуслуг в режиме онлайн, а также в многофункциональных центрах. В ближайших планах столичных властей — создание сети специализированных центров для бизнеса.

Практика предоставления государственных услуг в режиме «одного окна» — одна из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания. Количество государственных и муниципальных услуг, оказываемых в многофункциональных центрах (МФЦ), исчисляется сотнями. Более того, внедряется экстерриториальный принцип, при котором не важно место прописки посетителя. Все это демонстрирует, насколько сильно эволюционировал институт МФЦ в нашей стране с 2007 года, когда были созданы первые 16 отделений. За это время вся система МФЦ перешла на качественно новый уровень. Сегодня таких центров в стране 1 195 (в Москве и области их количество приближается к двум сотням). Помимо множества региональных, муниципальных услуг, в центрах растет количество услуг от федеральных ведомств (Росреестра, ФНС и пр.), в оперативном получении которых заинтересовано уже не только население, но и бизнес.

Заплати и спи спокойно

Для решения большинства налоговых вопросов столичным предпринимателям, как и рядовым горожанам, не обязательно теперь обращаться в территориальные инспекции Федеральной налоговой службы (ФНС). С мая этого года сотрудники местных центров госуслуг «Мои документы» (под этим брендом МФЦ в Москве работают с прошлого года) начали оказывать четыре услуги столичного управления ФНС. Как рассказали «Бизнес-журналу» в пресс-службе московских центров госуслуг, речь идет о бесплатном информировании налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и порядке их уплаты, предоставлении сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ и справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, штрафов. «Эти услуги можно получить по экстерриториальному принципу — в любом удобном центре «Мои документы», без привязки к месту прописки в столице», — поясняет сотрудник пресс-службы Егор Гараев.

Эти услуги оказываются также в мобильных офисах, которые работают в населенных пунктах Новой Москвы (ТиНАО) и Молжаниновском районе (САО). В месяц мобильные офисы центров госуслуг «Мои документы» совершают примерно 50 выездов. В общей сложности «вне офиса» можно получить 30 услуг семнадцати органов власти. В ряде поселений — для удобства посетителей — «мобильные сотрудники» центров проводят совместные приемы с МосгорБТИ.

Сведениями о том, сколько предпринимателей с весны смогло решить свои налоговые вопросы с помощью центров госуслуг, ведомство не располагает. «Когда к нам приходят посетители, мы не спрашиваем их о роде деятельности, для нас они все москвичи», — уточняет Егор Гараев. Зато ему точно известен результат пилотного проекта по государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, который проводится в центре госуслуг района Басманный. За три месяца эксперимента этой услугой воспользовались всего четыре человека. Видимо, предприниматели не особенно осведомлены о новой возможности и продолжают решать вопросы с регистрацией в привычном месте — в 46‑й инспекции ФНС.

Строить и жить помогают

Как рассказал «Бизнес-журналу» министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев, до 80% «живых» обращений в МФЦ Подмосковья приходится на услуги Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Как минимум половина из них — это «бизнес-обращения» (похожие доля и соотношение характерны, в принципе, для всех регионов страны). Чтобы снизить нагрузку на МФЦ, Росреестр с 1 июня этого года начал принимать по всей территории России документы для государственной регистрации прав на недвижимость в электронном виде. Преимущества электронного сервиса Росреестра предприниматели и жители Подмосковья оценили одними из первых. Здесь услуга в тестовом режиме стала доступна еще в апреле. Первую в России регистрацию права с помощью электронной формы подачи документа осуществила подмосковная компания «Земельное развитие».

— Для начала наши специалисты отправили через портал Росреестра заявление, заверенное электронно-цифровой подписью (ЭЦП), и необходимые документы для регистрации перехода права на земельный участок по договору купли-продажи, — делится опытом гендиректор компании «Земельное развитие» Павел Романов. — Ровно через минуту система отправила ответ, что документы получены, и предложила оплатить госпошлину, предоставив код платежа. И уже на следующий день после оплаты регистратор начал проводить правовую экспертизу поступивших электронных документов. А через неделю право собственности было успешно зарегистрировано.

