Запретный алкоголь при оказании услуг общепита

Розничная продажа алкогольной продукции (реализация такой продукции в рамках оказания услуг общепита также считается розничной продажей) возможна не всегда и не везде. Запреты установлены ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Розничная продажа алкогольной продукции (реализация такой продукции в рамках оказания услуг общепита также считается розничной продажей) возможна не всегда и не везде. Запреты установлены ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Проанализируем те из них, что актуальны для лиц, занимающихся оказанием услуг общепита, с учетом сложившейся арбитражной практики.

Кто чем может торговать?

Для организаций в отношении ассортимента запретов нет: они могут заниматься розничной продажей любой алкогольной продукции (естественно, если не действуют другие ограничения, наличие которых является среди прочего основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции либо для аннулирования уже выданной лицензии).

К сведению

Для решения вопроса о возможности выдачи предприятию общепита лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не важно, к какому типу предприятий питания относится заявитель (Постановление ФАС УО от 05.08.2014 № Ф09-4940/14).

Индивидуальные предприниматели вправе торговать только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой. Если они признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, у них есть также доступ к розничной продаже своего вина, включая игристое вино (то есть шампанское). Последнее правило действует и в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных без образования юридического лица, которые занимаются производством вина.

Обратите внимание: производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не является лицензируемой деятельностью (п. 1 ст. 18 Федерального закона №171-ФЗ). С учетом того, что продажей другого алкоголя индивидуальные предприниматели заниматься не могут (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей), у них в принципе не может быть лицензии на право реализации в розницу алкогольной продукции. При этом продажа коммерсантом другого алкоголя грозит привлечением к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №47). Примеры из арбитражной практики – постановления АС ВСО от 24.09.2014 по делу №А19-2252/2014, от 31.07.2014 по делу №А19-2251/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 №09АП-15992/2015.

Сосед – это важно

При выборе места для осуществления деятельности по оказанию услуг общепита с продажей потребителям алкоголя в первую очередь следует узнать, какие организации (учреждения) находятся рядом. Это связано с тем, что розничная продажа алкоголя запрещена в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях.

О медицинских организациях

Если, допустим, помещение бара находится в здании, в котором располагается медицинское учреждение, розничная продажа любой алкогольной продукции в таком здании, скорее всего, будет запрещена. Причем наличие обособленного входа в бар ситуацию не меняет (Постановление ФАС ПО от 15.07.2014 по делу А49-7621/2013). Аналогичные выводы представлены в Постановлении АС ПО от 30.10.2014 по делу №А12-585/2014: невозможна торговля алкоголем, когда медицинская организация и общество располагаются по одному и тому же адресу.

В то же время в описанной ситуации могут проверить расстояние от входа в помещение общества, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, до входа в помещение медицинской организации, то есть тем самым выяснить, не находится ли предприятие общепита на территории, прилегающей к медицинской организации. Так, расстояние оказалось слишком коротким (19 м) в деле № А56-8040/2013. Поэтому место расположения обособленного подразделения общества было признано не соответствующим требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ (Постановление ФАС СЗО от 28.01.2014 №Ф07-9556/2013). А вот в деле № А82-11864/2014, дошедшем до судей АС ВВО, при проведении измерений не было учтено, что медицинская организация и кафе расположены на разных этажах одного здания. Поэтому арбитры встали на сторону кафе (Постановление от 22.06.2015 № Ф01-2211/2015).

Следует отметить, что аптека и кафе вполне могут располагаться рядом (в том числе в одном здании), поскольку первая не относится к медицинским организациям (Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 №8977/03-04). Совсем иначе обстоит дело с санаторием-профилакторием.

В соответствии с Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 №529н, санаторий-профилакторий является лечебно-профилактической медицинской организацией. Не меняется ситуация и в том случае, когда санаторий-профилакторий функционирует в качестве структурного подразделения производственного объединения, так как он все равно занимается медицинской деятельностью – санаторно-курортным лечением. Нахождение торгового объекта на расстоянии менее 50 м (19,006 м) от входа на обособленную территорию санатория-профилактория свидетельствует о наличии запрета на продажу алкоголя (Постановление АС ПО от 20.08.2014 по делу №А65-27184/2013).

Об образовательных учреждениях

Стоит учитывать, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции установлен в отношении не любых помещений, принадлежащих образовательным учреждениям, а только тех, где осуществляются воспитательный и учебный процессы, составляющие образовательную деятельность. Поэтому розничная продажа алкогольной продукции в Доме ученых, являющемся досуговым центром ученых и преподавателей, допустима (Постановление АС ЗСО от 20.11.2014 №Ф04-11433/2014).

