Что нужно сделать, чтобы пострадавший от противоправного деяния не бросался на обидчика с кулаками, вилами, ножом или, как в случае с «саратовским стрелком», – огнестрельным оружием, а писал заявление в полицию?
Социологи и психологи давно говорят, что уровень агрессии в обществе серьезно растет.
Если случаи расстрела после скандала из-за парковочного места или места в магазинной очереди – это, скорее, к психиатру, чем к юристу, то участившиеся явления самосуда – весьма тревожный знак недоверия общества к правоохранительной системе в целом. Самое время и в этой «консерватории» что-то подправить, не находите?
Создание государственного агентства правовой помощи стало бы шагом в решении этой задачи. Сталкиваясь с произволом и беззаконием, человек должен быть уверен, что ему есть куда обратиться за защитой. А обратившись, он сможет в полной мере рассчитывать на правосудие. Другое дело, что сегодня обыватель не всегда испытывает доверие к существующим властным институтам государства, полиции и органам системы судопроизводства.
Памятен случай в Петербурге, когда молодой мужчина убил насильника, надругавшегося над его приемным сыном.
Суд назначил убийце тюремное заключение в виде двух с половиной лет колонии строгого режима. Столь строгая мера наказания к человеку, заставшему педофила непосредственно в момент совершения преступления и защищавшего жизнь и здоровье своего ребенка, в очередной раз усилила дискуссии о необходимой обороне и ее пределах, о качестве юридической помощи гражданам, наконец, о том, какие меры необходимо предпринимать, чтобы вернуть доверие обывателя к полиции и суду.
Напомню и еще об одном резонансном деле.
В августе в одном из сел Ростовской области толпа забила до смерти нетрезвого водителя, повредившего несколько автомобилей. Не исключено, что среди подстрекателей были и те, кто искренне переживал за двух девушек, покалеченных в ДТП в Иркутской области дочерью городской чиновницы. Одна из пострадавших скончалась на месте, вторая навсегда останется инвалидом. Виновница трагедии получила (видимо, благодаря маминым возможностям) исключительно мягкое наказание, да еще с отсрочкой исполнения приговора. Эти и им подобные случаи, к сожалению, и формируют общественное мнение об абсолютной незащищенности и полном бесправии «маленького» человека, не имеющего выходов на «административный ресурс».
Принято считать, что полиция дело закроет, в суде дадут взятку и так далее. Да к тому же, что тут скрывать, квалифицированные адвокаты дороги и не каждый может себе позволить воспользоваться их услугами.
Конечно, здравое зерно в таких рассуждениях есть, поэтому основная задача государства состоит именно в том, чтобы изменить это устоявшееся общественное мнение, делом доказав, что может быть и обратное.
Весьма показательны в этом свете результаты опроса, проведенного в октябре прошлого года Фондом общественного мнения.
Так, среди полутора тысяч опрошенных респондентов на вопрос: «А в целом, вы доверяете или не доверяете полиции?» 29% ответили: «Не доверяю».
С одной стороны, эта цифра, безусловно, пугает. Представьте, что практически третья часть взрослого населения с опаской относится именно к тем людям, что призваны защищать их жизнь, здоровье и интересы.
С другой стороны, налицо устойчивая положительная динамика, поскольку на аналогичный вопрос, заданный социологами в 2008 году, о своем недоверии к полицейским заявляли 46% респондентов!
Значит, меры, принимаемые государством для изменения отношения к полиции, определенно не напрасны. Стоит продолжать работу в данном направлении, чтобы в тревожной ситуации наш мозг автоматически выдавал «звоню в полицию» вместо популярного сегодня «хватаю монтировку».
Создание государственного агентства правовой помощи – необходимое дополнительное звено в этой цепи. Расширив элементную базу правоохранительно-пенитенциарной системы, агентство будет исполнять правозащитные функции в их истинном, а не современно-либеральном смысле. И соответствующее предложение уже направлено в Администрацию Президента.
Человек не возьмется за топор, если будет знать способы защиты, и будет уверен в том, что они действительно доступны любому, плюс – реально осуществимы.
Доступны всем – значит, всем без исключения: и неимущему, и живущему далеко в провинции, и не имеющему связей и так далее, – ведь именно эти люди оказываются в первую очередь наиболее беззащитны. Идет ли речь о произволе со стороны облеченных властью административной или полицейской, или о любом другом нарушении прав и законных интересов – в данном контексте не имеет особенного значения. Хотя именно те, кто законом наделен властными полномочиями, своими неправомочными действиями наносят максимальный ущерб не только конкретной личности, но и авторитету государственной власти в целом.
Власть должна использовать все имеющиеся рычаги и создавать новые, чтобы бороться с беззаконием со стороны блюстителей законности. Нужно создавать действенные механизмы защиты жизни, здоровья и материальных интересов. Любой человек в нашей стране должен знать, куда обратиться за квалифицированной юридической помощью государственных юристов. Она должна быть доступна по территориальному признаку, во-первых, иметь приемлемую абсолютно для всех цену, во-вторых. Наконец, все материальные издержки должны взыскиваться с того, кто в конечном итоге будет признан судом виновным в деянии.
Создание системы государственной юридической защиты на базе Федерального агентства правовой помощи – лучший способ борьбы с «судом Линча». А вы как считаете?
Комментарии
3Такие же статьи были, когда продавливали создание трудовой инспекции, только тогда обещали защиту работников от недобросовестных работодателей.