Декларация утверждена приказом ФНС № ММВ-7-3/352@ от 04.07.2014 года и действует, начиная с отчетности за 2014 год.
Состоит декларация из пяти разделов и титульного листа. Для разных объектов налогообложения УСН предназначены разные разделы: для УСН с объектом «доходы» разделы 1.1 и 2.1, для УСН с объектом «доходы за вычетом расходов» разделы 1.2 и 2.2. Раздел 3 и титульный лист общие для обоих видов УСН. Раздел 3 представляется только теми налогоплательщиками, которые получали средства целевого финансирования, не облагаемые налогом по УСН. Т.е. обычно у коммерческих организаций и ИП этого раздела в составе декларации нет, поэтому в статье он не рассматривается.
Все правила заполнения декларации изложены в Порядке заполнения декларации, который можно найти у нас на сайте Клерк.Ру в разделе Бланки.
Обратите внимание! В декларации указываются только начисленные суммы налога, уплаченные суммы не указываются, данные по уплатам и так есть у налоговой инспекции.
Общие правила заполнения декларации
Декларация может представляться как в бумажном, так и в электронном виде через телекоммуникационные системы. В бумажном виде декларация может заполняться вручную, чернилами черного, синего или фиолетового цвета, или с использованием компьютера. При использовании компьютера могут использоваться как средства Windows (Word, Excel и др.), так и специальное программное обеспечение. Декларации, формируемые с использованием специального программного обеспечения, отличаются от деклараций, заполненных без него внешним видом и правилами заполнения полей.
При распечатке деклараций следует иметь ввиду, что не допускается двухсторонняя печать и нельзя скреплять листы степлером, поскольку это приводит к порче листов.
Все поля декларации заполняются слева направо. Если какое-то поле заполняется не полностью, то в оставшихся клетках поля проставляются прочерки. При отсутствии данных в каком-то поле, по всему поля ставится прочерк. При заполнении декларации через специальные программы выравнивание цифр и текста производится по правому, а не по левому краю полей. Примеры заполнения деклараций без использования специальных программ, можно найти в статье «ИП: как заполнить декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2015 года».
Титульный лист
Вверху титульного листа (а также вверху каждой страницы декларации) указывается ИНН и КПП. Поле КПП индивидуальные предприниматели не заполняют и в поле ставится прочерк.
Если декларация первичная, то в поле «Номер корректировки» указывается 0, если сдается уточненная декларация, то ставится номер корректировки 1, 2 и т.д.
Налоговые периоды выбираются из Приложения 1 к Порядку заполнения декларации.
В поле «по месту учета» ставятся коды из Приложения 3 Порядка.
При заполнении поля «Налогоплательщик» указывается фамилия, имя и отчество предпринимателя, без указания статуса «индивидуальный предприниматель», название организаций пишется полностью, с указанием организационно-правовой формы (например, Общество с ограниченной ответственностью «Лютик»)
Код ОКВЭД обычно ставится тот, который заявлен как основной при регистрации.
В полях для реорганизованных организаций индивидуальные предприниматели и организации, не являющиеся реорганизованными, проставляют прочерки. Номер телефона указывать обязанности нет, так что можно тоже поставить прочерки.
Поскольку никакие документы к декларации не прикладываются, соответствующее поле тоже прочеркивается.
В разделе «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю», указывается фамилия, имя, отчество руководителя организации (у ИП – его ФИО). Если декларацию подписывает доверенное лицо организации или предпринимателя, то указывается ФИО представителя (либо название организации-представителя). Лицо, не подписывающее декларацию, а просто сдающее ее в налоговую по поручению организации или ИП, не является представителем по заполнению декларации и поэтому его фамилия на титульном листе не указывается[1].
Заполнение разделов 1.1 и 2.1 для УСН с объектом «Доходы»
Сначала заполняется раздел 2.1, куда вносятся данные по доходам и взносам за отчетные периоды. В строке 101 указывается цифра 1 (объект налогообложения «доходы»), в строке 102 следует выбрать признак налогоплательщика. ИП, не производящие выплат физическим лицам, выбирают признак 2. ИП, производящие выплаты физлицам и организации выбирают признак 1. Помните, что неправильно выбранный признак приведет к неправильному расчету налога.
В строках 110-113 указывается сумма полученных доходов нарастающим итогом (а не квартальные суммы). Так, для подсчета дохода за 1 полугодие, надо взять все доходы, полученные с 1 января по 30 июня включительно.