Об объектах спорта

Обратим внимание на следующие случаи из арбитражной практики, затронувшие тему продажи алкоголя на территории (или вблизи) объектов спорта.

Расположение предприятия общепита в помещении Дворца спорта, не внесенного во Всероссийский реестр объектов спорта, не отменяет действия запрета на розничную продажу алкоголя. Это связано с тем, что указанный факт (невнесение объекта в реестр) сам по себе не свидетельствует об отсутствии у Дворца спорта статуса спортивного объекта (Постановление ФАС ПО от 24.12.2013 по делу №А12-4722/2013).

Объектом спорта может оказаться и здание Дома культуры. Пример – Постановление АС СЗО от 28.11.2014 по делу №А21-9691/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 17.04.2015 №307-КГ15-849. Суд установил, что Дом культуры является объектом спорта, исследовав:

  • положения устава МБУ в части основных видов деятельности;
  • положения технического паспорта здания Дома культуры, содержащего указание на наличие в нем спортивного зала общей площадью 424,5 кв. м;
  • отношения по аренде спортивного зала в данном здании для занятия уроками физической культуры с муниципальным бюджетным образовательным учреждением.

Кроме того, суд отметил, что на прилегающей к Дому культуры территории имеются детская и спортивная площадки для занятия силовыми упражнениями, которые расположены сразу за нестационарным торговым павильоном, принадлежащим обществу. В данном павильоне общество оказывает услуги общественного питания, реализуя при этом алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции. В итоге общество обязали прекратить розничную продажу алкогольной продукции.

О прилегающих территориях

Что касается прилегающих территорий, к ним относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1425. Прилегающая территория включает в себя:

  • обособленную территорию (ограниченную, допустим, забором) (если таковая имеется);
  • дополнительную территорию (примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположена детская, образовательная или медицинская организация либо объект спорта). В свою очередь, дополнительная территория определяется:
  • от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при наличии обособленной территории);
  • от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при отсутствии обособленной территории).

Обратите внимание

Право самостоятельного определения конкретных значений предельных (минимальных и максимальных) расстояний от соответствующих организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, предоставлено органам местного самоуправления (постановления АС ВСО от 11.02.2015 № Ф02-6027/2014, АС ДВО от 12.08.2014 № Ф03-3278/2014).

Примеров из арбитражной практики, когда организациями был нарушен запрет на продажу алкогольной продукции на прилегающих к соответствующим объектам территориях, более чем достаточно. Приведем некоторые из них.

Постановление АС СЗО от 24.02.2015 №Ф07-1280/2014 по делу №А56-42061/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 20.05.2015 №307-КГ15-5606. От объекта, используемого медицинской организацией, до входа в помещение, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, расстояние составляет 19 м, что свидетельствует о неустранении обществом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный срок.

Постановление АС СЗО от 19.02.2015 №Ф07-405/2014. Судьи подчеркнули, что законодателем не разграничивается, является ли вход в образовательное учреждение действующим и предусматривающим проход посетителей либо используемым исключительно для технических целей. Поэтому дополнительная территория к объекту определяется исходя из мест расположения всех имеющихся входов, независимо от их назначения (центральный или технический вход).

Есть также дела, решенные в пользу продавцов алкогольной продукции.

Постановление АС СЗО от 29.09.2014 по делу №А56-78195/2013. Поскольку между входом для посетителей на обособленную территорию детского сада и входом в магазин имеется непреодолимое препятствие в виде проезжей части, расстояние до границы территории, прилегающей к детскому саду, должно измеряться по пешеходному маршруту. В данном случае требования постановления администрации, определяющие границу прилегающей к детскому саду территории по радиусу, при расчете указанного расстояния неприменимы.

Постановление АС ВВО от 09.09.2014 по делу №А82-16104/2013. По результатам проверки департамент (ответчик) отказал в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, поскольку счел, что магазин (отдел) и закусочная, принадлежащие обществу, расположены на территории, прилегающей к образовательной организации. Судьи же установили, что схема прилегающей территории, которой руководствовался департамент в ходе проверки, содержит ошибочные сведения в части указания входа в образовательное учреждение. В связи с этим ответчик надлежащим образом не выполнил возложенную на него, как на лицензирующий орган, обязанность по установлению соответствия лицензиата и представленных им сведений в том числе требованиям ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ, ограничившись лишь изучением схемы прилегающей территории. Следовательно, департамент не имел оснований для принятия обжалуемого решения, поскольку отказ в продлении срока действия лицензии на основании допущенной в схеме прилегающей территории неточности нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Постановление ФАС ВВО от 26.06.2014 по делу №А29-9640/2013. Установление границ прилегающей территории в отношении входа на территорию детского сада, не используемого для входа посетителей (условно – вход № 3), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества. Указанный вход предназначен для въезда транспорта, калитка для входа и выхода граждан отсутствует, ворота, как правило, закрыты на замок, то есть постоянно не используются.

