ЭДО

Трудно ли отказаться от бумажных документов?

Мало кто знает, что возможность отказаться от некоторых бумажных документов в пользу электронных появилась уже достаточно давно. Например, электронные договоры используются уже несколько лет, а отправлять документы в суд на CD-дисках или через интернет можно было еще раньше – только не все об этом знали и продолжали работать с документами по старинке. Сегодня возможностей по переходу на электронные документы куда больше, но и сомнений на этот счет не меньше.
Трудно ли отказаться от бумажных документов?
Коллаж Мистера Д., Клерк.Ру

Мало кто знает, что возможность отказаться от некоторых бумажных документов в пользу электронных появилась уже достаточно давно. Например, электронные договоры используются уже несколько лет, а отправлять документы в суд на CD-дисках или через интернет можно было еще раньше – только не все об этом знали и продолжали работать с документами по старинке. Сегодня возможностей по переходу на электронные документы куда больше, но и сомнений на этот счет не меньше. Насколько трудно прямо сейчас отказаться от бумаги, разберем в этой статье.

А может взять и отменить?

С точки зрения действующего российского законодательства сегодня спокойно можно отказаться от бумажных счетов-фактур, бухгалтерской первички, договоров и других документов, для которых нет специальных требований по оформлению. Но нельзя просто так взять и сжечь все мосты: чтобы начать использовать любые документы в электронном виде, необходимо подготовиться к работе с ними – как технически, так и организационно.

Например, необходимо приобрести сертификат квалифицированной электронной подписи для всех сотрудников, имеющих право подписывать электронные документы. Надо решить, с помощью каких инструментов вы будете работать с документами внутри компании, как будете хранить и обрабатывать, отправлять их контрагентам. Возможно, придется решать вопросы интеграции, перевода нетиповых документов в электронный вид и т.п. Также надо будет провести работу с партнерами, которым тоже предстоит подготовиться к работе в электронном виде, постараться их замотивировать. В крупной компании такая работа займет определенное время, а в небольшой организации пройдет довольно быстро.

Конечно, вы можете опереться на вашего оператора обмена. Например, Synerdocs помогает своим абонентам быстро и без лишних забот перейти на обмен. Но даже в этом случае не получится в один момент отказаться от использования бумажных документов в пользу электронных. Тем более что ваши контрагенты будут переходить новую технологию с разной скоростью, а значит, первое время у вас будут еще документы на бумаге.

Что вам кажется самым трудным в процессе отказа от бумажных документов?

Проголосовал 31 человек

Трудно ли совмещать в работе бумажные и электронные документы?

Начнем с того, что пока этого не избежать, особенно на этапе перехода – не все ваши контрагенты сразу начнут отправлять электронные документы. В этот период вам придется учитывать отличия в работе с электронными и бумажными документами: у вас будет два способа их отправки и получения, согласования и подписания, будут разные инструменты хранения.

Проще всего такой комбинированный режим работы перенесут небольшие компании с относительно маленьким числом документов. Для них не составит особых проблем совмещать два потока документов – трудоемкость почти не изменится.

А вот у компаний с большим количеством документов ситуация может быть сложнее. Но, как правило, здесь работа с документами уже частично автоматизирована: внедрены корпоративные системы, согласование происходит в электронном виде, используется архив сканов первичных документов и т.п. Таким организациям потребуется доработать свою инфраструктуру, чтобы совместить работу с электронными и бумажными документами, сделать единый архив (сканов бумажных и электронных документов); настроить отправку таким образом, что части контрагентов документы будут отправляться в бумаге, а остальным в электронном виде; организовать подписание документов в зависимости от необходимой формы (бумажной или электронной) оригиналов документов и т.п.

Отличный вариант для крупной компании – использовать интеграционное решение в паре с СЭД. При больших объемах потоков документов нужны хорошие механизмы обеспечения безопасности хранения, скорости доступа да и просто хорошие интерфейсы. Сложные процессы согласования требуют мощный workflow-движок и интеграцию с КИС. Эти задачи и позволяет решить интеграция с СЭД, например, в Synerdocs и облачной ECM-системы DIRECTUM.

Такая интеграция позволит совместить работу с электронными и бумажными документами, сделать единый архив (сканов бумажных и электронных документов); настроить отправку таким образом, что части контрагентов документы будут отправляться в бумаге, а остальным в электронном виде; организовать подписание документов в зависимости от необходимой формы (бумажной или электронной) оригиналов документов и т.п. Это и сделает совмещение бумажных и электронных документов в переходный период наиболее комфортным для компании.

Как решать вопрос с доверием к электронным документам?

Вопросы доверия к новой технологии обмена уже не стоят так остро, как раньше.

Сегодня они связаны, прежде всего, с тем, что у пользователей недостаточно знаний и практики работы с электронными документами. В таких ситуациях необходимо просвещать всех, кто задействован в делопроизводстве: рассказать им о законодательстве в области использования электронных документов, о работе с ними, показать, как это происходит на практике. Эффективным средством в таких ситуациях станет демонстрация чужого опыта работы, можно пообщаться с контрагентами, которые уже используют новую технологию, обратиться к оператору ЭДО, провести референс-визиты. Кроме того, многие операторы ЭДО предоставляют возможности попробовать работу в тестовом режиме, что помогает получить на практике кое-какое понимание технологии.

Если же контрагент не готов работать в электронном виде или по каким-либо причинам не желает этого делать, необходимо определить истинные причины.

