НДС

Снижение налогов ничего не даст

Споры о реформировании НДС разгораются с новой силой.

Споры о реформировании НДС разгораются с новой силой. Премьер-министр Михаил Фрадков по-прежнему настаивает на снижении налога с 18% до 13%. Минфин уже согласен уменьшить ставку налога, но лишь до 15% и только с 2009 года. При этом замглавы ведомства Сергей Шаталов постоянно подчеркивает, что меньшим злом для бюджета было бы снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%. В то же время глава Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович полагает, что НДС вообще необходимо отменить и заменить его налогом с продаж (НсП). На прошлой неделе он заявил, что Экспертное управление будет настаивать на скорейшем введении 10% НсП. Между тем эксперты убеждены, что даже радикальное снижение НДС на 5% не позволит ускорить экономический рост. А потери бюджета при замене НДС на НсП окажутся невосполнимыми.

Сейчас ставка НДС составляет 18%. По данным Федеральной налоговой службы, в 2005 году было собрано 1,025 трлн руб. налога, что на 276,6 млрд руб. больше показателя 2004 года. Именно доходы от НДС обеспечили в минувшем году 38,4% всех доходов федерального бюджета.

При этом, правда, 466,7 млрд руб. были возмещены налогоплательщикам, что на 42,7% больше, чем в 2004 году. Ежегодный рост требований о возврате налога, чаще всего, по мнению чиновников, незаконных, приводит к потерям госказны. В то же время налогоплательщики жалуются, что большую часть возвращаемых сумм НДС они получают через суд.

Именно проблема администрирования налога вместе со стремлением чиновников найти ресурс для ускорения экономического роста привели к появлению плана о реформировании НДС.

Идея радикального снижения налога сразу до 13% была обнародована замруководителя аппарата правительства Михаилом Копейкиным и поддержана Михаилом Фрадковым. По мнению чиновников, эта новация позволила бы увеличивать темпы экономического роста ежегодно на 0,5%. Кроме того, значительно снизив НДС, в Белом доме надеются облегчить жизнь отечественным производителям, выпускающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости, что должно способствовать ускорению экономического роста.

Но исследование, проведенное в конце 2005 года Центром развития, опровергло расчеты премьера, который утверждает, что при снижении НДС на 5% бюджет потеряет всего 300 млрд руб. По мнению авторов исследования, такие расчеты справедливы для 2004 года, а в условиях 2007 года размер выпадающих доходов составит уже 500 млрд руб. Сокращение доходов бюджета произойдет за счет поступлений, которые напрямую не связаны с ценами на нефть, что увеличит зависимость бюджета от внешней конъюнктуры. Выпадающие доходы бюджета неизбежно придется компенсировать за счет средств стабфонда. При этом, по мнению авторов исследования, цена отсечения, доходы сверх которой поступают в стабфонд, возрастет с $27 до $34 за баррель.

Другие налоги, по подсчетам экспертов, не смогут компенсировать недопоступление средств от НДС. «Для получения аналогичного объема доходов ставку налога на прибыль нужно увеличить с 24% до 32%»,— говорят авторы исследования. Надежды на быстрый экономический рост также могут не оправдаться.

Авторы работы утверждают, что «влияние снижения ставки НДС на увеличение темпов экономического роста будет иметь ограниченный и краткосрочный эффект», причем рост ВВП может дополнительно ускориться лишь на 0,2–0,3% в год.

Против столь радикального снижения налога выступил Минфин. После долгих споров чиновники ведомства Алексея Кудрина согласились с возможностью снижения НДС, но только до 15% и лишь с 2009 года. В Минфине полагают, что радикальное снижение налога не окажет существенного влияния на экономический рост, но повысит ценовую конкурентоспособность импорта.

При этом увеличится объем денежного предложения, не будут выполнены целевые ориентиры по инфляции и ускорится реальное укрепление рубля.

Кроме того, возрастет зависимость бюджета от цен на нефть, возникнет необходимость расширения госзаимствований и перехода к бюджетному дефициту. Это, в свою очередь, снизит возможности государства по обеспечению госрасходов, включая их социальную и инвестиционную части.