Ставка налога в строке 120 составляет обычно составляет 6%. Но может быть и 3% (налогоплательщики Крыма) и даже 0% (ИП, имеющие право на «налоговые каникулы»). Несмотря на то, что ИП, применяющие ставку 0%, налог платить не должны, декларацию представлять в налоговую инспекцию надо.
В строках 130-133 указывается начисленная сумма налога (авансового платежа) за соответствующие периоды. Например, чтобы рассчитать сумму авансового платежа за 9 месяцев, надо сумму из строки 112 умножить на ставку налога, указанную в строке 120.
Строки 140-143 предназначены для сумм страховых взносов, пособий по временной нетрудоспособности и других расходов, на которые налогоплательщик может уменьшить исчисленный в строках 130-133 налог. Взносы и другие расходы должны указываться в те периоды, в которых они произведены. Если, например, взносы уплачены в июле, то значит они указываются в строке 142. И не важно, что это оплата взносов за июнь месяц. Подробную информацию о порядке уменьшения налога на взносы, можно найти в статьях «УСН с объектом «доходы»: как рассчитать авансовый платеж по налогу» и «ИП на УСН 6%: как уменьшить налог на страховые взносы».
Плательщики торгового сбора указывают уплаченный торговый сбор так же в строках 140-143, вместе со взносами[2]. Обратите внимание! Уменьшить налог на торговый сбор можно только если вы уплачиваете налог по УСН в бюджет Москвы. Если же вы состоите на учете в другом регионе (а значит и платите УСН в другом регионе), уменьшить налог на этот сбор нельзя[3].
Порядок заполнения строк 140-143 зависит от признака налогоплательщика, указанного в строке 102. Если признак выбран «2», то значит налогоплательщик может уменьшить налог более чем на 50%, вплоть до нуля. Таким образом, строки 140-143 у него могут быть меньше или равны строкам 130-133 (но больше быть не могут).
Если признак выбран «1», то строки 140-143 не могут быть более половины суммы исчисленного налога в строках 130-133, потому что налог можно уменьшать не более чем на 50%. Исключение составляют плательщики торгового сбора, поскольку ограничение в 50% для этого сбора не установлено.
После заполнения раздела 2.1. заполняется раздел 1.1.
В строках 010, 030, 060 и 090 указывается ОКТМО. Если ОКТМО в течение года не менялся, достаточно указать его в строке 010, а в остальных не указывать.
В строке 020 указывается авансового платежа, подлежащего уплате за 1 квартал. Для расчета платежа берутся суммы из раздела 2.1. декларации. От суммы налога, указанного в строке 130 отнимается сумма взносов, указанная в строке 140.
При расчете налога за остальные периоды, также берутся данные из раздела 2.1, но при этом вычитается ранее начисленная сумма в разделе 1.1. Если сумма налога получается с минусом, она указывается в строке «к уменьшению», а не к уплате.
Пример: В разделе 1.1 в строке 020 указана сумма 54000 рублей. В разделе 2.1 в строке 131 указана сумма 90000 рублей, а в строке 141 – 45000 рублей. Считаем по формуле: строки 131-141-020 90000 –54000 – 45000 = - 9000 рублей. Получается авансовый платеж за 1 полугодие к уменьшению и поэтому 9000 рублей (без минуса!) указывается в строке 050 раздела 1.1.
Аналогичным образом рассчитываются авансовые платежи за 9 месяцев и налог за год. Помните, что не всегда цифра в строке 100 означает, что именно эту сумму необходимо доплатить, а в строке 110, что именно эту сумму налоговая вам должна вернуть. Как уже выше писалось, в декларации не указываются уплаченные вами суммы в течение года, а они могут не совпадать с данными раздела 1.1.
Чтобы понять, сколько же надо доплатить налога за год (и надо ли вообще это делать), отнимите от строки 133 раздела 2.1 строку 143 раздела 2.1. и вычтите сумму авансовых платежей, которую вы уплатили за отчетный год. Если полученная сумма с плюсом, налог в этой сумме надо доплатить. Если с минусом, то налог вы переплатили.
Пример: Согласно разделу 1.1. декларации сумма, подлежащая доплате в строке 100 составляет 45 000 рублей. Однако организация уже заплатила за 9 месяцев не 51 000 рублей, а 60 000 (не учтя переплату за 1 полугодие). Поэтому заплатить она должна не 45 000, а 36 000 рублей.
Заполнение разделов 1.2 и 2.2 при УСН с объектом «доходы за вычетом расходов»
Заполнение так же следует начать со второго раздела – 2.2.
