ЭДО

Методология внедрения электронного юридически значимого документооборота

Вопросы внедрения юридически значимого электронного документооборота (ЭДО) привлекают все больше внимания - предприятия взаимодействуют с партнерами, контрагентами, участвуют в гос.закупках, ищут оптимальные решения для использования электронной подписи и хранения электронных документов. Успешная практика в этой области невозможна без понимания основных понятий и законодательства, определяющих и регулирующих юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО).
Методология внедрения электронного юридически значимого документооборота
Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру"

Вопросы внедрения юридически значимого электронного документооборота (ЭДО) привлекают все больше внимания - предприятия взаимодействуют с партнерами, контрагентами, участвуют в гос.закупках, ищут оптимальные решения для использования электронной подписи и хранения электронных документов. Успешная практика в этой области невозможна без понимания основных понятий и законодательства, определяющих и регулирующих юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО).

Как оптимизировать бизнес-процессы для получения максимальной выгоды от внедрения юридически значимого электронного документооборота? Что необходимо для того, чтобы обеспечить юридическую значимость электронных документов?

С 2010 г. в России началось формирование нормативно-правовой базы в области обеспечения юридически значимого электронного документооборота, что позволило приравнять электронный документ к бумажному при соблюдении установленного порядка его оформления. Это позволило многим компаниям начать переход от бумажного к электронному ЮЗЭДО.

Процесс работы с юридически значимым электронным документооборотом в каждой компании в зависимости от ее размера, вида деятельности, организационной структуры и учетной политики различен, однако можно выделить схожие этапы обработки документов и сложности, с которыми сталкиваются компании.

Весь поток корпоративного документооборота можно разделить на три составляющие:

  1. документы, поступающие от других организаций (входящие);
  2. документы, отправляемые в другие организации (исходящие);
  3. документы, составляемые внутри организации (внутренние).

Одним из основных для бизнеса видом документооборота считается обмен документами, которые являются обязательными при сопровождении сделки по купле-продаже товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуг:

  • счет на оплату;
  • счет-фактура;
  • товарная накладная по форме ТОРГ-12;
  • товарно-транспортная накладная (ТТН);
  • акт выполненных работ;
  • акт сверки;
  • платежные документы;
  • договор и др.

Пример схемы бизнес-процесса обмена первичными документами между двумя контрагентами представлен на Рис. 1.

Рис. 1. Пример схемы бизнес-процесса обработки первичных документов

Основные сложности, с которыми сталкиваются компании при работе с первичными бухгалтерскими документами:

  • длительность оформления документов;
  • рост дебиторской и кредиторской задолженности;
  • трудоемкость ручного поиска документов;
  • увеличение сроков аудита и риска штрафных санкций;
  • колоссальные затраты на поддержание бумажного архива;
  • отсутствие точных данных о статусе обработки документа;
  • риск потери документов и непрогнозируемые сроки обработки.

Для принятия решения о переходе к юридически значимому электронному документообороту необходимо оценить экономический эффект от такого перехода и степень готовности компании. В частности, необходимо:

  • проанализировать влияние электронного документооборота на методологию налогового учета;
  • оценить возможный экономический эффект от внедрения электронного документооборота;
  • определить перечень контрагентов, переход на электронный документооборот с которыми наиболее экономически эффективен;
  • проанализировать текущее состояние информационных систем, используемых в компании;
  • проанализировать общий уровень организации процессов.

Для того чтобы переход к юридически значимому электронному документообороту был наиболее безболезнен для Компании, перед началом внедрения необходимо провести ряд методологических работ.

Цели методологических работ

  1. обеспечить четкую реализацию бизнес-процессов юридически значимого электронного документооборота компании;
  2. повысить эффективность деятельности компании за счет оптимизации процессов внутреннего взаимодействия;
  3. обеспечить прозрачность системы управления.

