Система Платон

"Платон" нам друг, но цены все растут

Производители продовольствия и ритейлеры предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон» и попросили установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд. Пойдет ли правительство на такой шаг?
"Платон" нам друг, но цены все растут
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Производители продовольствия и ритейлеры предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон» и попросили установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд. Пойдет ли правительство на такой шаг?

Что такое система "Платон" и как она работает

15 ноября в России заработала автоматизированная система возмещения вреда, причиненного федеральным трассам большегрузными автомобилями – так называемая система «Платон» (плати за тонну), созданная компанией "РТ-Инвест Транспортные системы". 

В рамках новой системы ее оператор заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в Федеральный дорожный фонд, откуда они направляются в качестве трансфертов на федеральные и региональные дорожные проекты. Планируется, что эти деньги решат проблему плачевного состояния дорог и к 2019 году позволят привести федеральные трассы в нормальное состояние. 

До начала движения транспортного средства его владелец обеспечивает установку и включение на транспортном средстве бортового устройства, рассчитывающего маршрут. Это устройство предоставляется оператором на безвозмездной основе и подлежит бесплатной замене при его поломке или утрате. Также владелец фуры перед началом ее движения должен внести на счет оператора денежные средства в размере, определенном исходя из планируемого маршрута. Маршрут и его стоимость рассчитываются оператором на основании введенных в бортовое устройство сведений.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Кроме того, оплатить маршрут можно при помощи разовой карты. Маршрутную карту можно оформить на официальном сайте «Платона». В этой маршрутной карте указывается дата поездки, начало и конец пути, точный адрес, а также временные остановки. Обо всех изменениях в маршруте водитель должен будет проинформировать оператора системы. В целях контроля маршрутов за грузовиками вводится мониторинг с помощью системы ГЛОНАСС.

В настоящее время, по данным Росавтодора, в системе "Платон" зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Размер взносов и штрафов

Одновременно новые правила установили и размер платы в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн.

Первоначальный размер платы, утвержденный Постановлением Правительства № 504 от 14 июня 2013 года, составлял 3,73 рубля за километр пути. Однако, ввиду роста протестных настроений в обществе , правительство пошло на снижение платы. Согласно Постановлению № 1191 от 3 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 рубля на один километр пути.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года размер платы составит 3,06 рубля на один километр. Кроме того, поправки предоставляют владельцам транспортных средств возможность уже самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, а также вносить плату без использования бортового устройства путем получения «маршрутной карты».

За невнесение платы законодатель предусмотрел административные штрафы как для собственников транспорта, так и для рядовых водителей большегрузов. Первоначальный размер штрафов поистине впечатлял. В частности, за первое нарушение предполагалось взимать 500 тысяч рублей, за повторное – миллион. Впоследствии правительство отказалось от таких драконовских мер и решило уменьшить штрафы в 100 раз.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Согласно уже принятому Госдумой закону, движение фур без платы по общефедеральным дорогам повлечет наложение штрафа на водителей грузовиков иностранных перевозчиков, а также российских собственников большегрузов, в размере 5 тыс. рублей. При повторном правонарушении штраф будет увеличен до 10 тыс. рублей. 

Как бы то ни было, даже такие уступки со стороны правительства не смогли сгладить ситуацию и водители все равно продолжают свои протесты. В настоящее время под Москвой разбито два лагеря протестующих дальнобойщиков - в Химках и на Каширском шоссе. 

2 декабря в Госдуму внесен законопроект, которым устанавливается мораторий на взимание дорожного сбора с большегрузов. Депутаты, внесшие законопроект, считают, что решение о введении дорожного сбора для владельцев большегрузных транспортных средств было не проработано, и оно может разорить транспортные компании и частных владельцев, а также значительно повысить цены. В связи с эти предлагается установить до 1 января 2017 года запрет на взимание дорожного сбора. Пока данный законопроект не рассматривался. 

