Между строк закона

Вот уж поистине - левая рука не знает, что делает правая. Данное выражение из Библии приведено не в смысле, означающем бескорыстность оказания благих дел, а в смысле очередного ляпа чиновничьего аппарата в виде высказывания абсолютно противоречащих друг другу мнений по одному и тому же вопросу. Возможно, в силу чрезвычайной загруженности им просто некогда прочитать подписываемые документы?
Между строк закона
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Вот уж поистине - левая рука не знает, что делает правая. Данное выражение из Библии приведено не в смысле, означающем бескорыстность оказания благих дел, а в смысле очередного ляпсуса чиновничьего аппарата в виде высказывания абсолютно противоречащих друг другу мнений по одному и тому же вопросу. Возможно, что в силу чрезвычайной загруженности им просто некогда прочитать подписываемые документы и вследствие этого происходят эдакие казусы.

Речь идет о Письме Минфина РФ от 06.10.2015 № 03-11-09/57011, в котором чиновник Минфина РФ вопреки позиции ФНС РФ, изложенной в письме от 27.07.2015 № ЕД-4-3/13088@, мнения Минфина РФ, высказанном в письме от 26.05.2014 № 03-11-11/24969 и своего собственного мнения, выраженного в письме от 29.12.2014 № 03-11-09/68180, читая между строк часть 1.2 ст.14 Закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пришел к выводу, что страховой взнос ИП в ПФР с дохода, превышающего 300 000 руб., состоит из 2-х составляющих:

  • постоянной величины, исчисляемой как произведение 12-и кратного размера МРОТ на начало текущего года и установленного Законом тарифа при доходе до 300 000 руб.;
  • переменной величины, исчисляемой в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 руб.

При этом, по мнению чиновника, поскольку согласно п.3.1 ст. 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, уменьшают сумму налога, применяемого при УСН, только на сумму фиксированного размера страхового взноса в ПФР и ФМС, то сумма, исчисленная в размере 1% и не относящаяся к фиксированному размеру страхового взноса не должна учитываться в уменьшение налога.

Ранее в письме от 29.12.2014 № 03-11-09/68180 сумму, исчисленную в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 руб., чиновник все же признавал в составе фиксированного размера страхового взноса и, соответственно, в уменьшение налога при УСН и ЕНВД.

Что же именно устанавливает Закон РФ № 212-ФЗ в части исчисления страхового взноса?

Согласно подп.2 п.11 ст.14 указанного Закона для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в случае, если величина их дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса определяется «в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период».

Понятие фиксированного размера страхового взноса отсутствует в Законе и НК РФ, как отсутствует и понятие «постоянной» и «переменной» величины.

Вместе с тем в «Современном экономическом словаре» Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. (ИНФРА-М, 2006) дается понятие фиксированного платежа и цены с последующей фиксацией. При этом:

  • под фиксированным платежом понимается платежи, вносимые предприятиями в государственный и местные бюджеты, величина которых не зависит от результатов деятельности предприятия, получаемого им дохода;
  • под ценой с последующей фиксацией понимается цена, устанавливаемая в ходе исполнения договора, в котором определяется правило ее фиксации.

Понятие фиксированного платежа явно не подпадает под норму Закона, поскольку размер страхового взноса зависит от дохода плательщика. А вот понятие цены с последующей фиксацией, в полной степени подходит под норму Закона, поскольку Законом установлен порядок, т.е. алгоритм исчисления единого фиксированного размера страхового взноса, но никоим образом ни его постоянная и переменная величины.

Таким образом, по моему мнению, под фиксированным размером страхового взноса следует понимать именно сумму от произведения 12-и кратного МРОТ на установленную ставку при доходе до 300 000 руб. и 1% с дохода, превышающего 300 000 руб.

