Формулировки Федерального закона № 171‑ФЗ[1] изложены таким образом, что при его прочтении остаются многочисленные вопросы и недопонимания. Один из часто задаваемых вопросов на бухгалтерских форумах: обязаны ли предприятия общепита, наравне с торговыми организациями, подключаться к ЕГАИС? Если да, то с какого момента? Есть ли какие‑либо исключения для предприятий, функционирующих в сельских поселениях? Ответы на поставленные вопросы – в данной статье.
Подключаться или нет?
Аббревиатура ЕГАИС расшифровывается как единая государственная автоматизированная информационная система. Она предназначена для государственного контроля учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной[2] и спиртосодержащей продукции.
Как указывалось выше, Федеральный закон № 171‑ФЗ написан очень витиевато, поэтому при прочтении его норм следует внимательно относиться к понятиям и определениям. Так, под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие закона (пп. 16 ст. 2).
В соответствии с абз. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 171‑ФЗ основное технологическое оборудование, применяемое в целях учета объема оборота и использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС. Пунктом 2.1 этой же статьи определен перечень случаев, на которые указанное требование не распространяется (всего 11 случаев). Среди прочего в нем поименован учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Также интерес представляют абз. 16 и 17 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 171‑ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 182‑ФЗ).
Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.
Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
При этом п. 2 ст. 2 Федерального закона № 182‑ФЗ определено, что требования абз. 8, 16 и 17 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 171‑ФЗ (то есть в том числе тех, что процитированы нами выше) не применяются в следующих случаях.
Период, в котором действует специальная норма |
Ситуации, при которых требования о представлении сведений в ЕГАИС не применяются |
До 1 января 2016 года |
Закупка, хранение и поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
До 1 июля 2016 года |
Розничная продажа алкогольной продукции в городских поселениях |
До 1 июля 2017 года |
Розничная продажа алкогольной продукции в сельских поселениях |
Из приведенных выше норм видно, что законодатель разделяет понятия «закупка» и «розничная продажа» алкогольной продукции.
Первая осуществляется на основе договора поставки, по которому поставщик-продавец, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
Из всего сказанного делаем несколько важных выводов. Во-первых, все предприятия и индивидуальные предприниматели, закупающие алкогольную продукцию (в том числе предприятия общественного питания), обязаны с 1 января 2016 года представлять сведения в ЕГАИС в части закупки.
Во-вторых, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях (за исключением предприятий общепита), с 1 июля 2016 года обязаны представлять информацию в ЕГАИС в части розничной продажи.
Таким образом, организации, оказывающие услуги общественного питания, с 1 января 2016 года обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС информацию об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части подтверждения закупки. От обязанности представлять аналогичную информацию в отношении розничной продажи они освобождены.
Как поступить с алкоголем, купленным в рознице?
На практике может возникнуть такая ситуация. На предприятии общепита оборот алкогольной продукции небольшой. Договоры поставки с поставщиками алкогольной продукции не заключаются, а по мере необходимости работником организации просто закупается необходимое количество алкоголя в точке розничной торговли. Следует ли тогда фиксировать и представлять в ЕГАИС сведения в части закупки?
Разъяснений РАР по данному вопросу мы не нашли. Однако считаем, что в описанном случае проверяющими из Росалкогольрегулирования будет зафиксирован факт нарушения законодательства. Поясним.
Работа системы по передаче сведений в ЕГАИС в части подтверждения закупки функционирует следующим образом: организации и предприниматели, осуществляющие оборот (продажу) алкогольной продукции, фиксируют в ЕГАИС расходные ТТН. Объем отгруженной продукции резервируется на остатках отправителя в ЕГАИС.
Организация – получатель алкогольной продукции (в том числе организации общественного питания) через собственную учетную систему либо иным способом посредством универсального транспортного модуля (УТМ) ЕГАИС получает все отправленные на адрес места осуществления деятельности ТТН.
В случае согласия грузополучателя принять продукцию, указанную в ТТН, организация подтверждает получение. В случае несогласия – «отказывает» пришедшую накладную. Непринятая продукция остается на остатках отправителя. Росалкогольрегулирование обрабатывает все поступающие документы и через УТМ возвращает организации квитанции о фиксации данных в ЕГАИС.
Таким образом, если алкоголь закупается предприятием общественного питания в розничном магазине, фиксировать и направлять сведения в ЕГАИС просто технически невозможно. А поскольку «алкогольное» законодательство налагает с 1 января 2016 года на все предприятия обязанность подтверждать факт закупки алкоголя, получается, что покупать его в розничном магазине с целью реализации в точке общепита неправомерно.
К сведению
Согласно ст. 26 Федерального закона № 171‑ФЗ оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 названного закона, запрещен. Более того, в целях пресечения незаконного оборота алкоголя продукция без фиксации и передачи информации в ЕГАИС подлежит изъятию на основании решений уполномоченных органов и должностных лиц.
