Бухгалтерия

Как изменились налоги на малых предпринимателей и граждан в 2015 г. Кому каникулы, кому плата за капремонт

В сложных экономических условиях малому предприятию всегда выжить сложнее, ведь у них нет тех ресурсов, которыми обладает крупный бизнес. Для малых предприятий предусмотрены двухлетние «налоговые каникулы», но это касается только социально ориентированных предпринимателей. Однако, в сущности, налоговое бремя не только не стало меньше, а, напротив, по сути, не произошло, скорее, наоборот, приняты реальные законы в области налогообложения, которые негативно влияют на бизнес.
Как изменились налоги на малых предпринимателей и граждан в 2015 г. Кому каникулы, кому плата за капремонт
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

В сложных экономических условиях малому предприятию всегда выжить сложнее, ведь у них нет тех ресурсов, которыми обладает крупный бизнес. Для малых предприятий предусмотрены двухлетние «налоговые каникулы», но это касается только социально ориентированных предпринимателей. Однако, в сущности, налоговое бремя не только не стало меньше, а, напротив, по сути, не произошло, скорее, наоборот, приняты реальные законы в области налогообложения, которые негативно влияют на бизнес.

Торговый сбор

Согласно Федеральному закону от 29.11.14 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» введен торговый сбор. С 1 июля 2015 г. этот сбор стал взиматься в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Ставки сбора устанавливают муниципалитеты в зависимости от стоимости патента и площади торгового помещения.

В настоящее время ставки торгового сбора, например в Москве, значительны, особенно если речь идет о магазинах, киосках, расположенных в центре города. Так, в разных районах города торговля в объектах как стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов (за исключением АЗС), так и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной торговли) обойдется предпринимателю от 40 500 до 81 000 руб. в квартал. Что касается развозной и разносной розничной торговли, то сбор составит 40 500 руб. За торговлю в небольшом объекте стационарной торговой сети с торговым залом до 50 м² заплатить придется от 30 000 до 60 000 руб.

Вместе с тем в законе г. Москвы предусмотрены льготы по некоторым видам торговой деятельности:

в розничной торговле с использованием торговых автоматов; на специализированных, региональных ярмарках или ярмарках выходного дня; в объектах стационарной и нестационарной торговой сети, расположенных на территории розничных рынков; в разносной розничной торговле, осуществляемой в зданиях (сооружениях, помещениях), управляемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями.

Однако для большинства организаций и предпринимателей введение торгового сбора стало неприятным событием.

Страховые взносы

В 2015 г. страховые взносы возросли в связи с увеличением ограничительного значения, до которого взносы начисляются по ставке 30%. В 2014 г. база составляла 624 000 руб., и когда заработок работника нарастающим итогом превышал эту сумму, страховые взносы уже не уплачивались (кроме 10% в ПФР). В 2015 г. предельное значение базы стало разной для различных внебюджетных фондов: для ФОМС ограничений нет вовсе; для ФСС РФ предельная сумма составляет 670 000 руб.; для ПФР — 711 000 руб. Однако в целом база для начисления страховых взносов увеличилась.

Кроме того, увеличилось количество выплат, облагаемых страховыми взносами. Например, ранее взносами не облагались выплаты временно пребывающим иностранцам, которые, по сути, находятся в России до 6 месяцев. С 2015 г. страховые взносы необходимо уплачивать за:

граждан РФ; иностранных граждан (лиц без гражданства), постоянно или временно проживающих в РФ; временно пребывающих в РФ граждан государств — членов ЕАЭС.

Налог на имущество

Малые предприятия ранее не являлись плательщиками налога на имущество, но с 1 января 2015 г. они его уплачивают, причем с кадастровой стоимости имущества. Кроме того, предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, не освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности и включенного в перечень, который определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абзаце 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ особенностей (п. 3 ст. 346.11 НК РФ), а именно:

административно-деловых и торговых центров (комплексы) и помещений в них, а также нежилых помещений, предназначенных либо фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, перечень которых устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (п.п. 1 и 2 п. 1, п. 7 ст. 378.2 НК РФ); объектов недвижимого имущества, образованных в течение года в результате раздела или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включенными в упомянутый перечень, если такие объекты отвечают требованиям ст. 378.2 (абзац 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

НДС и электронная отчетность

Электронная отчетность является не только простым и удобным способом подачи декларации, но и способом воздействия на налогоплательщиков. Многие из них не могут проверить 100% контрагентов и проконтролировать сдачу ими отчетности, что чревато отказом в возмещении НДС.

