Мы выбираем, нас выбирают
Большая проблема малого (да и не малого тоже) бизнеса – проверка надежности делового партнера. А точнее - отсутствие доступных предпринимателю законных способов осуществления такой проверки.
В 90% случаев доначисление НДС при проведении налоговых проверок вызвано именно указанием на недобросовестность контрагентов.
Критериями недобросовестности могут являться несданная в инспектирующий налоговый орган отчетность фирмы или отчетность с минимальными показателями, отсутствие у организации штата сотрудников или отсутствие самой организации по адресу регистрации, подписание первичного документа или счет-фактуры неустановленным лицом и пр.
Получение выписки из ЕГРЮЛ и проверка паспортных данных генерального директора (руководителя) организации-партнера – единственные существующие на сегодня методы проверки добросовестности возможного контрагента.
Использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, рекомендованное Минфином России, конечно, подтвердит, что вы соблюдали требование о должной осмотрительности, но не гарантирует от ошибки при выборе делового партнера и наступления неизбежных последствий.
Уполномочен заявить
Между тем, в арсенале налоговых органов достаточно необходимых инструментов проверки «благонадежности» хозяйствующих субъектов.
Налоговики осуществляют проверку финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности компании, выявляют связи с так называемыми «фирмами-однодневками» в ходе ведения хозяйственной деятельности и пр.
Эти способы проверки надежности бизнес-партнера предприниматель осуществлять самостоятельно не вправе, однако ответственность в случае обнаружения недобросовестных поставщиков или подрядчиков несет в полном объеме, включая снятие расходов по налогу на прибыль, вычетов по НДС, доначисления налогов, начисление пеней и наложение штрафов.
Налицо совершенно абсурдная ситуация, когда добросовестный предприниматель вынужден нести ответственность за факты, о существовании которых он не знал и не мог знать. При этом контролирующий орган обладает всей полнотой информации, но предоставлять ее не готов.
На сайте Федеральной налоговой службы запущен и работает в тестовом режиме сервис проверки контрагентов. Он осуществляет проверку идентификационных реквизитов ИНН и КПП юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данным ЕГРН, но этого явно не достаточно.
Бюро недобросовестных историй
Такая незащищенность бизнеса не способствует его оздоровлению и дальнейшему развитию, особенно с учетом непростой экономической ситуации, сложившейся в стране в последнее время.
Обезопасить бизнес могло бы создание своего рода банка данных, обращение в который позволило бы предпринимателю получать однозначный ответ о рисках осуществления совместных хозяйственных операций с данным бизнес-партнером. Подобная модель реализована Федеральной антимонопольной службой РФ. На сайте ФАС ведется Реестр недобросовестных поставщиков, содержащий сведения о недобросовестности юридических лиц – участников правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок товаров (услуг, работ). Внесение в федеральный реестр данных осуществляется с целью предупреждения других участников правоотношений о недобросовестности потенциальных контрагентов заранее.
В настоящее время НП «Республиканское юридическое общество» подготовило и направило в адрес Администрации Президента РФ предложение о создании Государственного информационного агентства.
Мы считаем, что лучший способ обезопасить предпринимателя и улучшить деловой климат, исключить взаимные обвинения и претензии сторон-контрагентов – это создать универсальный орган, от имени государства гарантирующий абсолютную конфиденциальность любой информации о юридическом лице, содержащейся в банке данных агентства, и обеспечивающий ее сохранение.
Здесь мы видим именно ту область рыночных отношений, которой требуется государственное регулирование. Нужно нормализовать порядок организации взаимоотношений в системе «партнер» - «партнер» - «налоговый орган».
Деятельность государственного информагентства, по моему убеждению, будет способствовать и установлению более цивилизованных взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, которое позволит исключить из делового оборота такой отголосок девяностых, как ведение бизнеса «по понятиям».
Помимо оздоровления бизнес-климата в стране в целом, оказание государственных услуг по проверке добросовестности юридических лиц решит еще одну важную проблему. Организация такой информационной службы позволит существенно разгрузить налоговые службы и уменьшит количество обращений в судебные инстанции по налоговым вопросам.
Как считаете, коллеги?
Комментарии
3Согласна с автором!