Правильное определение даты перехода права собственности на приобретенные товары, сырье, материалы (далее - МПЗ), несомненно, важно. Напрямую это может повлиять на момент их принятия на учет, на стоимость МПЗ. А опосредованно - например, на НДС-расчеты. Однако бухгалтеру подчас бывает очень непросто выяснить, в какой момент переходит право собственности на приобретенные МПЗ. Понятно, что для этого в первую очередь нужно читать договор. Только вот часто договора оказывается недостаточно.
Момент перехода права собственности договором определен
Идеальная ситуация, когда в договоре четко прописан момент перехода права собственности на МПЗ от поставщика к покупателю. Формулировки могут быть различными. Например, в момент "отгрузки со склада поставщика", "погрузки на борт судна", "прибытия на станцию назначения". Или, скажем, "в момент регистрации на таможне декларации на ввозимые товары". В таком случае остается только правильно определить дату. Помогут здесь соответствующие документы (их копии). Например, отгрузочные документы поставщика, коносамент, железнодорожная накладная, импортная декларация на товары.
«Стандарты бухгалтерского учета-2025: восемь ФСБУ» ― экспертный курс Клерка, помогающий разобраться с требованиями всех восьми федеральных стандартов, которые надо применять в 2025 году.
Обучение очень удобное: понятные видео лекции, примеры в 1С и тесты. Научиться работать с ФСБУ можно по выгодной цене 12700 3 690 рублей.
Момент перехода права собственности договором не определен
К сожалению, жизнь далека от идеала, и договоры, где не прописан момент перехода права собственности, встречаются сплошь и рядом.
Договор с российским поставщиком
В этом случае право собственности на приобретенные МПЗ переходит 1:
если доставка входит в обязанности поставщика - на дату вручения МПЗ покупателю (грузополучателю);
если договором предусмотрен самовывоз - на дату предоставления МПЗ в распоряжение покупателя на складе.
Примечание. Товар считается предоставленным, когда к оговоренному сроку он готов к передаче в соответствующем месте (в частности, промаркирован или идентифицирован другим способом) и покупатель осведомлен о готовности товара к передаче 2;
если МПЗ доставляется перевозчиком (почтой) - на дату передачи МПЗ перевозчику или на почту;
если покупатель получает МПЗ на основании товаросопроводительного документа продавца (например, складского свидетельства, коносамента) от третьего лица, у которого находится товар, - на дату передачи покупателю такого документа.
Договор с зарубежным поставщиком
В этом случае нужно для начала выяснить, каким законодательством руководствоваться для определения момента перехода права собственности. Возможны следующие ситуации.
СИТУАЦИЯ 1. По вопросу перехода права собственности контракт прямо отсылает к какому-либо законодательству 3. Если это российское законодательство, то действуют те же правила, что и в случае договора с отечественным продавцом. Если зарубежное, скажем страны поставщика, - за помощью можно обратиться к контрагенту.
СИТУАЦИЯ 2. В контракте не указано, право какой страны применяется к переходу права собственности. В таком случае момент перехода права собственности, по общему правилу, определяется:
если контракт заключен в отношении МПЗ, находящихся в этот момент в пути, - законодательством страны, из которой были отправлены МПЗ 4;
если контракт заключен в отношении прочих МПЗ - законодательством страны, где находилось имущество в момент заключения договора 5.
Примечание. Продавец и покупатель могут договориться о праве, которое будет регулировать их права и обязанности по внешнеторговому контракту 6. Но без специальной оговорки в контракте это право договора не будет распространяться на возникновение и прекращение права собственности 7. То есть может, например, получиться так, что право договора - российское право. Но определять момент перехода права собственности нужно по праву страны поставщика, в которой находились товары при заключении договора.
В обеих ситуациях иностранным законодательством, по которому нужно определять момент перехода права собственности, оказывается обычно право страны продавца. А значит, именно его можно попросить разъяснить, как в его стране определяют момент перехода права собственности.
Инкотермс и переход права собственности
На практике бухгалтеры часто предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. Они не штудируют иностранное законодательство в поисках ответа. Вместо этого они признают переход права собственности на дату перехода рисков случайной гибели и повреждения товара. А ее, в свою очередь, определяют в соответствии с условиями поставки по Инкотермс.
Инкотермс (Incoterms - International Commercial Terms) - международные правила толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле, касающиеся прав и обязанностей сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров.