Их может быть несколько: руководство не доверяет электронной подписи, бухгалтеры боятся проблем с контролирующими органами или контрагентами, не верят, что такие документы принимают в ФНС или судах и т.п. Грубо говоря, ваш контрагент может мало знать об ЭДО, но при погружении в тему, изучении практики и законодательства многие вопросы снимаются сами собой. Бывает и так, что контрагент просто с вами заигрывает и ждет хорошего предложения или низкой цены.

Мотивация контрагентов для перехода на обмен ЭД может быть различной – это и информационно-разъяснительная работа, маркетинговые акции или даже ультимативные меры. Но в последнее время мы довольно редко прибегаем к особенным мерам, поскольку большинство компаний уже понимают, для чего нужен ЭДО. Особенно если крупный партнер или поставщик ставит жесткое условие: «с нового года мы обмениваемся ТОЛЬКО электронными документами». Не все компании готовы к такому жесткому решению, но иногда это самый эффективный способ поторопить контрагентов.

***

Большинство трудностей отказа от бумаги лежит, скорее, в организационной плоскости, чем в технологической.

С технологиями все хорошо: они работают безотказно, методика уже отработана. А вот множество внутренних «бумажных костылей», годы работы с бумагой, привычки – от этого избавиться все еще не так просто.

К счастью, ситуация уже пару лет как выравнивается: целые отрасли российской экономики активными темпами переходят на ЭДО, повышают свои знания в этой области и на практике осваивают обмен. Разумеется, за ними подтянутся и другие. Поэтому вскоре вопрос «трудно ли отказаться от бумажных документов» ни перед кем не возникнет.

Партнерами спецпроекта "Без бумаг", проходящего в настоящее время на Клерк.Ру, являются компании «Электронный экспресс», «Национальный удостоверяющий центр», Synerdocs, группа компаний «Такснет», «Линк-Сервис», «Контур Диадок», TerraLink.

Все материалы спецпроекта:

  1. «Без бумаг»: узнай все об ЭДО из первых рук
  2. Порвать с бумагой: что происходит на рынке электронного документооборота
  3. Смею вас заверить: зачем нужна электронная подпись
  4. Внедрение ЭДО: как не отстать от конкурентов
  5. В Крыму открылся первый удостоверяющий центр
  6. Россвязь и Росстат стали лидерами по качеству перевода госуслуг в электронный вид
  7. 8 признаков того, что пора переходить на электронный документооборот
  8. Бухгалтерия без бумаг: когда пора переходить на ЭДО
  9. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС: интернет-конференция на Клерк.Ру
  10. Как бухгалтеру создать свой круг электронного общения с контрагентами
  11. Создать свой круг электронного общения – легко!
  12. Электронные счета-фактуры: опасность или перспектива?
  13. Компании могут подтолкнуть к переходу на электронный документооборот
  14. Электроннообязанные: может ли государство заставить компании перейти на ЭДО?
  15. Как ЭДО помогает избежать доначисления налогов
  16. ЭДО поможет во время налоговой проверки
  17. Бизнес в один клик
  18. Электронный документооборот: какие проблемы волнуют бухгалтера
  19. Почему бухгалтеры опасаются перехода на электронный документооборот
  20. Бумага все стерпит: почему бухгалтерам трудно перейти на электронные документы
  21. ЭДО: стоит ли опасаться подделок электронной подписи
  22. Электронный документ можно использовать как доказательство в суде
  23. Трудно ли отказаться от бумажных документов?
  24. Электронный документ нельзя отправить "задним числом"
  25. Участники ЭДО могут пользоваться услугами разных операторов
  26. Перевести в электронный вид можно любой документ
  27. Как подготовить инфраструктуру компании к переходу на межкорпоративный обмен электронными документами
  28. Внедрение ЭДО: как подготовить инфраструктуру компании 
  29. Государство может ввести обязательный документооборот
  30. Филиал не вправе самостоятельно перейти на ЭДО
  31. ФНС внедряет ЭДО при подаче заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
  32. ЭДО позволяет исправить электронные счета-фактуры
  33. Налоговая отчетность в электронном виде в 2015 году
  34. Электронная отчетность в 2015 году: как сдать легко и быстро
  35. А так уж нужен оператор ЭДО?
  36. Операторы ЭДО выступят третьей стороной в споре с налоговиками
  37. Мифы и реальность электронного документооборота
  38. ЭДО против бумаги: мифы и реальность
  39. Интернет-конференция «Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС»
  40. Как эффективно внедрить ЭДО: обзор интернет-конференции
  41. Электронный документооборот: какие проблемы волнуют бухгалтера. Часть 2
  42. Электронные документы получены на стыке периодов: как учесть расходы и вычет по НДС

Комментарии

19
  • Gvozdi4ca

    какое массированное продвижение ЭДО в массы. если что и заставляет сомневаться сильнее в таком виде документооборота - так это вот такое активное его навязывание

  • НатальяС
    Нетрудно, если бы это было бесплатно.
  • бух2007

    Цитата:
    "достали со своим ЭДО. Сейчас это последнее, что может волновать. "

    Никто никого принудительно на ЭДО переходить не заставляет. Пока.))
    Хотите работать с бумажками - работайте. А кто-то хочет наладить электронный оборот документов. Что в этом плохого?

    Цитата:
    "Нетрудно, если бы это было бесплатно. "

    Бесплатно даже отчет в налоговую сдать невозможно, увы ))

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!