Идеальная структура
А хотели бы вы быть женатым на совершенной женщине?
- Эта мысль очень вдохновляет. Вначале.
Но потом, как подумаешь… Это же она всегда совершенна.
Всегда-всегда….
И ничего не меняется.
И никогда не изменится – потому что зачем менять совершенство?
Он пришел очень гордый собой. В ответ на вопрос – а что, собственно, интересует, ответил прямо. «Да ничего. Просто про вас столько рассказывали… Может, вы меня хоть чем-то удивите. А так - у меня все хорошо. У меня просто совершенная структура… Ничего лишнего!». И, в ответ на расспросы, стал рассказывать.
«Рыночная ниша – идеальна. Продукты питания, на которые всегда будет спрос. Годовой план рассчитывается тщательнейшим образом, опираясь на опыт прошлых лет и анализ ситуации у потребителей. Традиционно рост закладывается на уровне 10-15 %, и также традиционно выполняется тютелька в тютельку. У всех продавцов и менеджеров свои KPI’s, которые все точно выполняют. В структуре нет ни одного лишнего человека, каждый загружен по полной программе и бездельничать ему некогда. Система оплаты позволяет каждому зарабатывать стабильно на 15-20% выше рынка, поэтому текучки в компании нет, и все очень ценят свое рабочее место».
В этот момент мысль стала шевелиться, и я спросил: «А что, они у вас никогда не болеют? – Ведь если заболеют, то при своих напряженных планах и отсутствии лишних людей – кто и когда будет выполнять их задачи?».
Ответ последовал в том смысле, что и да, не болеют… и да, система настолько идеальна, что и эта задача решается.
Но мысль, раз начавшись, двигалась дальше. «Но ведь получается – раз у вас такая совершенная структура, то ей и изменяться не надо… и развиваться тоже…. Если никто не делает лишних телодвижений, то нет и лишних мыслей по поводу того, как можно было бы что-то делать иначе. Если нет ошибок, то нет и потребности их исправлять и совершенствовать процессы. И, самое главное, если нет лишних людей, то компания и расти не может – все уже и так загружены своими плюс 10 процентами… которые, кстати, очень близки к уровню ежегодной инфляции…»
Глаза у собеседника съехались в кучку в середине лба. На минутку. Но потом он продолжал – «Система питания сотрудников у нас тоже сбалансирована оптимальным образом…».
Пожалуй, я все-таки не хочу жениться на совершенной женщине….
Идеальная мотивация
«Гульнара, а вы хотели бы выйти замуж за совершенного мужчину?»
– спросил я свою сотрудницу.
«А совершенный – это как? А разве такое бывает?
Но вообще-то – с идеальными людьми как-то скучно… и однообразно…
Надо же, чтобы было интересно!»
«У нас – самая совершенная система мотивации! Ее совершенно гениальные люди придумали! Там все учтено! И этот фактор, и тот. И так все взвешено точно – какую роль какой фактор играет в конечном результате!» - в этот момент патетический голос заведующей магазином почему-то дрогнул. И она продолжала: «Вот только объяснить ее людям очень трудно… Ну так, один из десяти как-то поймет, но все равно даже и он другим объяснить не может. Поэтому люди работают как работают, а считают мотивацию другие. Поэтому тут уж как получается…»
Да уж. Бизнес – он как природа. Постоянно стремится к совершенству. Только природа совершенна в самом этом стремлении. Но совершенства она никогда в каждой отдельной особи не достигает. А бизнес – скорее, наоборот. В целом – «уж как получается», а в каждой отдельной компании – сколько угодно примеров совершенных систем. Особенно – мотивации.
Рекордсмены, пожалуй, вот эти. Они свели в систему сорок два фактора. С просчитанными корреляциями. И вообще, за основу была взята формула подъемной силы крыла из авиации! Мотивация – она же ведь тоже подъемная сила, правда ведь?! А на выходе – великий и грозный Интегральный показатель, в котором есть все! И это – можно увидеть. И то – тоже работает. И се. И пятое. И десятое.
Вот только – не мотивирует. Потому что, по отзывам тех, кого рассчитывают – «Мне нужно или работать как-то, или месяц сидеть и разбираться, что там к чему, и что, и как сработало. Раз-два попробовал – но уже неинтересно стало…»
А интересно было, например, когда систему мотивации регулярно меняли. Под изменившуюся ситуацию и новые задачи компании. Причем, низовому, продающему персоналу – вообще раз в месяц, акцентируя приоритеты продаж. Менеджерам среднего звена – раз в квартал, по мере выполнения плановых заданий. А топам – по плановым заданиям, ежеквартально. И годовые показатели у них были мотивированы. Да и на дальние, перспективные стратегические задачки припасены были опциончики. Все это было несовершенно. Но очень интересно. И весело. И живо. А, главное – работало!
Эпилог
Все-таки, то, что живо – не бывает совершенным! Конечно, с несовершенными женой или мужем и поругаться иногда приходится. Но это все же интереснее, чем любоваться без конца на совершенство. А, главное, что-то в результате изменяется. И в них. И в тебе. И в жизни.
Комментарии
3Автору. А о чем, собственно, статья?
Кинзер, Вы писали:
Скорее всего о том, что нет в жизни счастья.