Проверка контрагентов

Контрагент вне мрака

Большая проблема малого (да и не малого тоже) бизнеса – проверка надежности делового партнера, точнее, отсутствие доступных предпринимателю законных способов осуществления такой проверки.
Контрагент вне мрака
Александр Хаминский, арбитражный юрист. Фото предоставлено компанией

Мы выбираем, нас выбирают

Большая  проблема малого (да и не малого тоже) бизнеса – проверка надежности делового партнера. А точнее - отсутствие доступных предпринимателю законных способов осуществления такой проверки.

В 90% случаев доначисление НДС при проведении налоговых проверок вызвано именно указанием на недобросовестность контрагентов.

Критериями недобросовестности могут являться несданная в инспектирующий налоговый орган отчетность фирмы или  отчетность с минимальными показателями, отсутствие у организации штата сотрудников или отсутствие самой организации по адресу регистрации, подписание первичного документа или счет-фактуры неустановленным лицом и пр.

Получение выписки из ЕГРЮЛ и проверка паспортных данных генерального директора (руководителя) организации-партнера – единственные существующие на сегодня методы проверки добросовестности возможного контрагента.

Использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, рекомендованное Минфином России, конечно, подтвердит, что вы соблюдали требование о должной осмотрительности, но не гарантирует от ошибки при выборе делового партнера и наступления неизбежных последствий.

Уполномочен заявить

Между тем, в арсенале налоговых органов достаточно необходимых инструментов проверки «благонадежности» хозяйствующих субъектов.

Налоговики осуществляют проверку финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности компании, выявляют связи с так называемыми «фирмами-однодневками» в ходе ведения хозяйственной деятельности и пр.

Эти способы проверки надежности бизнес-партнера предприниматель осуществлять самостоятельно не вправе, однако ответственность в случае обнаружения недобросовестных поставщиков или подрядчиков несет в полном объеме, включая снятие расходов по налогу на прибыль, вычетов по НДС, доначисления налогов, начисление пеней и наложение штрафов.

Налицо совершенно абсурдная ситуация, когда добросовестный предприниматель вынужден нести ответственность за факты, о существовании которых он не знал и не мог знать. При этом контролирующий орган обладает всей полнотой информации, но предоставлять ее не готов.

На сайте Федеральной налоговой службы запущен и работает в тестовом режиме сервис проверки контрагентов. Он осуществляет проверку идентификационных реквизитов ИНН и КПП юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данным ЕГРН, но этого явно не достаточно.

Бюро недобросовестных историй

Такая незащищенность бизнеса не способствует его оздоровлению и дальнейшему развитию, особенно с учетом непростой экономической ситуации, сложившейся в стране в последнее время.

Обезопасить бизнес могло бы создание своего рода банка данных, обращение в который позволило бы предпринимателю получать однозначный ответ о рисках осуществления совместных хозяйственных операций с данным бизнес-партнером. Подобная модель реализована Федеральной антимонопольной службой РФ. На сайте ФАС ведется Реестр недобросовестных поставщиков, содержащий сведения о недобросовестности юридических лиц – участников правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок товаров (услуг, работ). Внесение в федеральный реестр данных осуществляется с целью предупреждения других участников правоотношений о недобросовестности потенциальных контрагентов заранее.

В настоящее время НП «Республиканское юридическое общество» подготовило и направило в адрес Администрации Президента РФ предложение о создании Государственного информационного агентства.

Мы считаем, что лучший способ обезопасить предпринимателя и улучшить деловой климат, исключить взаимные обвинения и претензии сторон-контрагентов – это создать универсальный орган, от имени государства гарантирующий абсолютную конфиденциальность любой информации о юридическом лице, содержащейся в банке данных агентства, и обеспечивающий ее сохранение.

Здесь мы видим именно ту область рыночных отношений, которой требуется государственное регулирование. Нужно нормализовать порядок организации взаимоотношений в системе «партнер» - «партнер» - «налоговый орган».

Деятельность государственного информагентства, по моему убеждению, будет способствовать и установлению более цивилизованных взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, которое позволит исключить из делового оборота такой отголосок девяностых, как ведение бизнеса «по понятиям».

Помимо оздоровления бизнес-климата в стране в целом,  оказание государственных услуг по проверке добросовестности юридических лиц  решит еще одну важную проблему. Организация такой информационной службы  позволит существенно разгрузить налоговые службы и  уменьшит количество обращений в судебные инстанции по налоговым вопросам.

Как считаете, коллеги?

Нужна ли государственная база данных для проверки контрагентов?

Проголосовали 12 человек

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

3
  • Елена

    Согласна с автором!

  • Елена
    Если бы не возникла эта парадоксальная обязанность налогоплательщика по осуществлению поверки добросовестности своего контрагента, то такой вопрос вообще не обсуждался бы.
  • Елена
    По сути, Вы предлагаете то же что и автор. Для того, чтобы определить необходимость ликвидации предприятия, необходимо осуществить все те же действия, что и для составления перечня недобросовестных юрлиц. Да и сам процесс ликвидации занимает определенное количество времени. Включение сведений в Реестр занимает гораздо меньше времени.