ЭДО

Что мешает развитию роуминга между операторами ЭДО — мнение эксперта «СКБ Контур»

Руководитель системы электронного документооборота «Контур.Диадок» компании «СКБ Контур» Константин Козлов написал для ЦП колонку о том, почему не все операторы электронного документооборота пока поддерживают работу с документами других операторов (роуминг операторов ЭДО).
Что мешает развитию роуминга между операторами ЭДО — мнение эксперта «СКБ Контур»
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

Руководитель системы электронного документооборота «Контур.Диадок» компании «СКБ Контур» Константин Козлов написал для ЦП колонку о том, почему не все операторы электронного документооборота пока поддерживают работу с документами других операторов (роуминг операторов ЭДО).

По мнению Козлова, это связано сразу с несколькими факторами: снижением рентабельности, повышением конкуренции и некоторыми техническими аспектами.

Тема роуминга в электронном документообороте (ЭДО) очень актуальна в настоящее время. Только за первый квартал этого года заключено шесть соглашений между операторами. Казалось бы, установление сотрудничества идет полным ходом. Однако это не совсем так.

Операторы ЭДО чувствуют себя на этом пути неуверенно и порой неохотно подчиняются давлению своих клиентов. Попробуем разобраться, действительно ли роуминг так необходим, почему на нем настаивают пользователи ЭДО и чего опасаются операторы.

Роуминг между операторами ЭДО — это не то же самое, что роуминг, например, между операторами сотовой связи. Роуминг в ЭДО — это обмен юридически значимыми электронными документами между пользователями сервисов разных операторов. В отличие от сотовой связи, клиент не может подключить эту услугу, просто позвонив своему оператору. При ЭДО обмен электронными документами между клиентами разных операторов настраивается индивидуально для каждой пары контрагентов.

Текущая ситуация

К концу прошлого года на рынке действовало три роуминговых соглашения. За первый квартал 2015 года этот список пополнили еще шесть. Часть из них уже вышли на стадию промышленной эксплуатации. Это значит, что клиенты разных операторов уже передают друг другу электронные документы.

Но эти результаты даются нелегко.

Если компания А и компания Б пользуются услугами разных операторов и хотят организовать ЭДО между собой, то сначала им нужно узнать, действует ли между их операторами роуминговое соглашение. Если да, то одна из этих компаний подает заявку на роуминг своему оператору. Каждый пользователь имеет дело только со своим оператором. Затем в течение примерно недели операторы обеспечивают роуминг между контрагентами А и Б.

Пока мы делаем только первые шаги в роуминге, и правила игры еще не сформировались. Ведь заявка от пользователя на роуминг, которую получает один оператор и которую он должен передать другому, — это прямая возможность для конкурента сыграть в свою игру и попытаться переманить клиента. Также пока не сформированы основные принципы тарификации в роуминге. В этих условиях операторы пока чувствуют себя неуверенно.

Но самое важное — помнить, что потребность пользователей в роуминге очень высока.

Успешное переманивание клиентов другого оператора с помощью роуминговых заявок — это сиюминутная победа, так как одному оператору невозможно охватить всю потенциальную аудиторию и рано или поздно он столкнется с необходимостью работать с конкурентом.

Со стороны операторов

Рынок ЭДО в России еще очень молод, он появился лишь в 2012 году, когда сформировалась законодательная база. Среди крупных игроков на этом рынке я могу отметить «Тензор», «Корус Консалтинг», «СКБ Контур» и других. Все это время операторы развивались преимущественно обособленно. Конечно, они анализировали сервисы друг друга, но при этом у них не было нужды контактировать и работать вместе.

Теперь пришло время пересмотреть эту позицию, иначе дальнейшее развитие любого оператора представить сложно. Российские операторы ЭДО настороженно относятся к роумингу, ведь он означает выход на новый уровень конкуренции.

Если раньше компания, выбирая оператора, первым делом смотрела, сколько у него пользователей и сколько среди них ее контрагентов, то теперь она будет ориентироваться совсем на другие характеристики. В их числе удобство интерфейса, функциональность сервиса, различные технические особенности, способные в разы упростить работу с документооборотом. На первый план выходит качество самой системы ЭДО.

Со стороны клиентов

Между тем всем операторам ЭДО, как крупным, так и не очень, рано или поздно придется подключаться к роумингу, так как у бизнеса потребность в этой услуге очень высока.

В 2014 году российский рынок ЭДО стремительно рос. По нашим данным, число компаний, которые отправляют электронные документы, увеличилось вдвое — до 14,4 тысяч, а тех, кто получает — вообще почти в восемь раз.

В нашей системе насчитывается порядка 680 тысяч организаций, которые внедрили ЭДО, обкатали этот процесс и уже поняли, насколько удобнее и выгоднее работать таким образом. Одновременно они поняли и то, что обмениваясь электронными документами только с контрагентами своего оператора, они теряют существенную часть выгоды.

Призывы бизнеса к операторам наладить взаимодействие звучат все чаще и настойчивее. Те из нас, кто до сих пор закрывает на это глаза, вот-вот начнут терять своих клиентов. Потому что при отсутствии роуминга у пользователей остается только один путь вовлечь максимальное число контрагентов в электронный документооборот — подключаться сразу к нескольким операторам.

Технический аспект

Становление и развитие роуминга в ЭДО контролирует Некоммерческое партнерство «Разработчики и операторы систем электронных услуг» (НП «РОСЭУ»).

При нем действует специализированная рабочая группа, которая создала «Технологию обмена юридически значимыми электронными документами между операторами электронного документооборота» (технологии роуминга). Она закрепляет форматы электронных документов, которые можно передавать между операторами, вид транспорта для обмена, утверждает состав служебных документов и прочее.

Данная технология по сути является отраслевым стандартом, благодаря которому каждый оператор, который планирует работать в роуминге, четко понимает: как подготовиться, какие доработки ему необходимо произвести в своих системах и программном обеспечении.

У каждой системы ЭДО своя архитектура, и часто одни и те же функции у разных операторов реализованы разными средствами. В результате разработчикам приходится менять логику тех или иных процессов, чтобы они соответствовали предусмотренным технологией роуминга стандартам. Например, операторы, которые передают документы по сделке единым пакетом, вынуждены отказаться от этой схемы, потому что в роуминге каждый документ должен передаваться отдельно.

Финансовый аспект

Очевидно, что создание необходимых для роуминга технических возможностей требует от операторов затрат. Помимо доведения технической инфраструктуры до необходимого уровня, им нужно создать в своей структуре соответствующее подразделение, которое будет следить за тем, чтобы обмен электронными документами успешно происходил, заявки на роуминг доходили по адресу, вопросы взаимодействия между той или иной парой контрагентов успешно решались.

На данном этапе развития рынка ЭДО эти затраты — это инвестиции в будущее, а рентабельность в целом они снижают уже сейчас. Это довольно ощутимо для небольших операторов, поэтому они откладывают подключение к роумингу.

Роуминг — это новое направление работы. Оно не только ставит перед нами непростые задачи, но также дает новые возможности. В частности, расширить электронный документооборот клиентов и тем самым увеличить те выгоды, которые они получают от ЭДО. Также роуминг способен поднять уровень сервиса оператора. При принятии решения о выборе оператора клиенты смогут ориентироваться непосредственно на предлагаемый сервис, а не оглядываться на своих контрагентов.

Начать дискуссию