Алкоголь в организациях культуры

В организациях культуры в рамках оказания услуг общепита продавать алкоголь можно (причем не важно, является ли данная организация коммерческой или некоммерческой). Но данное исключение из общего запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры работает в том случае, если организация не занимается видами деятельности, которые указывают на то, что она является, например, еще и детской. Обратимся к Решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу №А60-32901/2013, оставленному без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 №17АП-16250/2013. В проверяемом периоде негосударственное частное культурное учреждение занималось предпринимательской деятельностью по продаже алкогольной продукции в розлив через предприятие общественного питания (кафе), функционирующее при учреждении. Исходя из видов осуществляемой деятельности (создание хореографических коллективов, студий бального танца, балета, вокальных студий) учреждение является также детским учреждением. В связи с этим розничная продажа алкогольной продукции производиться не может.

Торговля на АЗС

Следующий запрет на розничную продажу алкогольной продукции касается всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочных пунктов его движения (включая станции метрополитена), автозаправочных станций.

В отношении автозаправочных станций в арбитражной практике можно найти такие особенности. В частности, не является нарушением п. 2 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ нахождение помещения кафе и операторского зала автозаправочной станции в одном здании. В деле, рассмотренном Арбитражным судом Псковской области, судьи выяснили, что помещение кафе обособлено от помещения зала, в котором осуществляется расчет за приобретенное топливо и сопутствующие товары, кафе имеет отдельный вход для посетителей, оснащено контрольно-кассовой техникой. При этом немаловажным является то обстоятельство, что в ходе проверки не были выявлены факты продажи алкогольной продукции на вынос либо распития алкоголя на автозаправочной станции (Решение от 23.09.2014 по делу №А52-2290/2013, оставленное без изменения Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014). А вот нахождение структурных подразделений общества – магазинов в комплексе с АЗС является основанием для запрета на продажу алкоголя (Постановление ФАС ЦО от 11.07.2013 по делу №А14-15738/2012).

Продажа в нестационарных торговых объектах

Федеральным законом №171-ФЗ установлен также запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах. Но здесь есть исключения: в рамках оказания услуг общепита без привязки к конкретному объекту торговли организации могут торговать алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, предприниматели – пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой. (Такие же исключения действуют в отношении продажи алкоголя на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, на прилегающих к таким местам территориях.)

Обратим внимание на то, что в контексте применения Федерального закона №171-ФЗ в отношении лиц, занимающихся оказанием услуг общественного питания, приходится анализировать использование ими торговых объектов, а не объектов организации общепита.

Таким образом, предприниматели при оказании услуг общественного питания (данный факт при необходимости также придется доказывать) могут заниматься розничной продажей разрешенной для них алкогольной продукции с использованием любого торгового объекта (как стационарного, так и нестационарного). А вот предприятия общепита могут заниматься розничной продажей любой алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, в нестационарных объектах торговли они могут продавать только алкоголь крепостью не выше 16,5%. (О том, какие требования законом предъявляются к стационарным объектам торговли, в которых допустима розничная продажа алкоголя, поговорим в следующий раз.)

Стационарный или нестационарный?

Зависимость наличия права на продажу соответствующей алкогольной продукции от используемого объекта означает, что организация должна понимать, чем стационарный торговый объект отличается от нестационарного объекта торговли. Определения данных терминов представлены в Федеральном законе от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Стационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Эти же понятия заимствованы для ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»[1]. Верховный суд РФ к этому добавил следующее (Определение от 09.06.2010 №8-Г10-7).

Включение оспариваемыми нормами в понятие стационарного складского и торгового помещения указания на необходимость внесения здания или со­оружения, в котором такое помещение расположено, в ЕГРП не влечет за собой установления каких-либо дополнительных требований к такого рода помещениям, а лишь конкретизирует их характер как стационарных объектов, относящихся к недвижимому имуществу.