Статьей 14.19 КоАП РФ за нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при обороте установлена административная ответственность для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 10 000 до 15 000 руб., для юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.
Сколько необходимо станций?
Другой часто задаваемый вопрос: может ли сетевое предприятие общепита использовать одно программно-аппаратное средство для передачи информации о закупке в ЕГАИС либо такие средства должны быть установлены в каждом обособленном подразделении организации?
В формулировках ныне действующего «алкогольного» законодательства ответа на этот вопрос не найти. Однако Росалкогольрегулирование в Письме от 21.09.2015 № 17788/15‑02 со ссылкой на п. 2 проекта требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС разъяснило, что при наличии у организаций обособленных подразделений программно-аппаратные средства должны располагаться в пределах каждого обособленного подразделения (места осуществления деятельности). Более того, никаких послаблений нет и для предприятий, осуществляющих деятельность в сельских поселениях.
Для индивидуальных предпринимателей действуют иные правила: в связи с тем, что у ИП отсутствует код причины постановки на учет (КПП) каждого места ведения деятельности и их деятельность не лицензируется, фиксация информации в ЕГАИС осуществляется с одного универсального транспортного модуля ЕГАИС по всем местам ведения деятельности.
Несколько слов о том, как поступить предприятию общепита, если у него либо у его поставщика отсутствует точка доступа в Интернет. Компетентные органы разъясняют, что факт закупки должен быть отражен организацией общественного питания в любом случае, пусть даже компьютер с установленной системой находится по месту проживания бухгалтера, директора и т. п. Предполагается (нормативный документ, закрепляющий данную норму, находится на стадии проекта), что зафиксировать факт закупки предприятие розничной торговли в первое время (в переходный период) сможет в течение трех дней (если оно осуществляет деятельность в городе) либо в течение семи дней (если функционирует в сельском поселении). Таким образом, предоставленная отсрочка в фиксации факта закупки даст возможность организации выполнить все предусмотренные требования законодательства. То есть предприятие общественного питания должно четко понимать, что отсутствие точки доступа в Интернет (в том числе по техническим причинам) не является основанием для неисполнения требований законодательства.
Нормативная база
На дату подготовки журнала в печать большинство нормативных документов, определяющих порядок функционирования ЕГАИС, существовали на стадии проектов (с ними можно ознакомиться на официальном сайте Росалкогольрегулирования). Ниже перечислим их:
а) проекты Постановления Правительства РФ:
- о функционировании ЕГАИС;
- требования к техническим средствам фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС;
б) проекты приказа Росалкогольрегулирования:
- о перечне информации, представляемой в ЕГАИС;
- об утверждении технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, ИП программно-аппаратными средствами ЕГАИС.
В самое ближайшее время названные документы должны быть подписаны.
На сегодняшний день уже утвержден формат представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации (Приказ Росалкогольрегулирования от 03.12.2015 № 413).
Разъяснительная работа и переходный период
Руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Чуян в ходе совещания с главами регионов, прошедшего 24.12.2015, заявил о введении переходного периода при подключении к ЕГАИС организаций розничного звена, в том числе кафе и ресторанов, который продлится до 20 апреля (в части фиксации данных об алкоголе, закупка которого была произведена до 31 марта). Введение данного периода не означает, что предприятия могут не фиксировать факт закупки алкоголя, – он просто дает отсрочку в фиксации документов (об этом мы упоминали выше).
Кроме этого, в декабре 2015 года Росалкогольрегулирование проинформировало губернаторов и глав регионов о ходе подключения организаций оптовой и розничной торговли к системе ЕГАИС (соответствующие письма были направлены в адрес 83 региональных лидеров): им представлена информация о количестве организаций – участников оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией, ведущих деятельность на территории республик, краев и областей.
C 1 декабря ведомством, отвечающим за порядок на «алкогольном» рынке, в личных кабинетах субъектов РФ размещается рейтинг регионов по количеству организаций, подключившихся к ЕГАИС. В данном разделе главы республик (краев и областей) в режиме реального времени могут отслеживать текущую ситуацию по подключению к системе.
В посланиях, направленных в адрес руководителей субъектов РФ, содержится просьба об оказании содействия в части координации работы по подключению к системе участников рынка на региональном уровне.
Для справки
На специализированном портале egais.ru размещены необходимые видеоинструкции по установке и подключению к системе, а также видеозаписи совещаний и конференций по теме внедрения ЕГАИС.
Росалкогольрегулирование также выражает готовность оказать любую дополнительную методологическую поддержку при соответствующих обращениях организаций.
[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
[2] Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 171‑ФЗ).
Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"
Начать дискуссию