«Если НДС снизить до 15–16%, то выпадающие доходы составят 200–300 млрд руб.
Экономический эффект будет около 0,1%, то есть в пределах статистической погрешности,— пояснила „Бизнесу” эксперт Центра развития Наталья Акиндинова.— В таком случае это не инструмент ускорения экономического роста». Впрочем, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич рассказал, что поскольку сейчас эффективная (то есть реально уплачиваемая) ставка НДС составляет 17%, то ее снижение, например, до 16%, не окажет ощутимого влияния на размер поступлений в бюджет.

Третье предложение поступило из администрации президента. Год назад Аркадий Дворкович заявил о том, что администрация президента предлагает заменить НДС налогом с продаж, размер которого мог бы составить 10%.

Напомним, что этот оборотный налог существовал в России пять лет и был отменен в 2004 году. «Возврат к налогу с продаж — это шаг назад.

НДС — более прогрессивный налог и более справедливый, потому что его платят все, а не только конечный потребитель.

А НсП платится только в торговле, и он перекладывается на плечи конечного потребителя»,— считает Наталья Акиндинова. В этом случае в безусловном выигрыше оказываются производители. Между тем замена НДС на 10% НсП приведет к значительным выпадающим доходам бюджета. «От НсП можно рассчитывать максимум на 200 млрд руб., в то время как сейчас доход от НДС составляет 1 трлн руб.»,— утверждает эксперт.

Какой вариант реформирования НДС вам больше нравится?

Наталья БУРЫКИНА, председатель налогового подкомитета Госдумы: — В каждом из вариантов реформирования НДС есть положительные и отрицательные моменты. С точки зрения администрирования мне импонирует позиция Аркадия Дворковича, который предлагает заменить НДС на НсП. Этот вариант позволит решить проблему с возвратом налога. Но 10% НсП в действительности может оказаться большим налоговым бременем, чем НДС. Ведь сумма реально уплачиваемого НДС не велика. Между тем НДС — более прогрессивный налог по своей сути. И его снижение должно положительным образом отразиться на развитии сфер нематериального производства, инновационных технологий. Поэтому если мы собираемся развивать не только ресурсные отрасли, а делать основной упор на диверсификацию экономики, то снижение НДС, конечно, более важно.

Николай ФРЕЙТАК, старший консультант компании AGA Management: — Снижение ставки НДС до 13% для добросовестных налогоплательщиков станет существенным уменьшением налогового бремени, а для государства — возможным решением проблемы незаконного возмещения налога. Часть «серых» потоков будет неизбежно выведена из тени и задекларирована, при этом схемы с использованием фирм-однодневок станут менее привлекательными с точки зрения соотношения выгоды-риска. За счет этих факторов значительного снижения поступлений НДС в бюджет не будет. Уменьшение ставки налога до 16%— это полумера, которая не устроит никого. Правительство уже использовало ее двумя годами ранее, снизив ставку с 20% до 18%. Судя по постоянным жалобам налоговых органов и представителей бизнеса, проблема с администрированием налога не была решена. Опыт проведения налоговой реформы показал, что более успешными являются решения по серьезному уменьшению налоговых ставок. Введение налога с продаж вступает в противоречие с заявленной еще в самом начале налоговой реформы концепцией отказа от оборотных налогов. Уже ради ее логического завершения правительству не стоит всерьез рассматривать идею замены НДС налогом с продаж. Чиновникам нет никакого смысла давать лишний повод обвинять себя в непоследовательности и постоянной смене декларируемых целей.

Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: — Мне не нравится ни один из предложенных вариантов реформирования НДС.

Каждое из предложений — это зуд налогового реформаторства, а нам необходима стабильность налоговой системы. Необходимо оставить ставку НДС в размере 18% и улучшать администрирование налога.

Не имеет принципиального значения, будет ли ставка налога 13% или 15%, поскольку действующая сейчас ставка налога — нормальная. Чиновники говорят, что необходимо направить освобождающиеся средства на инвестиции. Но сейчас свободные деньги, которые есть у предприятий, идут не на инвестиции, а в финансовые вложения. Прирост финансовых вложений в последние месяцы в три раза обгонял прирост вложений в основной капитал. То есть деньги есть, но они направляются на фондовый рынок, потому что там можно заработать больше. Потому та цель, которая декларируется сторонниками снижения НДС, не будет достигнута. НсП— это налог на потребление. Дело в том, что неплохие темпы роста экономики (6,4% в 2005 году.— «Бизнес») сейчас основываются на повышении потребительских расходов. А администрация президента предлагает ввести налог на потребление.