В свою очередь, Росалкогольрегулирование подвело общий знаменатель (см. Письмо от 30.04.2013 №8977/03-04). Стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое:

  • прочно связано фундаментом с земельным участком;
  • подсоединено к инженерным коммуникациям;
  • внесено в ЕГРП либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

Отсюда, в частности, следует, что розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции может осуществляться на бортах воздушных судов организациями при оказании ими услуг общественного питания.

Конкретные случаи из арбитражной практики

Так, не является стационарным торговым объектом понтон (судно). Отнесение судна, на котором предполагается осуществление деятельности по розничной реализации алкогольной продукции, к объектам недвижимости не исключает необходимости установления его стационарности в целях получения лицензии, поскольку такое требование прямо предусмотрено законом. Судно же не является зданием или строением, связанным с землей посредством фундамента, а доводы общества о наличии присоединения к сетям инженерных коммуникаций не влияют на правовую квалификацию данного сооружения (Постановление АС ВВО от 27.10.2014 по делу №А82-17431/2013).

К нестационарным торговым объектам относится также вагон-ресторан, входящий в состав поезда дальнего следования, в котором пассажирам оказываются услуги общественного питания. Поэтому в вагоне-ресторане общество вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции (Постановление ФАС СЗО от 15.01.2013 по делу №А26-2426/2012, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2013 №ВАС-5469/13).

В деле № А26-7923/2014 был рассмотрен спор о том, является ли стационарным торговым объектом здание ресторана. Судьи установили, что здание ресторана, используемое обществом для осуществления лицензируемого вида деятельности, имеет ленточный фундамент, а также присоединено к сетям энергоснабжения, водопровода и канализации. (Согласно техническому паспорту здание представляет собой одноэтажное здание с мансардой площадью 337 кв. м, ленточным фундаментом (ж/б), отоплением, водопроводом и канализацией (локальными), горячим водоснабжением, принудительной вентиляцией.) При этом суд первой инстанции посчитал, что здание является нестационарным торговым объектом, так как по окончании срока аренды лесного участка (составляет 20 лет) подлежит демонтажу. В свою очередь, суд апелляционной инстанции решил, что спорное здание соответствует понятию стационарного торгового объекта, поскольку прочно связано с земельным участком, то есть не является временной постройкой в понимании, определяемом для нестационарного торгового объекта. Невозможность заключения договора аренды на более длительный срок или передача земельного участка в собственность связана не с конструктивными особенностями здания, а с правовым режимом земельного участка (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по указанному делу, оставленное без изменения Постановлением АС СЗО от 26.05.2015 №Ф07-2365/2015).

А вот здание кафе, являющееся по документам временным сооружением, судьи не признали стационарным объектом торговли. Заявитель не представил документальное подтверждение стационарности здания кафе. Возведение объекта иного, чем разрешено в установленном порядке, может свидетельствовать в соответствии со ст. 222 ГК РФ о возведении самовольной постройки либо о нарушении нормативных правовых актов, но не означает автоматическое изменение статуса здания как временного и являющегося нестационарным (Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу №А70-5319/2012). В свою очередь, самовольно возведенное здание предприятие общепита обяжут снести (пример – Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.09.2014 по делу №33-828/2014(33-16818/2013)).

Оказание услуг общепита нужно доказать

Следует помнить о том, что запрет на розничную продажу соответствующего алкоголя не действует при условии, что организация (предприниматель) оказывает услуги общепита. Так, в деле № А76-2112/2013 арбитры установили, что принадлежащий предпринимателю торговый павильон является временным сооружением, не связан прочно с земельным участком и отвечает всем признакам нестационарного торгового объекта. В итоге спор свелся к решению вопроса о том, занимался ли предприниматель на момент изъятия пива оказанием услуг общественного питания и, как следствие, распространялся ли на него запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах. Оказалось, что торговый павильон не имеет признаков, позволяющих отнести его к предприятию быстрого питания, поскольку в нем расположены, в частности: три холодильных камеры, микроволновая печь, раковина, витрина, ящики, соки, воды, табачные изделия, аппарат для разлива пива, пластиковые бутылки объемом 1,5 л для разлива пива. Подобное оснащение объекта свидетельствует о том, что предприниматель ведет торговлю пивом из нестационарного торгового объекта, следовательно, им нарушен запрет на торговлю алкоголем (Постановление АС УО от 05.02.2015 №Ф09-9460/14).

