Основные средства

Ломать – не строить, или Как правильно ликвидировать ОС?

Любой объект основного средства рано или поздно изнашивается. Или морально устаревает. И не всегда такой износ можно устранить с помощью ремонта или реконструкции. Бывает, что ликвидация объекта неизбежна.
Ломать – не строить, или Как правильно ликвидировать ОС?
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Любой объект основного средства рано или поздно изнашивается. Или морально устаревает. И не всегда такой износ можно устранить с помощью ремонта или реконструкции. Бывает, что ликвидация объекта неизбежна.

Создаем комиссию

Компания может принять решение ликвидировать объект, если он больше не пригоден к дальнейшему использованию. Либо пригоден, но его использование неэффективно, или малоэффективно. Такое происходит в основном вследствие чрезмерной изношенности или морального устаревания.

Но прежде чем ликвидировать объект, организация должна осуществить ряд действий. Для начала необходимо создать комиссию, в состав которой должны входить соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества. Такой порядок следует из пункта 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 91н).

Данная комиссия осматривает объект, оценивает с точки зрения пригодности, возможности и эффективности его использования, устанавливает причины списания. А в случае, когда речь идет о непригодности объекта ввиду нанесения ему ущерба, комиссия выявляет лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие имущества и вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством.

Кроме того, комиссия должна определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и оценить их исходя из текущей рыночной стоимости. Последующий контроль за изъятием из списываемых в составе объекта цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад также входит в компетенцию комиссии.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в Акте о списании объекта основных средств. Форма такого акта разрабатывается организацией самостоятельно и утверждается ее руководителем. За основу может быть взята форма акта, которая ранее являлась обязательной к применению, она была утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7, Это форма № ОС-4.

В акте должны быть указаны данные, характеризующие объект основных средств:

  • дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
  • год изготовления или постройки;
  • время ввода в эксплуатацию;
  • срок полезного использования;
  • первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
  • проведенные переоценки, ремонты;
  • причины выбытия с их обоснованием;
  • состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Оформленный акт передается в бухгалтерию организации. На его основании в инвентарной карточке основного средства делается отметка о его выбытии (п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 91н).

Бухучет ликвидации

Ликвидируемый объект подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). При этом остаточную стоимость списываемого объекта ОС нужно отнести в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации) на Дебет счета 91-2.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость ликвидируемого объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.

В бухгалтерских проводках это выглядит следующим образом:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств»   Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

  • списана первоначальная стоимость объекта, подлежащего ликвидации;

Дебет 02   Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

  • списана амортизация, накопленная к моменту ликвидации;

Дебет 91-2 субсчет «Прочие расходы»   Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

  • списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта;

Дебет 10   Кредит 91-1, субсчет «Прочие доходы»   

  • оприходованы материалы, полученные при ликвидации объекта (по текущей рыночной стоимости).

Налоговый учет ликвидации

В налоговом учете недоначисленную амортизацию, то есть остаточную стоимость ликвидируемого объекта основных средств, следует относить на внереализационные расходы (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако это справедливо только по тем объектам, по которым амортизация начислялась линейным методом.

Для нелинейного метода амортизации порядок учета сумм недоначисленной амортизации иной. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 259.2 НК РФ. В этом пункте говорится о том, что по истечении срока полезного использования ОС налогоплательщик может исключить данный объект из состава амортизационной группы без изменения суммарного баланса группы. При этом начисление амортизации по данной амортизационной группе продолжается без каких-либо изменений.

Применительно к рассматриваемой ситуации чиновники поясняют это так: необходимо исключить ликвидируемый объект из состава амортизационного группы (подгруппы) без изменения ее суммарного баланса на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава (Письмо от 27.04.15 № 03-03-06/1/24095, от 24.02.14 № 03-03-06/1/7550). Таким образом, получается, что при ликвидации ОС, по которому амортизация начислялась нелинейным методом, остатки недоначисленной амортизации будут продолжать списываться в рамках суммарного баланса соответствующей амортизационной группы.