Например, согласно условиям поставки CIP - г. Краснодар, Россия (Инкотермс 2000), риски утраты и повреждения товара переходят от продавца к покупателю в момент передачи товара продавцом перевозчику. Допустим, передача состоялась в Варшаве. Соответственно, и переход права собственности бухгалтер признает в день передачи МПЗ перевозчику в Варшаве.
А скажем, при условиях поставки DAF - п. Торфяновка Выборгского района, Россия (Инкотермс 2000), риски переходят в момент поставки товара в Торфяновку. И бухгалтер, опираясь исключительно на переход рисков по Инкотермс, признает переход права собственности в день, когда МПЗ прибудут в Торфяновку.
Но дело в том, что Инкотермс регулируют переход только рисков утраты или повреждения товара от продавца к покупателю! А значит, простое упоминание условий поставки по Инкотермс вовсе не говорит о том, что стороны договора определили дату перехода права собственности.
Тем не менее существует мнение, что такой подход имеет право на жизнь.
Из авторитетных источников
Ефремова Анна Алексеевна - Генеральный директор аудиторской фирмы ООО "Вектор развития"
"Насколько я знаю, в праве иных стран, в отличие от российского гражданского законодательства, момент перехода права собственности выделяется крайне редко. Дело в том, что в этом случае понятие перехода права собственности заменено понятием перехода рисков. Поэтому бухгалтер, признавая переход права собственности на дату перехода рисков утраты и повреждения товара по Инкотермс, делает все правильно. И я не вижу необходимости что-то еще придумывать, кроме Инкотермс.
Посудите сами: если мы разделим моменты перехода права собственности и перехода рисков, то получатся неразрешимые коллизии. Пусть в сентябре при отгрузке в Сибири перешло право собственности на 10 т нефти, закачанной в трубопровод, а в октябре при пересечении границы или еще в какой-то момент перешли риски, но уже на 9 т нефти, так как 1 т "не доехала" (убыль). Покупатель считает себя обязанным оплатить 9 т. Кому тогда мы реализовали (передали в собственность) еще 1 т? Иными словами, нельзя передать право собственности отдельно от рисков, так как риски и есть бремя содержания собственности. То же самое будет и при покупке. Так что бухгалтер, на мой взгляд, прав".
Иначе говоря, если бухгалтер вместо изучения норм иностранного законодательства по вопросу перехода права собственности будет ориентироваться на переход рисков по Инкотермс, у него есть все шансы угадать правильную дату.
Но чтобы не было коллизий и бухгалтер не выступал в роли гадалки, достаточно прямо прописать в договоре, что право собственности на товар у покупателя возникает на дату перехода рисков утраты и повреждения товара в соответствии с условиями поставки по Инкотермс.
Дата оформления ввоза на таможне и переход права собственности
Довольно часто вместо даты перехода права собственности (когда последняя контрактом не оговорена) бухгалтеры оперируют в учете датой оформления декларации на товары (или же датой выпуска с таможни). Например, при определении курса валюты для подсчета рублевой стоимости приобретенных МПЗ.
Но если в случае с рисками по Инкотермс получается, что не основанные на законе предпосылки приводят зачастую к правильному результату, то здесь все иначе. Законодательство ни одной страны не связывает переход права собственности на импортные товары с их таможенным оформлением. А значит, такой подход заведомо ошибочен. Единственный случай, когда он может быть применим, - это прямое указание в контракте, что право собственности переходит в момент таможенного оформления.
* * *
Определение даты перехода права собственности - вопрос из области гражданского законодательства. Ее неправильное определение в первую очередь может повлечь разногласия с продавцом. Но вероятны и налоговые последствия. Это довольно весомые доводы, чтобы убедить руководство в том, что нужно четко прописывать эту дату в договорах. А при необходимости - и внести изменения в уже действующие договоры. Особенно внешнеэкономические. Ведь понятно, что у бухгалтера нет ни желания, ни особых возможностей штудировать иностранное законодательство. И даже если бухгалтер справится с этим, то в случае проверки ему придется объяснять это все еще и инспекторам. А это тоже не простая задача.
--------------------------------
п. 1 ст. 223, пп. 1, 3 ст. 224, ст. 458 ГК РФ
п. 1 ст. 458 ГК РФ
п. 3 ст. 1206, п. 1 ст. 1210, п. 2 ст. 1215 ГК РФ
п. 2 ст. 1206 ГК РФ
п. 1 ст. 1206 ГК РФ
п. 1 ст. 1210 ГК РФ
п. 3 ст. 1206, п. 2 ст. 1215 ГК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N02, 2016
Начать дискуссию