С тех пор Подмосковье сохраняет за собой лидирующие позиции в стране по «электронному приему». Для стимулирования перехода юридических лиц на электронный документооборот в Московской области с 1 июля этого года срок государственной регистрации прав при подаче документов в электронном виде сокращен в два раза и составляет не более 5 рабочих дней.

По словам заместителя председателя правительства Московской области Александра Чупракова, Министерство имущественных отношений региона оформило 53 усиленных ЭЦП и с 1 августа перешло на электронный вид подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что сняло необходимость посещения территориальных отделов Росреестра или МФЦ. «Переход на электронный вид подачи документов позволил Миноблимуществу ускорить оформление прав субъекта федерации на недвижимое имущество и последующее внесение соответствующих сведений в региональный реестр имущества», — сообщил «Бизнес-журналу» чиновник. Помимо регистрации прав, ведомство оперативно получает с помощью портала Росреестра сведения о правах, ограничениях и обременениях на недвижимое имущество.

«Электронные сервисы Росреестра не только способствуют ускорению прохождения процедур, необходимых для совершения регистрационных действий, но и ставят «электронный барьер» коррупции, — считает руководитель областного управления Росреестра Сергей Богданов. — Немаловажно, что госпошлина при подаче документов на регистрацию в электронном виде для «физиков» на 30% ниже, чем при регистрации в общем порядке». О предоставлении в будущем аналогичной скидки и для юридических лиц он в разговоре с «Бизнес-журналом» также пообещал подумать.

Меры по популяризации «электронного приема» среди предпринимателей приносят свои плоды. Сейчас количество онлайн-заявлений превысило тысячу.

В свою очередь, член президиума генерального совета «Деловой России», генеральный директор девелоперской компании «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик отмечает безусловную важность электронных услуг для юрлиц — как способ устранить существующие административные барьеры. Однако, по его мнению, сервис требует доработки с учетом потребностей бизнеса. Например, было бы целесообразным создать личный кабинет для предпринимателей, которые подают большое количество документов одновременно, и тогда им не нужно будет каждый раз вносить в базу данные о своей компании. Это позволит оптимизировать временн’ые затраты на процедуру. Он также предлагает закрепить на законодательном уровне срок регистрации прав при подаче документов в электронном виде — до 5 дней.

С доставкой в офис

С августа этого года подмосковные власти предложили местному бизнесу новый сервис — возможность вызвать в офис специалиста МФЦ для оформления документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг. Правда, опять же только в сфере строительства и недвижимости.

Основная цель перехода на новый формат работы — создать удобные условия для взаимодействия профессиональных участников этого рынка с федеральными, региональными и местными властями. Для вызова специалиста областного МФЦ компании достаточно обратиться по телефону или заполнить соответствующую заявку на портале госуслуг Подмосковья. И уже в следующий рабочий день после обращения опытный сотрудник МФЦ приедет в офис и прямо на месте проверит комплектность и правильность оформления документов, распечатает заявление на подпись уполномоченному представителю компании, оставит бланк квитанции об оплате государственной пошлины и заберет все необходимые оригиналы документов с собой. При этом сотрудники областного МФЦ на всем этапе прохождения этих документов смогут информировать о статусе и обеспечивать контроль сроков их рассмотрения, организовывать межведомственные запросы для получения необходимой дополнительной информации. После принятия уполномоченным органом решения об оказании услуги и выдачи документов сотрудник МФЦ доставит прямо в офис соответствующие выписки, разрешения и свидетельства. Обслуживание в таком формате будет проводиться пять дней в неделю, с понедельника по пятницу, с 9 до 19 часов. Воспользоваться им смогут все компании, работающие и зарегистрированные на территории области, в случае одновременной сдачи более пяти комплектов документов. Услуга запускается в тестовом режиме и будет оказываться бесплатно.