Налоговый кодекс РФ прямо не указывает, когда нужно признавать расход  в виде остаточной стоимости ликвидированного объекта. Однако полагаем, что такие расходы включаются в налоговую базу на дату подписания акта о ликвидации основного средства. Такого же мнения придерживаются и чиновники (Письма Минфина РФ от 11.09.2009 № 03-05-05-01/55, от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592).

Спорный момент: восстанавливать ли НДС?

Если объект, подлежащий ликвидации, не самортизирован полностью, то налоговики требуют в отношении него восстанавливать НДС. Руководствуются они разъяснениями финансового ведомства, содержащимися, в частности, в Письме от 18.03.2011 № 03-07-11/61. Там сказано, что суммы налога по основным средствам, ликвидируемым до окончания срока амортизации, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. В обоснование своей позиции чиновники ссылаются на пункты 2 и 3 статьи 170 НК РФ, из которых следует, что сумма НДС подлежит восстановлению в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, не используются для операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС.

Однако их позиция небесспорна. Статья 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, по которым соответствующие суммы налога подлежат восстановлению в бюджет, при этом ликвидация недоамортизированных основных средств там не указана. Да, объект перестает эксплуатироваться, но при этом факт его списания не относится к операциям, освобожденным, например, от НДС на основании статьи 149 НК РФ.

Таким образом, восстанавливать НДС не нужно. Именно эти доводы позволяют компаниям выигрывать судебные споры (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2013 по делу № А27-19496/2012, ФАС Московского округа от 14.02.2011 № КА-А40/18232-10 по делу № А40-5381/10-115-65, ФАС Поволжского округа от 27 января 2011 г. по делу № А55-7952/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 3 ноября 2010 г. по делу № А22-60/10/9-5).

Проводим демонтаж

Некоторые объекты нельзя ликвидировать без проведения соответствующих работ по демонтажу. При этом для выполнения демонтажных работ может привлекаться сторонняя фирма. Возникает вопрос: можно ли учесть при налогообложении прибыли стоимость таких работ, а «входной» НДС по ним принимать к вычету?

Да, стоимость работ по демонтажу объекта основного средства можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 250 НК РФ. И Минфин РФ в Письме от 18.10.2013 № 07-01-06/43651 подтверждает данный вывод.

Сумму «входного» НДС по этим работам можно принять к вычету на основании пункта 6 статьи 171 НК РФ. В этом пункте упомянуты подрядные работы по демонтажу основных средств. Поэтому проблем с вычетом НДС быть не должно. Это подтверждают и чиновники (Письмо Минфина РФ от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6914).

После демонтажа основного средства в организации нередко остаются запчасти, детали и иные материалы. Такие материалы следует оприходовать по рыночной цене (п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При этом в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 10   Кредит 91-1, субсчет «Прочие доходы».

Доход в виде рыночной стоимости высвободившихся деталей следует отразить и в налоговом учете (п. 13 ст. 250 НК РФ). Внереализационный доход признается на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Таким документом является Акт о списании объекта основных средств.

Но нужно ли приходовать детали, которые не пригодны к использованию? Минфин РФ в Письме от 19.05.08 № 03-03-06/2/58 отвечает, что нужно. Чиновники руководствуются тем, что пункт 13 статьи 250 НК РФ, обязывающий отражать в доходах стоимость полученных при демонтаже материалов, не содержит условия о пригодности таких материалов к дальнейшему использованию. Однако нам такая позиция видится спорной, ведь фактически фирма не сможет получить пользу от непригодных деталей. А значит, возникновение дохода в данном случае весьма сомнительно. Думаем, что на практике компании просто-напросто не будут фиксировать документально высвобождение деталей, не пригодных к использованию. 

Начать дискуссию

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Интересные материалы

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

9