К тому же налоговые органы получили право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (включая перевод средств), если последний не отправит в фискальные органы подтверждение о приеме ими отчетных электронных документов.

Кроме того, при выявлении несоответствий в отчетности контролеры получили право прийти на территорию налогоплательщика и провести осмотр помещений даже в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС.

Налог на иностранцев

Согласно Федеральному закону от 24.11.14 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2015 г. иностранные граждане обязаны оформлять патент и соответственно уплачивать пошлину за его выдачу.

Патент — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, который прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

С 2015 г. патент выдается иностранным гражданам на срок от 1 до 12 месяцев, и его стоимость власти каждого региона определяют самостоятельно. В среднем, по данным ФМС, цена на патент в 2015 г. составляет от 1216 до 4000 руб.

Столичные власти, например, определи стоимость патента для мигрантов от 4000 руб., а в Московской области она исчисляется от 7000 руб.

Минимальные фиксированные авансовые платежи за период действия патента установлены в размере 1200 руб. в месяц и уплачиваются по месту осуществления деятельности по этому патенту (пп. 2 и 4 ст. 227.1 НК РФ).

Плата за капитальный ремонт

Как известно, в 2015 г. введена так называемая плата за капитальный ремонт. Согласно ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком доме.

Обязанность по уплате названных взносов возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 8 календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, куда включен этот многоквартирный дом.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в 2015 г. определен в размере 15 руб. на 1 м² общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц. Этот размер ежегодно корректируется с учетом изменения индекса потребительских цен.

Фактически с жителей взимается отдельный сбор на капитальный ремонт.

Отчетность по налогу на доходы физических лиц

С 2016 г. в организациях увеличится количество форм отчетности. Так, необходимо будет представлять отчет по форме 6-НДФЛ. Согласно ст. 80 НК РФ расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, который содержит обобщенную налоговым агентом информацию относительно всех физическим лиц, получивших доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), в частности, о суммах начисленных и выплаченных доходов, предоставленных налоговых вычетах, исчисленных и удержанных суммах налога, а также другие сведения, служащие основанием для исчисления налога.

С 2016 г. отчетность необходимо будет подавать ежеквартально, при этом расчет можно представить на бумажном носителе, если в организации менее 25 человек, в электронном виде, если численность работников составляет более 25 человек.

Ранее ответственность за непредставление отчета не была определена, соответствующая судебная практика отсутствовала.

В настоящее время за каждый полный или неполный месяц нарушения установленного срока подачи расчета по исчисленным и удержанным суммам НДФЛ взыскивается штраф в размере 1000 руб. Напомним, что данное нарушение не содержалось в перечне оснований для блокирования счетов.

За непредставление своевременно расчета налоговый орган может «закрыть счета» налогоплательщика на основании п. 3.2 ст. 76 НК РФ.

Решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его «электронных» денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом расчета исчисленных и удержанных им сумм НДФЛ в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 тыс. руб., с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере 1000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

В случае подачи недостоверных сведений с 2016 г. будет взыскиваться штраф в размере 500 руб.

Отметим, что до принятия соответствующих изменений суды нередко вставали на сторону организаций, указывая на то, что они не отвечают за недостоверность сведений, представленных налогоплательщиком.

Плата с грузовиков

Плата за проезд грузовиков массой более 12 т введена с 15 ноября 2015 г.

Отметим, что 10 ноября 2015 г. правительство снизило первоначальный тариф (3,73 руб./км). До 1 марта 2016 г. он составит 1,53 руб., позднее и до 31 декабря 2018 г. — 3,06 руб.

Плата введена также с грузовиков массой более 3,5 т.

Многие предсказывают, что указанная плата будет либо взиматься с конечных потребителей, т. е. включаться в цену товара, либо станет причиной значительных убытков автоперевозчиков, которые вынуждены будут уйти с рынка.

Передвижение без оплаты означает взыскание штрафов. Так, первичное движение по дороге федерального значения на автомобиле, за который не внесена плата в счет возмещения вреда, влечет наложение следующих штрафов:

5000 руб. — на водителя; 40 000 руб. — на должностное лицо, ответственное за движение автомобиля; 40 000 руб. — на индивидуального предпринимателя; 450 000 руб. — на юридическое лицо.

Повторное совершение этого нарушения ведет к более серьезным наказаниям:

50 000 руб. — на должностное лицо, ответственное за движение автомобиля; 50 000 руб. — на индивидуального предпринимателя; 1 000 000 руб. — на юридическое лицо.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что фактически налоговая нагрузка на юридические и физические лица не уменьшается.

Начать дискуссию