Аналогичным образом данная норма закона понимается и Пенсионным фондом РФ. А именно, в информации Пенсионного Фонда РФ от 29.01.2015, публикуемой на сайте ПФР, приведен порядок расчета фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам:

 

На обязательное пенсионное страхование

На обязательное медицинское страхование

Доход до 300 000 рублей в год

Доход свыше 300 000 рублей в год

 

МРОТ x 26% x 12

МРОТ x 26% x 12 + 1% от суммы > 300 тыс. рублей

Максимально:

8 МРОТ x 26% x 12

МРОТ x 5,1% x 12

Размер МРОТ в 2015 году

5 965 рублей

Размер страхового взноса в фиксированном размере

18 610,80 рублей

18 610,80 + 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей, но не более 148 886,40 рублей

3 650,58 рублей

Срок уплаты страховых взносов

до 31.12. 2015

Срок уплаты 18 610,80 рубля - до 31.12.2015

плюс

1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей - не позднее 01.04.2016

не позднее 31.12.2015

То есть в указанном примере под фиксированным размером страхового взноса при доходе свыше 300 000 руб. понимается именно сумма двух составляющих. При этом, фиксированный размер страхового взноса не только не содержит ни постоянной, ни переменной составляющих, но еще имеет и различные величины для разных категорий плательщиков (ИП с доходом менее и более 300 000 руб.). Аналогичная информация приводится в информационном сообщении ПФР от 16.11.2015.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Закон РФ № 212-ФЗ не делит фиксированный размер страхового взноса на постоянную и переменную составляющие. И, следовательно, вся сумма уплаченного страхового взноса идет в уменьшение налога при УСН, уплачиваемого ИП, согласно п.3.1 ст. 346.21 НК РФ.

Таким образом, вывод чиновника Минфина РФ, мягко, говоря не основан на нормах Закона.

Более того, поскольку данное письмо по сути направлено на увеличение налогового бремени налогоплательщиков и, вследствие этого, может привести к возможному продолжению процесса свертывания их деятельности, то, по сути, оно идет вразрез с позицией государства о развитии малого предпринимательства в РФ, Президента РФ и положениями Конституции РФ, ст. 57 которой закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. То есть, прежде чем подписывать какие-либо документы, может быть все-таки следует прочитать их, проанализировать и оценить возможные последствия?

При этом непонятно почему вообще чиновник Минфина РФ комментирует указанный Закон, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в целях единообразного применения Закона № 212-ФЗ право разъяснения данного Закона предоставлено только Министерству труда и социальной защиты РФ.

Исходя из всего этого мной сделан соответствующий запрос в Минтруда и социальной защиты РФ. Вместе с тем, учитывая, что Пенсионный фонд входит в структуру Министерства, не думаю, что ответ будет каким-то иным. К сожалению.

Комментарии

8
  • Над. К
    Цитата:

    "При этом непонятно почему вообще чиновник Минфина РФ комментирует указанный Закон, "

    При всем уважении к автору: Вы просто не знакомы с историей появления письма. Оно является ответом на запрос ФНС (Письмо от 27.07.2015 N ЕД-4-3/13088@), в котором и есть вопрос в связи с письмом Минтруда, который и имеет право трактовать закон 212-ФЗ. Именно в этом письме (от 10.10.2014 N 17-4/ООГ-867) Минтруд и написал

    При этом сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.

    Так что Минфин по сути не трактовал закон 212-ФЗ, он взял трактовку у того, кто имеет на неё право. Другое дело, что письмо Минтруда не соответствует закону и дает неправильные разъяснения.

  • Ян

    Аноним, Вы писали:
    "Но этот взнос является фиксированным. Ведь существует ограничение - максимальный фиксированный взнос в размере:

    Общий размер фиксированного взноса ИП за 2014 год (т.е. обязательный годовой платёж и дополнительная сумма в виде 1%) не может превышать 142 026,89 руб., в том числе:
    максимальный платёж в ПФР 138627,84 руб.;
    фиксированный и неизменный платёж в ФОМС 3399,05 руб.
    Почему ФНС озадачилась этим вопросом - вообще не понятно."
    Да воду они мутят, чем еще им заниматься...

  • Afrikan

    Цитата:
    "Почему ФНС озадачилась этим вопросом - вообще не понятно. "

    чего же тут непонятного? чтоб налога на УСН больше платили...