НК РФ

Проблемы налоговых вычетов у налоговых агентов по НДФЛ: что нового приготовил Верховный суд?

21 октября 2015 года Президиум Верховного суда утвердил «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации». В числе рассмотренных дел, есть и два дела про вычеты, которые должны заинтересовать многих работодателей.
Проблемы налоговых вычетов у налоговых агентов по НДФЛ: что нового приготовил Верховный суд?
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

21 октября 2015 года Президиум Верховного суда утвердил «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

В числе рассмотренных дел, есть и два дела про вычеты, которые должны заинтересовать многих работодателей.

В пункте 14 обзора приведено дело о предоставлении стандартных вычетов на детей-инвалидов.

История вопроса: До 1 января 2011 года стандартные вычеты на детей не зависели от количества детей у родителей (опекунов), а на детей-инвалидов предоставлялись в двойном размере. С 2011 года порядок предоставления вычетов изменился и в настоящее время размер вычетов составляет: 1 400 рублей - на первого ребенка; 1 400 рублей - на второго ребенка; 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка; 3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Т.е. вычет на ребенка-инвалида не зависит от того, каким по счету является этот ребенок.

Практически сразу после изменений, внесенных в 2011 году в Налоговый кодекс, возник вопрос, а не предоставляются ли два вычета на ребенка-инвалида, ведь при буквальном прочтении нормы закона следует именно это.

Конечно, Минфин РФ и ФНС РФ с такой трактовкой не соглашались.

Так, еще в 2012 году в письме Минфина от 03.04.2012 N 03-04-06/5-94, утверждалось, что «… при предоставлении стандартного налогового вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, из которых третий ребенок - инвалид, суммирование налоговых вычетов на третьего ребенка и ребенка-инвалида не производится. В этом случае применяется специальная норма, устанавливающая налоговый вычет на ребенка-инвалида в размере 3000 руб.».

Подобное же мнение высказывалось Минфином неоднократно, а одно письмо было даже направлено ФНС в нижестоящие инспекции для применения в работе[1].

Согласно позиции суда, изложенной в Обзоре, общий размер стандартного вычета на ребенка-инвалида определяется по двум критериям – каким по счету для родителя стал ребенок и является ли он инвалидом. При этом критерии не указаны в законе как альтернативные. Следовательно, общая величина налогового вычета на ребенка-инвалида, родившегося первым, должна составлять 4 400 рублей в месяц, исходя из суммы вычетов 1 400 рублей и 3 000 рублей. На третьего ребенка, согласно такой позиции, вычет составит 6 000 рублей.

Таким образом, работодатель оказывается между двух огней – между родителями детей-инвалидов, требующих два вычета на ребенка, и налоговой инспекцией, которая в случае предоставления двух вычетов сразу может работодателя оштрафовать. С учетом того, что работников боятся меньше, чем налоговую инспекцию, выбор работодателя заранее предсказуем.

Еще одно рассмотренное дело касается предоставления имущественного вычета налоговым агентом не с первого месяца календарного года.

История вопроса: Имущественные вычеты, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 220, могут предоставляться налоговым агентом при подтверждении налоговым органом права на вычет и наличие заявления от работника. Спор о том, с какого месяца положено предоставлять такой вычет, если заявление и подтверждение подано не в первом месяце налогового периода, ведутся не первый год. По мнению Минфина и ФНС, многократно изложенному в письмах, в случае обращения налогоплательщика к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода данный вычет предоставляется, начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением. Т.е. НДФЛ за предыдущие месяцы налогового периода не пересчитывается и не возвращается налоговым агентом.

Одно из последних писем Минфина на эту тему было в сентябре 2015 года[2].

В этом письме чиновники в очередной раз заявили о невозможности возврата удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ до получения от налогоплательщика письменного заявления и подтверждения налоговым органом права на получение указанных имущественных вычетов на основании статьи 231 НК РФ, поскольку правомерно удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть квалифицированы как излишне удержанные. При этом сослался Минфин не только на НК РФ, но и на Определение Верховного Суда от 10.04.2015 N 306-КГ15-2438.

В представленном же Обзоре судебной практики судьи заняли противоположную позицию, заявив, что разница между суммой налога, исчисленной и удержанной до предоставления имущественного вычета, и суммой налога, определенной по установленным пунктом 3 статьи 226 НК РФ правилам, в том месяце, в котором от работника поступило заявление о предоставлении вычета, образует сумму налога, перечисленную в бюджет излишне. И поэтому произведенный налоговым агентом возврат налога на основании   пункта 1 статьи 231 НК РФ является правомерным, поскольку возвращена излишне удержанная сумма налога.  

По мнению суда, налоговый агент возвращает налогоплательщику любые суммы налога, излишне перечисленные в бюджет в результате собственных действий агента, а не только ошибочно удержанные.

Изменит ли свое мнение Минфин по этому вопросу, пока неизвестно.

Но у налоговых агентов появился хороший шанс отстоять свое мнение в суде, потому что Обзор Верховного суда и предназначен для обеспечения единообразных подходов к разрешению судебных споров.  Но вот только захочет ли судиться работодатель ради своих работников?


  1. Письмо ФНС России от 19.09.2012 N ЕД-4-3/15566 «О направлении письма Минфина России от 14.02.2012 N 03-04-05/8-178»
  2. Письмо Минфина России от 07.09.2015 N 03-04-05/51303

Начать дискуссию