ВЭД

Российский поставщик выплатил иностранному покупателю премию, или Сложности с соблюдением валютного законодательства

Проанализируем Постановление от 09.07.2015 по делу № А41-47489/14, вынесенное АС МО, в котором рассматривался вопрос о привлечении организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» КоАП РФ.

Проанализируем Постановление от 09.07.2015 по делу № А41-47489/14, вынесенное АС МО, в котором рассматривался вопрос о привлечении организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» КоАП РФ. В частности, в статье будет рассмотрен вопрос о том, вправе ли организации проводить зачет встречных требований в случае предоставления российским поставщиком иностранному покупателю премии за выполнение последним определенных условий договора.

Нормы валютного законодательства

В силу пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании[1] при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты (российские торговые организации – экспортеры) обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов (иностранных покупателей) на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары.

Невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты (валюты РФ) является основанием для привлечения российских организаций к административной ответственности. Размер штрафа определен ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ и составляет 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением предусмотренного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

При этом п. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании установлены случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту (валюту РФ):

  1. при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках, находящихся за пределами территории РФ, – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  2. при оплате нерезидентами местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  3. при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
  4. при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам, а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги названным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются транспортные организации – резиденты;
  5. при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  6. при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях компенсации возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений транспортных организаций;
  7. при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, производящими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств.

Из материалов дела…

Российская организация экспортировала товары на сумму 25 079 долл. США. (сумма сделки подтверждена товаросопроводительными документами, декларацией на товары, паспортом сделки). Согласно условиям договора иностранный покупатель оплачивает товар в следующем порядке: 50% от суммы счета – авансом, 50% – в течение 45 рабочих дней от даты поставки.

Между тем валютная выручка за вышеуказанный товар поступила в установленный срок на счет организации в размере 8 243,5 долл. США (авансовый платеж) и 8 243,5 долл. США (окончательный расчет). Всего на сумму 16 487 долл. США. Российская торговая организация обосновала факт получения выручки в неполном размере тем, что между сторонами было заключено дополнительное соглашение, согласно которому иностранному контрагенту была предоставлена премия в размере 8 592 долл. США за закупку приоритетного ассортимента товаров путем уменьшения дебиторской задолженности покупателя перед продавцом (премия не изменяет цену товаров и фактически предоставляется после таможенного оформления товаров).

Российская организация привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25. КоАП РФ. В качестве объективной стороны состава правонарушения ей вменено невыполнение в установленный контрактом срок обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств, причитающихся за поставленные нерезидентом товары. Не согласившись с решением Росфиннадзора, торговая организация решила оспорить его в суде.

Суд постановил…

Арбитры поддержали в данном вопросе проверяющих, указав, что акт о предоставлении премии (об уменьшении дебиторской задолженности покупателя перед продавцом по взаиморасчетам) не поименован в закрытом перечне случаев разрешенного проведения зачета встречных требований при осуществлении валютных операций и свидетельствует о противоправном поведении торговой организации, препятствующем получению валютной выручки на свой банковский счет.

Суд указал, что согласно ТК ТС с момента оформления и принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Поскольку и в таможенной декларации, и в паспорте сделки заявлена таможенная стоимость, равная 25 079 долл. США, именно в этой сумме валютная выручка должна была поступить на счет организации. В случае дальнейшего изменения стоимости товаров организация обязана была совершить действия по корректировке таможенной стоимости товаров[2]. Однако в данном случае условием внешнеторгового контракта предусмотрено, что выплачиваемая премия не изменяет стоимость передаваемых товаров. На этом основании действия по проведению зачета встречных требований квалифицированы проверяющими, а впоследствии и судом, как противоправное поведение организации, подпадающее под сферу ответственности, установленную ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (аналогичные выводы сделаны в постановлениях АС МО от 25.03.2015 по делу №А41-47485/14, от 23.03.2015 по делу №А41-47488/14).

* * *

Незачисление на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ по иным основаниям, нежели перечислены в п. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании, является нарушением законодательства и влечет ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Действия по проведению зачета встречных требований (в том числе в случае предоставления российской торговой организацией иностранному покупателю премии, не изменяющей стоимости товаров) квалифицируются судьями как противоправное поведение организации, препятствующее получению валютной выручки на свои банковские счета в установленные сроки.


[1] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

[2] Вопрос о том, подлежит ли корректировке таможенная стоимость товаров при использовании такого маркетингового приема, как скидка, рассмотрен в статье С. В. Тяпухина «Можно ли корректировать таможенную стоимость товаров в случае, если иностранный поставщик предоставляет российскому покупателю ретро-скидку?» (см. стр. 61 – 63). В частности, в ней сделан вывод, что таможенные органы корректировать таможенную стоимость товаров после их выпуска по причине предоставления скидки нередко отказываются.

Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"

Начать дискуссию