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Почему протестуют дальнобойщики

Подавляющая доля протестующих дальнобойщиков жалуется на увеличение финансовой нагрузки на транспортные предприятия и частных владельцев фур и грядущий рост инфляции. Кроме того, многие не понимают, почему взиманием плату, коли уж ее ввели, занимается не государство, а некое ООО. Как заявил корреспонденту Клерк.Ру водитель в лагере дальнобойщиков в Химках, "мы против и самой платы, и способа ее сбора". 

Дальнобойщики говорят о том, что государство в очередной раз решило заработать на бизнесе, затянув потуже удавку на шее “транспортников”.

При этом в целях привлечения к акциям протеста внимания широких слоев населения протестующие утверждали, что введение платы затронет все население в целом, а продукты на полках магазинов подорожают на 10, а то и 15 процентов. Сомневающиеся в этом проводили свои расчеты, доказывающие, что столь существенное повышение цен система "Платон" спровоцировать не может. Тем не менее, производители продовольствия и ритейлеры уже предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон».

"Многие ли задумывались о том, что, вообще-то, все молоко, произведенное в России, вывозится с ферм на молочные заводы цистернами емкостью больше 12 тонн? И молоко с перерабатывающих производств в торговую сеть тоже перевозится такими машинами. Молочный союз недавно посчитал, что деньги, которые производителям молока придется заплатить по системе «Платон», превысят всю государственную поддержку молочной отрасли", - заявил 10 декабря на пресс-конференции «Земля крестьянам! Как Путин будет забирать землю у нерадивых владельцев?" директор подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин.

Производители продовольствия и ритейлеры направили письмо в правительство с просьбой установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд или ввести режим не пред-, а постоплаты после завершения маршрута. Дело в том, что еще одна причина протестов - некорректная работа системы, о чем неоднократно говорили водители в лагере протеста на стоянке ТЦ "МЕГА" в Химках. 

В любом случае, вряд ли правительство пойдет на отмену системы или даже на введение бесплатного тестового периода. 9 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что идея введения платы для большегрузов "правильная". 

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Открытым остается вопрос о том, зачем было нужно именно введение новой системы. Увеличить финансовую нагрузку и “по-легкому собрать денег ” с фур государство могло гораздо более простым и эффективным способом, нежели через “Платон”. Попросту повысив транспортный налог на грузовики и увеличив акциз, который дальнобойщики платят на автозаправках, приобретая топливо. Но система не только собирает деньги за проезд, но и устанавливает контроль за маршрутами перевозок грузов.  При такой системе “левачить” и делать неучтенные рейсы на сторону уже не получится. За все “левые” рейсы также придется доплачивать. Кроме того, за неучтенные поездки придется платить и штрафы.

Фото Илоны Полянской, ИА "Клерк.Ру".

Как относятся граждане к протестам дальнобойщиков?

Не смотря на то, что 4 декабря движение на севере МКАД было почти парализовано из-за фур, занявщих четыре полосы из пяти, москвичи поддерживают протесты водителей большегрузов. Согласно данным, опубликованным на сайте Левада-центра, более 70% москвичей знают об этой акции протеста и поддерживают ее. Среди посетителей сайта Клерк.Ру тех, кто поддерживает дальнобойщиков, еще больше. Так или иначе эту акцию поддерживают около 90% наших читателей

Поддерживаете ли вы протест дальнобойщиков?

Проголосовали 88 человек

Фоторепортаж Бориса Мальцева из лагеря протеста в Химках можно посмотреть тут

Комментарии

8
  • Над. К
    В Петербурге нет торгового сбора
  • Над. К
    Аноним, так ведь кроме непосредственно сбора есть и другие затраты по этому сбору. И куча проблем, связанная с уплатой, документам и пр. И, еще раз - это по сути 3-й налог на одну и ту же машину. Причем собираемый почему-то частной конторой лица, особо приближенного к императору к руководству страны.
  • Над. К
    Аноним, нифига себе концессия... Может еще НДС и налог на прибыль какому-нибудь Ротенбергу передать? :)