Сегодня речь пойдет о самой, казалось бы, непроблемной с точки зрения определения налоговых обязательств категории налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателях, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы».
Уплачивая 6% с суммы полученного вознаграждения за работы или услуги, ИП далее свободно распоряжаются денежными средствами, не будучи обязанными вести налоговых учет расходов и бухгалтерский учет активов и обязательств.
Однако зоркое око налогового контроля не могло обойти вниманием и их. И некогда бесспорные вопросы перестали быть таковыми, поскольку Министерство «здравого смысла» и финансов изменило свою позицию относительно возможности уменьшения налога на уплаченные страховые взносы.
Камнем преткновения стала трактовка понятия «фиксированный размер» страховых взносов.
Обратимся к первоисточнику - Федеральному закону от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах...»:
На примере 2015 года величина страховых взносов составит:
- в Пенсионный фонд: 18610, 80 руб. (МРОТ 5965 руб.* 26% * 12 мес.);
- в ФФОМС: 3650,58 (5965 руб.* 5,1% * 12 мес.).
Итого: 22261, 38 + 1 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но не более 148886,40 руб. (8 x 5965 руб. x 26% x 12 мес.).
Ранее Минфин РФ неоднократно комментировал, что обе составные части страховых взносов относятся к понятию «страховые взносы в фиксированном размере», поэтому налог по УСН мог быть уменьшен на всю сумму страховых взносов. Например, последний раз эту точку зрения Минфин выразил 8 сентября 2015 года:
Чуть менее месяца понадобилось Министерству финансов, чтобы изменить точку зрения, запретив учитывать часть страховых взносов, исчисляемых в виде 1 % от величины дохода сверх 300 000 руб, при определении размера единого налога по УСН.
Что сказать. Это означает увеличение нагрузки на ИП, не производящих выплаты физическим лицам, максимально на 148 886, 40 руб./год.
Предположим, что столь долгое (2 года с момента изменения формулы начисления страховых взносов) заблуждение самого Минфина относительно толкования понятия «фиксированный размер страховых взносов» объясняется намерением законодателя дать возможность учесть их в полном размере. И только в ходе применения была найдена возможность формального толкования, когда слово «фиксированный» применено только к одной части формулы их начисления.
В Налоговый кодекс РФ после изменения формулы страховых взносов поправки не вносились. Вероятно, исправление этой неточности в Налоговом кодексе РФ - единственный способ вернуть привычный порядок, то есть уменьшение налога на всю величину уплаченных страховых взносов.
Комментарии
12Цитата:
Это означает только то, что авторы статьи вводят в заблуждение ИП. Нормы НК и закона 212-ФЗ не требуют никаких изменений, согласно нынешним нормам 1% от дохода и есть фиксированные взносы и на них можно уменьшить налог. Вне всяких сомнений. Налоговой в судах даже ловить нечего, потому что не на что опереться. Письма Минфина и Минтруда не являются нормативными актами."Что сказать. Это означает увеличение нагрузки на ИП, "
Цитата:
Так 148 - это общая сумма, а Минфин возражает только против 1%."Это означает увеличение нагрузки на ИП, не производящих выплаты физическим лицам, максимально на 148 886, 40 руб./год. "