КоАП РФ

Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Сейчас Госдума активно обсуждает новый Кодекс об административных правонарушениях, принять который планируется на весенней сессии. Разработчики во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным готовили его долго, и получившийся манускрипт из 1600 страниц привел бизнес в состояние полного шока.
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Сейчас Госдума активно обсуждает новый Кодекс об административных правонарушениях, принять который планируется на весенней сессии. Разработчики во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным готовили его долго, и получившийся манускрипт из 1600 страниц привел бизнес в состояние полного шока.

Еще в ноябре уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, обобщив позицию экспертов своей службы, «Деловой России», «Опоры России», ТПП и РСПП, направил Плигину резко отрицательное заключение на проект. В отзыве омбудсмена новый КоАП назван угрозой инвестиционному климату и средством подавления экономической активности.

Вообще-то в России, даже если кто-то этого и не заметил, идет реформа государственного контроля и надзора, по поводу которой и Путин, и Медведев успели отдать министерствам немало поручений.

Что интересно – к 12 февраля должны быть закончены как предварительное обсуждение КоАП на рабочей группе Госдумы, так и разработка очередного антикризисного плана правительства. В рамках этого плана Минэкономразвития готовит законопроект, по которому при первичном выявлении правонарушения инспектор должен будет ограничиться предупреждением, а не выписывать штраф сразу. Сами штрафы планируется сделать дифференцированными, в зависимости от размера бизнеса предпринимателя. В тот же документ должна войти норма, запрещающая использование анонимных жалоб в качестве повода для внеплановых проверок.

Новый КоАП, тем временем, написан так, будто никаких попыток упрощения нет вовсе. Более того, гайки в нем закручиваются сильнее, чем прежде.

Начать хотя бы с размера штрафов. Практически все они увеличиваются в разы, а некоторые – и в сотню раз. Ни о какой дифференциации в зависимости от объемов бизнеса речи не идет. А предупреждение в качестве меры воздействия если и фигурирует, то лишь как один из вариантов, равнозначный штрафу – то есть выбор остается за контролером.

Предлагается увеличить число возможных наказаний за одно административное правонарушение. Если действующая редакция Кодекса допускает основное и не более одного дополнительных наказаний, то в новом проекте дополнительных наказаний уже два.

Бизнес-омбудсмен предлагает построить систему санкций в соответствии с принципами риск-ориентированного подхода. Иначе говоря – чем чаще совершается правонарушение, тем строже наказание. В плигинском тексте КоАП этого нет: карающий молот государства может опуститься на голову бизнесмена сразу и с полного размаха. И как мы уже выяснили – без предупреждения.

В отдельных случаях конец бизнесу может наступить не только опосредованно - из-за непомерного штрафа, но и вполне себе прямо. В новый КоАП планируется ввести такую меру наказания, как ликвидация юрлица (прекращение статуса ИП). И назначаться она может не только за «тяжкие» составы правонарушений (незаконная организация и проведение азартных игр, оказание финансовой поддержки терроризму и т.д.), но и за менее значимые. Такие, например, как работа без лицензии, отсутствие либо обязательного членства в СРО, либо свидетельства о допуске к определенному виду работ, которое выдает та же СРО.

Интересно, что проект Кодекса впервые допускает случаи, когда предприниматель будет считаться виновным до тех пор, пока не будет доказано обратное. «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, если иное не установлено настоящим Кодексом», - говорится в соответствующей статье.

Кроме того, в ходе административного производства суд, административный орган или должностное лицо могут возложить на нарушителя некие «другие обязанности», помимо выполнения предписания. Объем «других обязанностей» никак не определен.

В статье нового Кодекса под названием «Принцип справедливости и соразмерности» говорится, что административное наказание должно соответствовать размеру вреда, который причинен или мог быть причинен нарушителем. Таким образом, тот, кто накладывает наказание, сможет исходить не только из реального размера ущерба, но и из предполагаемого -  на свое, разумеется, усмотрение.

Характерная деталь - проект Кодекса напрямую запрещает фотосъемку и видеозапись участников административного производства. Оставлена лишь возможность аудиозаписи их действий, видимо, чтобы потом сложнее было их опротестовывать.

Мы уже писали о резкой реакции на проект КоАП представителей делового сообщества. В заключении уполномоченного по защите прав предпринимателей вывод делается тоже простой: если аппетиты контролеров не урезать, бизнес либо ликвидируется, либо массово уйдет в тень. Намерениям пополнить бюджет за счет штрафов все равно не суждено сбыться.

А что бы вы хотели сказать разработчикам нового КоАП?

Проголосовали 104 человека

Комментарии

10
  • ildarinvest
    мы щас не бухгалтера, мы щас экономисты. мы теперь не учет ведем, а занимаемся минимизацией налогов. расходы рисуем, ндс уменьшаем, и лучший тот, кто не спалится.
  • Галина1977
    Мне с каждым годом все страшнее работать бухгалтером.... ...


    А мне противнее...

    Какая разница, кем работать, если вы - нормальный человек в нашей стране...

  • annaalex4
    давно работаю и в каждый кризис старался работать, чтобы выкарабкаться, а сейчас как беспросветность впереди, и все новое новое добавляется (еще и ежемесячная информация в центр занятости о наличии или отсутствии вакансий в электронном и письменном виде вообще вогнала в стресс -кому это надо создают видимость работы и заботы о людях)