Бизнес-выгоды от внедрения юридически значимого электронного документооборота и реализации методологических работ (на примере первичной документации)

Рис. 3. Достижение бизнес выгод

Уменьшение стоимости бизнес-процессов и повышения прозрачности компании за счет:

  • сокращения времени оформления документов поставщикам и клиентам;
  • сокращения роста дебиторской и кредиторской задолженности;
  • исключения ручного поиска документации;
  • сокращения сроков аудита и риска штрафных санкций;
  • снижения риска потери документов;
  • сокращения количества квалифицированного персонала.

Повышение оперативности и эффективности налогового учета;

Сокращение прямых издержек за счет исключения печати, доставки, хранения и утилизации бумажных документов;

Минимизация влияния человеческого фактора при обработке первичных документов;

Повышение достоверности, оперативности, надежности финансово-хозяйственного учета.

О конкретных шагах по переходу на электронный юридически значимый документооборот можно прочитать подробно по ссылке.

Источник: группа компаний TerraLink

Начать дискуссию

ФНС есть дело до всего. Теперь налоговики будут помогать Роспотребнадзору находить нелегальный общепит. 🌭«Ночной бухгалтер» № 1727

Налоговики стали проникать буквально во все сферы деятельности бизнеса и взаимодействовать с кучей разных ведомств. Теперь они будут передавать информацию в РПН, чтобы тот своевременно выявлял предприятия общепита, не сообщившие о начале своей деятельности. Например, ФНС будет передавать данные о регистрации на новых точках ККТ и пробитии первого чека.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3
Общество

Врачи в новых регионах дополнительно получат до 2 млн рублей

Медицинский персонал получит компенсации за переезд на работу в новые регионы, на Дальний Восток, Крайний Север и в Арктическую зону.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В июне инфляция выросла до 8,59%

В 62 регионах России ускорился рост цен на большинство товаров и услуг.

💊 Соцвычет по НДФЛ можно получить на покупку любых лекарств

По расходам на покупку лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств, предусмотрен социальный налоговый вычет по НДФЛ.

1

В РФ прошел первый эксперимент по маркировке в открытом океане

Компания «Доброфлот» приняла участие в эксперименте по маркировке консервов в Тихом океане.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ФТС собрала за полгода больше 3 трлн рублей

Время типового досмотра грузового транспорта на границе сократится до 10 минут.

Мошенники добрались до домовых чатов: новые схемы обмана

МВД сообщило, что мошенники активно осваивают новые площадки. И одна из них — чаты жильцов многоквартирных домов.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ

Договоры ГПХ часто оказываются под пристальным вниманием контролирующих органов. Чтобы не давать им повода для штрафов и доначислений, проверьте, все ли у вас правильно. Рассказываем про особенности бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах по договорам ГПХ.

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ
Зарплата

После смены работы доход россиян увеличился на 20%

Те, кто решились поменять место работы в 2023 году, сейчас зарабатывают на 20% больше.

⚡️ Итоги дня: мигрантам ограничат места работы, в США создали автоматизированную домашнюю пивоварню, а хакеры украли криптовалюту на 235 млн долларов

Подготовили обзор главных событий дня — 18 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

РСВ

После увольнения всех работников ИП сдает зарплатные отчеты до конца года

РСВ, ЕФС-1 и персонифицированные сведения о физлицах ИП сдают, только если они являются работодателями.

Вышла новая версия Методических рекомендаций по созданию первичной профсоюзной организации

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) обновила методичку по созданию профсоюзной ячейки в организации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Чтобы выбрать программное обеспечение, которое эффективно справится с поставленными целями — важно понимать особенности решений 1С и какие процессы в бизнесе требуют автоматизации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.

Миграционный учет

Как белорусу получить ВНЖ и гражданство РФ в 2024 году

Получение вида на жительство (ВНЖ) и гражданства Российской Федерации — важный вопрос для белорусов. В 2024 году процесс стал проще благодаря межгосударственным соглашениям, предоставляющим льготные условия.

Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.

Интересные материалы

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг