С 2015 года Налоговый кодекс дополнен гл. 33 (изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2014 № 382‑ФЗ), посвященной новому обязательному платежу – торговому сбору. В связи с этим на сегодняшний день уже имеется немало вопросов, связанных с его уплатой. Что ждет предпринимателя в связи с подобного рода нововведениями? В каких случаях возникает объект обложения торговым сбором?
В данной статье рассмотрим особенности нового платежа, нюансы его уплаты и постараемся ответить на обозначенные и иные вопросы, возникающие у предпринимателя при ведении им торговой деятельности.
С 01.01.2015 действует новая редакция ст. 8 НК РФ (изменена Федеральным законом № 382‑ФЗ). В пункт 2 названной статьи внесено дополнение, обуславливающее уплату торгового сбора: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
До 2015 года сборы могли быть лишь федеральными (ст. 13 НК РФ). Теперь же торговый сбор включен в перечень местных налогов и сборов, представленный в ст. 15 НК РФ. Местный сбор вводится нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения. Он является обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований и городов. При этом представительные (законодательные) органы вправе сами устанавливать ставки торгового сбора, а также льготы по его уплате, основания и порядок их применения в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (абз. 8 п. 4 ст. 12, ст. 410 НК РФ).
Отметим, что на сегодняшний день на территории города Москвы (с 01.07.2015) уже введен торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе»). В муниципальных же образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор планируется ввести только после принятия соответствующего федерального закона.
Торговый сбор. Что это такое?
В соответствии со ст. 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах торговли. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Соответственно, индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность на объектах торговли на территории муниципального образования и городов федерального значения с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на соответствующей территории, признаются плательщиками торгового сбора (ст. 411 НК РФ).
Здесь сразу хотелось бы указать, что не все коммерсанты будут являться плательщиками торгового сбора. Так, согласно п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
В силу п. 2 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Торговля согласно п. 4 ст. 413 НК РФ определена как вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
В отношении вышеназванных видов торговли используются такие понятия, как здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с помощью которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
При этом не уточнено, что понимается под стационарным и нестационарным торговым объектом (с торговым залом или без него). Более того, в гл. 33 НК РФ не приводятся определения и иных ключевых терминов, влияющих на уплату торгового сбора в той или иной ситуации.
По этой причине в Письме от 15.07.2015 № 03‑11‑10/40730 Минфин предписывает в целях применения гл. 33 НК РФ использовать понятия и термины:
а) Гражданского кодекса;
б) Федерального закона от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
в) Федерального закона от 30.12.2006 № 271‑ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
В связи с изложенным необходимо руководствоваться следующими понятиями:
- оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
- розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- стационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
- площадь торгового объекта – помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
- торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
О моменте возникновения (прекращения) обязанности
Датой возникновения объекта обложения торговым сбором является дата начала использования объекта торговли, а датой прекращения – дата прекращения использования объекта торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор (п. 2 ст. 412 НК РФ).
Интересный момент: в гл. 33 НК РФ не уточняется, какие это должны быть объекты. На каком праве хозяйствующие субъекты должны ими владеть? Они должны находиться в собственности плательщика или уплата сбора предполагается и с арендованных площадей? Полагаем, что в ст. 412 НК РФ акцент делается именно на использовании объекта при осуществлении торговли независимо от права пользования им.
Об учете плательщиков
В силу ст. 416 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны подать в ИФНС соответствующие уведомления об осуществляемой ими торговой деятельности не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ), иными словами, с даты начала ведения торговли (или даже единичного случая). Снятие с учета происходит также на основании соответствующего уведомления.
Датой постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении.
Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Формы уведомлений утверждены Приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@. Так, с 03.08.2015 (с момента вступления данного приказа в силу) применяются формы:
– ТС-1 «Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор»;
– ТС-2 «Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор».
Указанным документом также утверждены форматы представления уведомлений и порядок заполнения форм.
Постановка на учет (снятие с учета) индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если торговая деятельность ведется с использованием объекта недвижимого имущества;
- по месту жительства индивидуального предпринимателя – в иных случаях.
При этом необходимо указать следующую информацию об объекте обложения сбором:
- вид предпринимательской деятельности;
- объект осуществления торговли, с использованием которого ведется данная деятельность;
- характеристики (количество и (или) площадь) объекта торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора производится налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.07.2015 № ММВ-7-14/276@.
В силу п. 4 ст. 416 НК РФ в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта торговли плательщик сбора также представляет в инспекцию соответствующее уведомление. Датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в данном случае будет являться дата прекращения осуществления им вида деятельности, указанная в уведомлении.
Обратите внимание
Обязанность уведомления контролеров действует и в отношении каждого изменения показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения (абз. 3 п. 2 ст. 416 НК РФ).
Важный момент: осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, без направления соответствующего уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 417 НК РФ). В итоге – ответственность по п. 2 ст. 116 НК РФ в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
Полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором возложены на органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Если быть точнее, то этим занимается специальный уполномоченный орган, в задачи которого входит выявление нарушений плательщиков сборов, связанных с непредставлением в налоговый орган уведомления (отражением в уведомлении недостоверных сведений). В обязанности контролера входит составление в течение пяти дней акта о выявлении нового объекта обложения сбором или акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направление указанной информации в ИФНС по форме (формату) и в порядке, которые определяются ФНС (с одновременным уведомлением плательщика сбора об этом факте в течение пяти дней с даты направления информации налоговикам).
К примеру, в силу ст. 4 Закона г. Москвы № 62 полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики. Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы[1] на указанный департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения (см. также письма Минфина России от 19.06.2015 № 03‑11‑06/35766, от 17.06.2015 № 03‑11‑11/35026, № 03‑11‑06/3/34984, № 03‑11‑06/3/34995).
О том, как рассчитать сумму сбора
На основании ст. 414, 415 НК РФ сбор уплачивается ежеквартально в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Рассчитать и уплатить торговый сбор коммерсанту необходимо самостоятельно не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Расчет сбора должен при этом производиться для каждого объекта обложения начиная с периода, в котором возник объект обложения сбором, в соответствии со следующей формулой:
ТС = ставка х ФЗ, где:
ставка – ставка сбора в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности;
ФЗ – фактическое значение физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (к примеру, площадь объекта торговли).
Что касается ставок, в силу п. 6 ст. 415 НК РФ нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости:
- от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
- от категории плательщика сбора;
- от особенностей осуществления отдельных видов торговли;
- от особенностей объектов торговли.
Например, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора в г. Москве установлена в расчете
на 1 кв. м торгового зала.
На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли. Так, согласно ст. 2 Закона г. Москвы № 62 ставка сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, в зависимости от их расположения варьируется от 28 350 руб. до 81 000 руб. на один объект торговли (см. также Письмо Минфина России от 28.04.2015 № 03‑11‑06/24456).
Имеется также ряд ограничений по установлению максимального размера ставок. Данные ограничения закреплены в п. 2 ст. 415 НК РФ. Так, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСНО на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.
Кроме того, ставка сбора по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСНО на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.
Следует отметить, что площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ как часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
И еще один важный момент: если в течение периода обложения у плательщика торгового сбора произошло увеличение величины физической характеристики по объекту осуществления торговли, то такой плательщик при исчислении суммы торгового сбора должен учитывать указанное увеличение с начала того квартала, в котором оно произошло. При уменьшении величины физической характеристики по объекту осуществления торговли в течение периода обложения такое уменьшение учитывается со следующего периода обложения (квартала) (см. п. 3.2 Письма ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ «О торговом сборе»).
* * *
С 2015 года в НК РФ введена гл. 33, увеличивающая налоговую нагрузку на хозяйствующих субъектов (в том числе и на индивидуальных предпринимателей) путем взимания с них торгового сбора. Величина данного сбора никак не зависит от полученного дохода плательщика. Он взимается, повторим, если уже хотя бы один раз в течение квартала объект движимого и недвижимого имущества использовался для торговой деятельности. Сумма сбора будет одинаковой во всех случаях: велась торговля день или полный квартал. По словам законодателей, введение торгового сбора направлено против применения схем ухода от налогообложения в торговле. Считается, что удара по бизнесу новый вид сбора не нанесет, поскольку он может быть зачтен при уплате других налогов. Так ли это на самом деле? Об этом – в статье Н. В. Милениной «Об уменьшении налогов коммерсанта на сумму торгового сбора» на стр.
[1] Утвержден Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП.
Источник: Журнал "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"
Начать дискуссию