Сергей БЕЛЯКОВ, заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой политике: — Вариант реформирования НДС, предложенный Михаилом Фрадковым, выглядит предпочтительнее, потому что в большей степени отвечает интересам перерабатывающих отраслей и отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Предложение Минфина о снижении НДС до 15% и отказе от льготной ставки в 10% выглядит менее убедительно. Несмотря на то, что введение унифицированной ставки упростит процедуру администрирования налога, это неизбежно приведет к росту цен на товары первой необходимости, которые сейчас имеют льготу. С другой стороны, существующие проблемы с НДС вызваны не разницей в налоговых ставках, а элементарным нежеланием налоговых органов возмещать налог из бюджета налогоплательщикам, которые имеют на это право.

Очевидно, что проблема воровства из бюджета есть, но нигде в других странах с этим злом не борются путем отказа в возмещении НДС законопослушным налогоплательщикам. Предложение Аркадия Дворковича о замене НДС на НсП, видимо, вызвано убеждением: что ни делай с НДС и как его ни снижай, воровать все равно будут. Соответственно, никуда не исчезнут проблемы, которые есть сейчас. Видимо, поэтому чиновники предложили разрубить узел проблем разом, отменив НДС и заменив его на НсП.

Елена МАТРОСОВА, директор Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон»: — Чем ниже налоговое бремя на бизнес, тем лучше. У предпринимателей остается больше ресурсов на развитие. Кроме того, возможно, при более низкой ставке НДС его более охотно станут платить. При замене НДС на НсП будет увеличена налоговая нагрузка на потребителя, но при этом промышленность получит больше ресурсов для развития, поскольку платить его не будет. НсП формируется в торговле, а торговля у нас в значительной мере находится в тени, и налоговая дисциплина там оставляет желать лучшего. Потому потери бюджета будут неизбежны.

Европейский НДС — не только кнут, но и пряник


В отличие от России, власти европейских государств НДС снижать не планируют, хотя средняя ставка налога составляет «российские» 18%. Более того, в Германии налог планируют повысить. При этом, как и в России, широко распространено применение льготной ставки НДС для отдельных отраслей и товаров. Правда, размер такого НДС значительно ниже российского.

В Европейском Союзе на законодательном уровне закреплено не только обязательное наличие НДС в странах—членах ЕС, но и его минимальный размер. Минимальная ставка налога составляет 15%, но в таком размере налог уплачивается только на Кипре и в Люксембурге. Самый высокий НДС в ЕС платят жители Швеции и Дании — 25%. Средняя ставка НДС составляет 18–20%. Такова она, например, в Италии, Франции, Греции, Словении, Нидерландах.

В отличие от России, где планы снижения НДС обсуждаются на уровне министров, страны ЕС не планируют снижать ставку налога. Более того, некоторые из них намерены ее увеличить.

В частности, по инициативе нового коалиционного правительства Германия приняла решение о повышении ставки НДС с 2007 года с 16% до 19%.

Таким образом министры надеются сократить острейший дефицит госбюджета, поскольку с 2002 года Германия ежегодно нарушает так называемый пакт стабильности, согласно которому бюджетный дефицит стран—членов ЕС не должен превышать 3% ВВП.

Вкачестве компенсации немецким предпринимателям правительство обещает уменьшить налоговое бремя компаний, сократив отчисления в фонды социального страхования.

Как и в России, в налоговой системе стран ЕС наряду с понятием стандартной ставки НДС существует и льготная ставка налога, которая распространяется на отдельные виды товаров и услуг. В России 10% НДС облагаются продукты питания, детские товары, лекарства и печатные издания. В ЕС более низкая ставка налога также распространяется на продукты и лекарства, а также на музыкальные диски, медицинские услуги, книги, билеты в кино и театры.

Но размер льготных ставок в ЕС значительно ниже. Например, в Испании при обычной ставке НДС в 16% туристические услуги облагаются налогом в 7%, а налог на печатную и книжную продукцию составляетлишь 4%. Во Франции льготной ставкой НДС в 5,5% пользуются рестораны быстрого питания.

Единственными странами ЕС, где льготная ставка не применяется вовсе, являются Дания и Словакия, там действует единый НДС в 25% и 19% соответственно.

Начать дискуссию