Судьи не согласились с тем, что объектами, предназначенными для оказания услуг общепита, являются:

  • кафетерий при магазине (Постановление Пермского краевого суда от 12.08.2014 по делу №44-а-570/14);
  • кафе-киоски (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 17.10.2013 по делу №33-5992);
  • киоски (Постановление Пермского краевого суда от 15.05.2013 по делу №44а-369, Решение Московского городского суда от 08.12.2014 по делу №7-8683).

А вот в Апелляционном определении Самарского областного суда от 09.06.2014 по делу №33-4384/2014 судьи признали правомерной продажу пива в минимаркете (нестационарной организации торговли) в силу следующего. Из показаний свидетеля (директора) следует, что в минимаркете оказываются услуги общественного питания, осуществляется торговля кулинарными изделиями, полуфабрикатами высокой степени готовности, мучными кулинарными изделиями, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также напитками (чай, кофе, пиво, минеральная вода и соки). В зале расположены два столика для потребления продукции общественного питания, имеется одноразовая пластиковая посуда, разогреваются блюда и кулинарные изделия. Кроме того, в зале установлено устройство с дезинфицирующим средством, кожный антисептик, предназначенный для гигиенической обработки рук. Показания свидетеля в части нахождения на территории минимаркета специально отведенных мест для приема пищи подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями и представителем истца не оспорены и не опровергнуты.

Беспокоимся о сопроводительных документах

Последний запрет, на котором мы остановимся, касается невозможности осуществления розничной торговли алкоголем без сопроводительных документов (они удостоверяют легальность производства и оборота алкогольной продукции). Речь идет о товарно-транспортных накладных и прилагаемых к ним надлежаще оформленных справках. Сопроводительные документы должны находиться непосредственно в торговой точке и по первому требованию представляться покупателю или контролирующему органу (Постановление АС ДВО от 31.03.2015 №Ф03-899/2015).

Кстати, если продавец алкогольной продукции вообще не располагает соответствующей сопроводительной документацией, юридическое лицо (а также его должностных лиц) могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. А вот отсутствие необходимой документации именно на момент проведения проверки (документы могут быть представлены позднее – допустим, при составлении протокола об административном правонарушении) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 указанной статьи. Такие разъяснения дал ВС РФ в Постановлении от 07.05.2015 №72-АД15-2 (см. также Постановление ФАС МО от 29.05.2014 №Ф05-4228/14). (Но следует учитывать, что представление сопроводительных документов в апелляционную инстанцию делу не поможет – Постановление АС МО от 11.06.2015 №Ф05-5178/2015.) Причем административная ответственность наступает не только за отсутствие справки к товарно-транспортной накладной, но и за ее ненадлежащее оформление (Постановление ФАС ЗСО от 21.03.2014 по делу №А46-6569/2013).

Обратите внимание: выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной (в случае полного или частичного отсутствия сопроводительных документов алкогольная продукция считается находящейся в незаконном обороте), образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи. Так, в деле № А70-4487/2014 доводы общества о том, что в день осуществления проверки в ресторане планировался банкет, обнаруженная алкогольная продукция была привезена клиентами ресторана и предназначалась для проведения торжества, были предметом рассмотрения судов и отклонены в связи с отсутствием достоверных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство. (На момент проверки в баре (на полках) ресторана общества находилась алкогольная продукция (вино) в количестве восьми бутылок, в карте бара указано на наличие вина в ассортименте, документы, удостоверяющие легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, отсутствуют.) В итоге общество привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление АС ЗСО от 23.01.2015 №Ф04-13826/2014).

* * *

Лица, занимающиеся оказанием услуг общепита, вправе продавать алкогольную продукцию, но соблюдая ограничения, предусмотренные ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Запретов достаточно много (основополагающие с учетом сложившейся арбитражной практики проанализированы в настоящей статье). Так, индивидуальные предприниматели вправе заниматься реализацией только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (причем эта деятельность не лицензируется). В отношении организаций таких ограничений нет, однако в нестационарных торговых объектах при оказании услуг общепита они могут продавать только алкоголь крепостью не более 16,5%. Совсем запрещена «алкогольная» торговля в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях. Также следует помнить о том, что недопустима розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов. Законом установлены и другие запреты продажи данной продукции (например, в отношении продажи алкоголя на объектах военного назначения и прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним). Дополнительные запреты также могут вводить органы государственной власти субъектов РФ. В связи с этим в следующий раз мы продолжим изучать запреты, с которыми могут столкнуться организации (индивидуальные предприниматели) при продаже алкогольной продукции в рамках оказания услуг общепита.


[1] Утвержден и введен в действие с 01.04.2014 Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.

Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"

Начать дискуссию