Наиболее частой проблемой с точки зрения оформления отношений с сотрудниками для малого и среднего бизнеса является неверное оформление трудового договора или договора ГПХ. И даже кризис не отрезвил компании и не заставил относиться к документации предельно внимательно.
При этом очевидно, когда отношения и так уже напряжены с инвесторами из-за падения прибыли, с сотрудниками из-за урезания расходов на персонал, с поставщиками из-за неплатежей и налоговыми органами по понятным причинам, совершенно не хочется быть втянутым в очередной конфликт, который перерастет в судебный процесс.
Мало того, что вы в итоге заплатите компенсацию сотруднику, который обнаружил, что в его договоре ГПХ есть все признаки трудового, так еще он тут же вспомнит о всех больничных, отпусках, медицинских страховках, дополнительных отгулах и выплатах. И вы окажетесь и без сотрудника, и без некоторой суммы денег, зато с головной болью.
Тем не менее, работодатели из малого и среднего бизнеса, в том числе и представительства известных иностранных компаний, не уделяют должного внимания этому вопросу, считая, что с сотрудниками «и так хорошие отношения», и те никогда не пойдут жаловаться в Трудовую инспекцию.
А, тем временем, сотрудники так не думают.
Сегодня у вас хорошие отношения, а завтра вы поругались «насмерть». После чего сотрудник начнет действовать «без объявления войны». И если с его точки зрения вы ущемили его в правах и финансах, то разбирательства вам гарантированы.
Что сделает умный и рассерженный сотрудник? Он напишет заявления сразу и в Трудовую инспекцию, и в Прокуратуру. А последняя не преминет направить к вам всех, кого только можно: трудовую инспекцию (не только по данному факту нарушения, а вообще), пожарную инспекцию и СЭС, налоговую (куда ж без нее) и даже Роскомнадзор с вопросом о том, как у вас хранятся персональные данные. И вот в результате локальный конфликт с сотрудником перерос в уже действительно реальные проблемы, которые могут серьезно навредить вашему бизнесу.
Формально вас должны предупредить о внеплановой проверке (а по заявлению будет именно такая) за 24 часа до ее начала. Этого времени вам почти гарантированно не хватит, чтобы устранить все недостатки в ваших документах. Это значит, что у вас что-нибудь, да найдут.
В реальности будет еще хуже, потому что предупреждать вас никто не будет, «если уведомление о проверке может нанести ущерб эффективности контроля и позволит скрыть факт нарушения». Что означает: найдут все, что у вас накопилось.
Чем это для вас закончится? Во-первых, штраф до 100 000 рублей. А во-вторых, если у вас найдут нарушения в охране труда, то вам может грозить и приостановление деятельности компании до 90 суток. В условиях кризиса это может автоматически ее разорить.
Не забываем про личную ответственность генерального директора, хотя главы компаний обычно думают, что ответственность за корректное составление документов лежит на исполнителе. То есть на кадровике или бухгалтере. Тем не менее, договор (трудовой или ГПХ) подписывает именно директор, и он же несет ответственность за содержание этого документа. И если он – иностранец, то по российскому законодательству за 2 административных нарушения его могут выдворить из страны (суд на такое идет редко) либо запретить въезд в Россию (а вот это легко). И вот ваш генеральный директор уехал в отпуск или к себе родину навестить родных – и не смог вернуться. Добро пожаловать в новый дивный мир.
Смогут ли найти проверки, которые вам в качестве подарка преподнесет прокуратура, состав на 2 административных правонарушения? Хороший вопрос. А ведь все началось с неправильно оформленного договора ГПХ у рядового сотрудника.
Меж тем, многие руководители не владеют в должной степени знаниями в области трудового и гражданского законодательства или не имеют возможности постоянно отслеживать изменения в этой сфере. Подписывая договор ГПХ, составленный кадровиком (квалификацию которому никто не повышал и на обучение минимум раз в полгода никто не отправлял), директор далеко не всегда может оценить насколько корректно он составлен.
В чем здесь подвох? Договор ГПХ относится к гражданскому праву. Гражданин, оказывающий услуги по такому договору, не защищен трудовым законодательством, не имеет права на оплату больничного, отпуск и на прочие полезные вещи. Однако, если такой договор будет признан трудовым (т.е. будет содержать признаки трудового договора: например, периодически выполняемые обязанности или регулярную оплату), то гражданин автоматически признается сотрудником компании. И, как уже упоминалось ранее, признаются его права на отпуск, компенсации и тому подобное с момента возникновения трудовых отношений. Мало того, теперь не получится быстро и просто расстаться с таким сотрудником, потому, что придется соблюдать все процедуры согласно трудовому кодексу, как при увольнении штатного сотрудника.
Поэтому давайте рассмотрим, что должно быть в договоре ГПХ, чтобы он внезапно не оказался трудовым (или как минимум свести риск этого к минимуму).
Анализ арбитражной практики показывает, что необходимо соблюсти следующие требования:
- Должен быть заключен на определенный срок. Не допускается неоднократное в течение длительного времени заключение договоров ГПХ с одним и тем же лицом на выполнение одних и тех же работ (трудовой функции).
- Должна быть четко определена и описана работа, которая должна быть выполнена и результат, который должен быть получен, а не описание трудовой функции, то есть набора обязанностей, которые необходимо выполнять. То есть не просто «консультирование», а «подготовка консультации по сокращению численности сотрудников отдела технической поддержки ООО «Первый снег». Или «проведение инвентаризации имущества отдела по работе с персоналом ООО «Мастер»
- Исключено указание должности, профессии, специальности конкретного вида поручаемой работы.
