УК РФ

Кесарю кесарево

В 2015 году, после введения поправок в УПК, число возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям выросло на 60%, однако в большинстве случаев их инициатором, как и прежде, остается ФНС.
Кесарю кесарево
Фото Сергея Захарова, Кублог

В 2015 году, после вступления в силу поправок в УПК, в большинстве случаев инициатором возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, как и прежде, остается ФНС. Такой вывод можно сделать из статистики, предоставленной самой налоговой службой.

Как известно, в октябре 2014 года вступили в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, согласно которым порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям изменился.

Точнее, был возвращен прежний порядок, существовавший до 2011 года. Следователи получили право возбуждать дела по материалам оперативно-розыскной деятельности, а не только по результатам налоговых проверок. Тем не менее, к новому взрывному росту уголовного преследования за недоимки, как опасался бизнес, это не привело. 

Как сообщили Клерк.Ру в пресс-службе ФНС, цифры таковы.

За 9 месяцев прошлого года Следственный комитет России возбудил 1,4 тыс. дел по налоговым преступлениям.

Изначально материалы, согласно тогдашнему порядку, поступали только от налоговых органов.

За девять месяцев 2015 года таких дел возбуждено 2,3 тыс., причем в 58 % случаях это было сделано опять же по материалам налоговой службы. По сообщениям  МВД возбуждено 962 уголовных дела, причем в ряде случаев эти материалы получены в ходе совместных проверок, проводимых налоговыми органами совместно с органами полиции. Таким образом, по материалам ФНС сегодня возбуждается три из пяти дел по налоговым преступлениям.

Речь идет о возбужденных делах, но небезынтересно сравнить и статистику сообщений, поступающих в Следственный комитет как со стороны ФНС, так и (согласно «новому старому» порядку) со стороны МВД. Ведь далеко не каждое из них перерастает в реальное уголовное дело. Так вот, из более чем 6 тысяч материалов по налогам, поступивших в СКР за 9 месяцев 2015 года, три четверти имеют авторство налоговой службы. 

Таким образом, из статистики следуют два вывода. Первый – ФНС по-прежнему главный инициатор уголовного преследования налоговых преступников. И второй – активность МВД в этой сфере отнюдь не является «катком», который снова угрожает задавить бизнес. В самом деле, в 2009-м, например, было возбуждено больше 13 тысяч подобных дел – в разы больше, чем сегодня.

Эффективность взаимодействия налоговых и следственных органов в последнее время серьезно повысилась, подчеркивают в ФНС. Это позволило повысить качество материалов налоговых проверок и обеспечить достаточность доказательственной базы. Если раньше значительная часть уголовных дел разваливалась либо в суде, либо еще на этапе следствия, то сегодня, очевидно, следователи взяли на вооружение принцип «лучше меньше да лучше».

Начать дискуссию