Меньше выездных проверок – больше проблем у налогоплательщиков. Так ли уж безупречна работа налоговых органов, как им удается доказать в суде?
Официальный сайт ведомства сообщил, что Федеральная налоговая служба РФ обнародовала результаты досудебного и судебного урегулирования налоговых споров за истекшие три квартала 2015 года.
Руководитель налоговой службы Михаил Мишустин на проведенном им селекторном совещании с главами территориальных органов подчеркнул, что система досудебного урегулирования налоговых споров уменьшила число подобных дел почти на 20%. В судебном же порядке продолжают решаться лишь наиболее важные споры, связанные с вопросами методологии налогового учета или недобросовестностью отдельных налогоплательщиков.
Таким образом, как оптимистично отмечают в ФНС, тенденция по снижению налоговых споров последние годы сохраняется.
Если же говорить языком сухих цифр, то за девять месяцев текущего года бюджет получил 80% оспариваемых в суде сумм. По итогам полугодия этот показатель был несколько ниже и составил 77% по всем категориям дел. Налоговики отмечают также сокращение количества выездных проверок, которые, в свою очередь, стали более эффективными. Если раньше налоговые органы проверяли 10% налогоплательщиков, то сейчас – лишь 0,9%.
Но у каждой медали есть две стороны, и успехи контролирующих означают наличие серьезных проблем у проверяемых субъектов.
При этом налоговые фиаско случаются, в том числе, у самых добропорядочных налогоплательщиков.
Сложность ведения налоговых споров связана с большим объемом нормативно-правовой информации, включая множество инструкций и указаний как министерства финансов, так и самих налоговых служб, а также весьма противоречивой правоприменительной практикой. В результате многие налогоплательщики пытаются урегулировать возникшие споры «по-хорошему», не желая портить отношения с должностными лицами налоговых органов.
Подобная порочная практика ведет к формированию стойкого ощущения собственной безнаказанности у последних. А если еще держать в уме плановые и внеплановые проверки, проводимые налоговыми службами по иным основаниям, то приходится констатировать, что отстаиванием своей правоты в вопросах налогообложения, будь то своевременная сдача отчетности, правильность начисления налогов и их уплаты, приходится заниматься практически каждой компании.
Несмотря на столь впечатляющую статистику успешного решения судебных споров в пользу налоговых органов, работу последних отнюдь нельзя назвать безупречной.
Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что причиной многих налоговых споров является необоснованность и даже незаконность вынесенных налоговиками решений. Зачастую те банально не хотят или не имеют возможности досконально разобраться в возникшем вопросе или же вовсе обеспечивают план по налогам.
Судебные споры с налоговыми органами отнюдь не безнадежны и их разрешение в пользу налогоплательщика вполне реально.
Необходимо лишь доказать, что представители налоговой инспекции нарушили правила налогового контроля, не соблюли все необходимые формальности, регламентированные законодательством, дали ненадлежащую, не соответствующую закону оценку деятельности налогоплательщика, применили расширенную трактовку нормативных актов, неверно оценили качество первичных документов и т.д.
Но сколько же копий сломано вокруг этого «лишь»!
Исход судебного спора с налоговиками во многом определяется качеством и практикой работы юридической компании, осуществляющей защиту прав налогоплательщика. В данном случае на первый план выходит квалификация юристов, представляющих компанию, глубокие знания в сфере налогового права, богатый опыт судебного решения налоговых споров. И, что немаловажно, решения успешного. С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время наблюдается острый дефицит всего вышеперечисленного. Отсюда и столь высокая статистика решения споров с пользу налоговиков.
В последние годы государственные органы вообще, а налоговые в частности, меняют так называемые «правила игры» – перечень и характер требований, которые необходимо соблюдать хозяйствующему субъекту при осуществлении своей деятельности.
Отсутствие механизмов проверки добросовестности контрагентов со стороны налогоплательщика является причиной 90% выявленных нарушений по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость (НДС). При этом создание специального органа, оказывающего государственные услуги по предоставлению информации компаниям и организациям, является давно наболевшим вопросом для российского бизнеса.
Будем лечить?
Начать дискуссию