- Определена полная сумма договора за весь срок его действия. Не допускаются формулировки в духе «35 000 руб. ежемесячно» или «тарифная ставка 2000 руб./час».
- Исключено определение регулярности оплаты: например, 5-го и 20-го числа каждого месяца
- Не допускается описывать в договоре условия об обеспечении условий труда или соблюдении правил внутреннего трудового распорядка
Соответственно, при соблюдении этих требований, вероятность того, что трудовая инспекция «зацепится» за этот договор, сведется к минимальной величине.
Однако, вернемся к теме проверок – ведь если вы думаете, что они вас не настигнут, если не будет жалоб сотрудников – то заблуждаетесь. К вам в любом случае придут в плановом режиме. Из хорошего: о такой проверке госорган должен уведомить за 3 дня. Из плохого: как показывает практика, этого времени не хватит, чтобы восстановить документы и нормально подготовиться.
Причем часть документов еще и не удастся восстановить из-за увольнения подписантов, полномочных подписывать кадровые документы за определенный период, потери данных и т.д. Вишенкой на торте будет стандартная ситуация, когда у вас сменится кадровик, не передав дела новому сотруднику отдела кадров, и в результате тот ничего не знает о предыдущих трех годах существования компании.
Итог - часть документов (трудовые договоры, трудовые книжки, журналы регистрации, расчетные ведомости, табели и т.д.) отсутствует или оформлена с ошибками. И тут, как обычно некстати, пришла проверка. Чем это заканчивается – см. выше.
Очевидно, что работодатель обязан заблаговременно себя обезопасить и держать документацию в порядке на постоянной основе. Потому что, когда внезапно придет проверка, «спасать отечество» будет уже поздно.
Как вы готовитесь к проверкам государственных органов?
Что обязательно должно быть в порядке, если не хотите, чтобы проверяющие застали вас врасплох (обязательный минимум):
1. В наличии должен быть минимум локальных нормативных актов (ЛНА):
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Положение об оплате труда и премировании
- Положение о защите персональных данных (и форма согласия на обработку персональных данных)
- Положение о коммерческой тайне (если в трудовом договоре указано, что работник обязан сохранять коммерческую тайну)
- Положение о служебных командировках
2. Журналы ознакомления с ЛНА. Работодатель обязан ознакомить потенциального работника со всеми действующими в компании ЛНА до приема на работу.
3. Инструкции по охране труда, журналы ознакомления с ними и журналы по проведению мероприятий по охране труда
4. Журналы учета бланков трудовых книжек и вкладышей в них, а также регистрации трудовых книжек.
5. Трудовые договора и дополнительные соглашения к ним, фиксирующие изменения (например, изменение оклада, перевод на другую должность, изменение адреса офиса, т.е. места работы)
6. Должностные инструкции
7. Личные карточки работников
8. Трудовые книжки
9. Приказы о приеме, переводе, отпусках, командировках и т.п.
10. Штатные расписание и приказы об их утверждении, внесении изменений
11. График отпусков и приказ о его утверждении
12. Табели учета рабочего времени
13. Расчетные ведомости
14. Документы должны быть оформлены (составлены должным образом), подписаны работодателем и работником (где это требуется), подшиты в папки согласно требованиям Федеральной архивной службы
15. Не забывайте также об обязанности работодателя по ведению воинского учета
Как видите, список документов достаточно внушительный, и как показывает наша практика, в компаниях регулярно про что-нибудь из выше перечисленного да забывают. После чего на проверках всплывают «сюрпризы» и соответствующие последствия.
Поэтому, исходя из выше сказанного, логично будет снять с себя эту головную боль и передать ведение кадрового делопроизводства и расчет заработной платы (вместе со всеми сопутствующими рисками) на аутсорсинг.
То есть обратиться к нам, в компанию Интеркомп (лидер среди аутсорсинговых компаний в России согласно рэнкингу РА Эксперт) и воспользоваться услугой Intercomp Direct.
И вот вам 5 причин, почему имеет смысл это сделать:
- Вы переносите на нас ответственность за корректность составления документов. При этом наша ответственность перед вами будет застрахована (максимальная сумма компенсации - 180 миллионов рублей).
- Контакты с госорганами по вопросам сдачи обязательной отчетности мы берем на се6я. Мы сопровождаем проверки и всегда поможем вернуть их в законное русло. При необходимости оспорим результаты некорректно проведенных проверок.
- Мы постоянно проводим мониторинг законодательства, регулярно проводим не только оценку и обучение персонала, но и внутренние кадровые аудиты. А сам процесс обслуживания построен по стандартам ISO 9000, ISO 27001 и SSAE16. Это значит дополнительные 3 внешних аудита в год. Мы реально работаем над собой и держим высокий уровень.
- Интеркомп Директ стоит дешевле, чем штатный сотрудник бухгалтерии или кадров. Напишите мне на почту, и я предоставлю вам соответствующие расчеты.
- У вас появится время для обучения и повышения квалификации. А рутину мы возьмем на себя.
Более подробно об Intercomp Direct вы можете узнать здесь, а я со своей стороны вам желаю внимательного отношения к своим документам, и тогда вам никакие проверки не будут страшны!
Комментарии
2Результаты опроса ужасают! 60% - периодически! То есть 60% бухов ( ибо главными вряд ли можно таких людей назвать) нужно срочно убирать !!!! - дабы не вредили предприятию.