Как сообщил Максут Шадаев, за первое полугодие 2015‑го через подмосковные МФЦ было выдано 1 405 разрешений на строительство, 58 решений о подготовке документации по планировке территории и 194 градостроительных плана земельных участков. По мнению областного министра, это достаточно серьезное основание для создания дополнительных возможностей по ускорению оформления документов для профессиональных участников рынка строительства и недвижимости. В частности, он подчеркнул, что правительство области будет делать все возможное, чтобы максимально сократить время оформления документации для инвесторов и застройщиков.

Москва в онлайне строилась

Тем временем в Москве, как сообщил руководитель департамента градостроительной политики столицы Сергей Левкин, за семь месяцев с начала года поступило более 12 тыс. заявок на оказание госуслуг в сфере строительства — как через столичный портал, так и в бумажном виде. Около 70% — заявки, оформленные через интернет (рост почти в два раза по сравнению с прошлым годом). Как пояснили «Бизнес-журналу» в ведомстве, самой востребованной услугой в этом году стала выдача разрешения на строительство — 2 483 заявления (они принимаются исключительно в электронном виде). Кроме того, 2 438 заявлений касалось услуги по подготовке и выдаче свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства, а 1 277 — согласования дизайн-проекта размещения вывески. Напомним: сейчас стройкомплекс Москвы через портал государственных и муниципальных услуг предоставляет застройщикам 12 из 14 ключевых госуслуг. Шесть из них оказываются исключительно в электронном виде: это выдача разрешений на строительство, на ввод в эксплуатацию, согласование дизайн-проекта размещения вывески, выдача заключения о соответствии, направление извещения о начале строительства и о его окончании. С 1 января 2016 года этот список пополнится еще тремя услугами: подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков, подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства и оформление паспорта колористического решения фасадов.

Подать заявку можно когда угодно в режиме онлайн из любой точки мира через личный кабинет на портале, что значительно экономит время. Там же, на портале госуслуг, можно следить за ходом рассмотрения обращения. Заявителю не нужно собирать огромное количество документов: все они имеются в распоряжении госорганов и передаются между ведомствами через базовый регистр информации. Процедура оформления заявки не требует от застройщика очного визита ни на одном из этапов ее рассмотрения. Электронные услуги исключают личное общение заявителя и чиновника, что позволяет снизить коррупционные риски. Срок рассмотрения заявлений, поданных через портал, не превышает 10 дней.

Бизнес в центре бизнеса

Москва лидирует в стране по количеству действующих многофункциональных центров предоставления госуслуг. Это уже хорошо отлаженная, зарекомендовавшая себя система, заметно упростившая жизнь граждан. По мнению столичного вице‑мэра Натальи Сергуниной, этот опыт пора распространить и на предпринимателей. В планах правительства Москвы — создание сети специализированных МФЦ для бизнеса, которые будут существовать отдельно от уже действующих центров предоставления госуслуг физлицам. «Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что нецелесообразно объединять эти два потока, — говорит Сергунина. — Наша задача — фактически создать новую структуру на базе существующих отделений ГБУ «Малый бизнес Москвы», ГБУ «МосгорБТИ» и на базе наших технополисов и технопарков. Мы рассчитываем, что в ближайший год у нас появится около 30 точек, где будут открыты многофункциональные центры для бизнеса». Как полагает вице‑мэр, появление разветвленной сети центров предоставления госуслуг предпринимателям должно облегчить отношения власти и бизнеса, сделать их более эффективными и прозрачными. «Это тем более важно, поскольку Москва по количеству предпринимателей, недвижимости и финансовых ресурсов конкурирует не только с регионами России, но и с другими развитыми мегаполисами, — подчеркнула Наталья Сергунина. — И нам каждый раз приходится искать новые пути, новые алгоритмы, чтобы предприниматели при их повышенных запросах были удовлетворены услугами, которые мы оказываем».

Начать дискуссию