В строках 210-212 указываются доходы за отчетные периоды 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев. В строке 213 указывается доход за год. В строках 220-223 пишутся расходы, за соответствующие периоды. Все суммы учитываются нарастающим итогом.
Если в предыдущем налоговом периоде у налогоплательщика был убыток, то он может включить этот убыток в декларацию в строку 230 и уменьшить на него налогооблагаемую базу. Если убыток больше налогооблагаемой базы за текущий год, то на текущий год переносится не весь убыток, а только его часть. Т.е. строка 230 не может быть больше строки 243. Остаток убытка будет уменьшать налоговую базу следующих налоговых периодов. Учет убытков ведется в книге доходов и расходов по УСН в разделе III.
В строках 240-253 указывается налоговая база или убытки отчетного года. При расчете базы за 1 квартал от строки 210 отнимается строка 220, если итог положительный, сумма пишется в строку 240, если отрицательная (убыток), то в строку 250. Аналогичным образом рассчитывается база за 1 полугодие и 9 месяцев. При расчете же за год надо учитывать данные строки 230 (если они есть) – от строки 213 отнимается строка 223 и строка 230.
В строках 260-263 указываются ставки налога. В некоторых регионах действуют пониженные ставки, например, в Санкт-Петербурге в 2015 году ставка налога была 7%. Разные ставки в разных периодах могут быть в том случае, если налогоплательщик менял место регистрации на другой регион.
В конце заполнения раздела следует рассчитать минимальный налог, чтобы сравнить его с рассчитанным за год единым налогом. Полученная сумма минимального налога пишется в строке 280.
Теперь можно переходить к заполнению раздела 2.1.
В строках 010, 030, 060 и 090 указывается ОКТМО. Если ОКТМО в течение года не менялся, достаточно указать его в строке 010, а в остальных строках указывать не надо.
В строке 020 указывается сумма авансового платежа, подлежащего уплате за 1 квартал. Эта сумма уже рассчитана в разделе 2.2. в строке 270, поэтому в эту строку просто переносятся данные оттуда.
При расчете авансового платежа за 1 полугодие, заполняется либо строка 040 (если авансовый платеж к уплате), либо строка 050 (если налог к уменьшению). Для расчета используются данные строк 271 и 020. При расчете авансового платежа за 9 месяцев следует использовать формулу, указанную у строк 070 и 080: 272 – (020 + 040 – 050). Если полученный результат положительный, он пишется в строке 070, если отрицательный, то в строке 080
Пример: У организации по итогам 9 месяцев образовался убыток, в строке 272 декларации поэтому стоит прочерк. Так же был убыток и за 1 квартал, поэтому в строке 020 тоже стоит прочерк. В строке 040 указан авансовый платеж в размере 134 130 рублей. Считаем авансовый платеж за 9 месяцев: 0 – (0 + 134130 -0) = - 134130. Сумма получилась отрицательная, поэтому указываем ее в строке 080.
Рассчитывая же налог за налоговый период (строки 100 и 110), следует обратить внимание на минимальный налог в строке 280. Если строка 280 меньше или равна строке 273, то для расчета берется строка 273 и результат указывается в строках 100 или 110, если больше, то строка 280, а результат в строке 120. Формулы для расчета указаны у строк 100, 110 и 120.
Полученный в результате расчетов налог в строках 100 или 120 не всегда соответствует тому, что в реальности надо будет доплатить, поскольку в декларации показываются только начисления, а уплаты не показываются. Чтобы понять, сколько же надо доплатить налога за год, надо от строки 273 (в случае если она больше или равна строке 280) отнять уплаченные в течение года авансовые платежи. Если в результате сумма положительная, значит налог в этой сумме надо доплатить. Если отрицательная – налог за налоговый период уже переплачен. В случае, если строка 273 меньше строки 280, то тоже самое рассчитывается от строки 280.
[1] Обратите внимание, что доверенность от физического лица (в том числе и ИП), как на заполнение и подписание декларации, так и просто на представление документа в налоговую, должна быть заверена нотариально.
[2] ФНС России: Письмо № ГД-4-3/14386@ от 14.08.2015 "О порядке учета сумм торгового сбора налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения» https://www.klerk.ru/doc/427261/
[3] Пункт 8 статьи 346.21 Налогового кодекса
Комментарии
12Почему нет инструкции по заполнению Раздела 3?
Потому что об этом в начале статьи написано. Задайте вопрос на форуме, что непонятно, расскажем. А статья нерезиновая
Надо сдать обычную декларацию по УСН до 30 апреля. Не пугайте человека. В декларации будут прочерки, вот и все