Трудовое право

Комментарий к Постановлению АС ВВО от 25.12.2015 № А79-9190-2014

Работодатели, заключая с физическими лицами договоры гражданско-правового характера, довольно часто прописывают в них условия, позволяющие потом контролирующим органам квалифицировать данные договоры как трудовые. А как известно, от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности возникновение обязанности по уплате взносов в ФСС.
Комментарий к Постановлению АС ВВО от 25.12.2015 № А79-9190-2014
Фото Михаила Ступина, ИА «Клерк.Ру»

Работодатели, заключая с физическими лицами договоры гражданско-правового характера, довольно часто прописывают в них условия, позволяющие потом контролирующим органам квалифицировать данные договоры как трудовые. А как известно, от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности возникновение обязанности по уплате взносов в ФСС.

Так, любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым договорам, не облагаются страховыми взносами в ФСС (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 212‑ФЗ[1]) и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если их уплата не предусмотрена договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125‑ФЗ[2]).

На основании указанного возникают споры с контролирующими органами, которые рассматриваются в судах. Например, в комментируемом Постановлении АС ВВО от 25.12.2015 № А79-9190/2014 рассмотрен спор между отделением ФСС и организацией по поводу переквалификации договора гражданско-правового характера в трудовой и, соответственно, начисления страховых взносов. Суды пришли к выводу, что ежемесячная выплата фиксированной суммы по гражданско-правовому договору – одно из оснований доначислить страховые взносы.

Уточним, что организация занимается деятельностью по управлению финансово-промышленными группами и компаниями, входящими в концерн.

Принципы ФСС

Итак, ФСС провел выездную проверку организации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ходе которой выявлено занижение базы по страховым взносам на сумму выплат, произведенных физическим лицам на основании гражданско-правовых договоров, которые, по мнению ФСС, фактически являются трудовыми договорами.

При этом установлено, что периодически на протяжении нескольких лет организация заключала договоры, по которым физическими лицами не выполнялась какая‑либо конкретная разовая работа, а исполнялись определенные функции, входящие в обязанности работника организации в соответствии с предметами и видами деятельности, закрепленными в ее уставе.

Договорами была предусмотрена ежемесячная и твердо установленная оплата, размер которой не зависел от объема выполненных работ и оказанных услуг, поскольку в договорах и актах отсутствовали количественные и качественные характеристики выполняемых работ и оказанных услуг. Также организация, выступая в роли заказчика, брала обязательства по созданию исполнителям необходимых условий для оказания услуг и выполнения работ, что соответствует требованиям ст. 56 ТК РФ. Акты выполненных работ и акты сдачи-приемки оказанных услуг не позволяли установить, какие именно работы выполнялись и услуги оказывались, а перечень работ и услуг повторялся из месяца в месяц.

Кроме того, начисление вознаграждения по таким договорам производилось в расчетной ведомости вместе с основными работниками, то есть выплаты осуществлялись из средств фонда оплаты труда с использованием счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Данные обстоятельства позволили проверяющим прийти к выводу, что между сторонами договоров фактически существуют трудовые отношения, поскольку предметом заключенных договоров является определенная трудовая функция, связанная с деятельностью организации, а не конкретный результат определенной работы. Соответственно, выплаты физическим лицам облагаются страховыми взносами на общих основаниях.

Убеждения страхователя

По мнению организации, вывод о том, что заключенные договоры являются трудовыми, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства. Также страхователь считал, что у сотрудников ФСС отсутствуют правовые основания для переквалификации заключенных гражданско-правовых договоров. При этом организация обращала внимание на то, что договоры на оказание услуг заключались для выполнения разовой периодической работы, в которой организация не нуждалась постоянно, и в связи с отсутствием в штате работников, имеющих необходимую квалификацию и навыки.

Кроме того, представители организации в суде указывали, что длительный срок действия договора при отсутствии совокупности иных обстоятельств, а также наличие в отдельных договорах обязанности создать исполнителям необходимые условия для оказания услуг и выполнения работ не свидетельствуют о наличии между сторонами трудовых правоотношений.

Также страхователь считал, что в силу ст. 19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться исключительно судом, а не ФСС.

Позиция суда

Само по себе наименование договора не может рассматриваться как достаточное основание для безусловного отнесения его к гражданско-правовому либо трудовому, поскольку определяющее значение для правильной квалификации заключенного договора имеет детальный анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков того или иного договора. Это вытекает из ст. 431 ГК РФ.

Прежде всего следует отметить, что по гражданско-правовому договору, в отличие от трудового, исполняется индивидуально-конкретное задание. Предметом такого договора служит конечный результат труда.

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Организацией был заключен ряд гражданско-правовых договоров, в том числе договоры оказания услуг, подряда на выполнение работ, которые носили не разовый, а систематический характер и предполагали осуществление определенной деятельности или действий, направленных на реализацию функций организации, определенных ее уставом.

Проанализировав заключенные договоры возмездного оказания услуг (выполнения работ) и акты выполненных работ, суды пришли к выводу о том, что при формальном соответствии их требованиям гражданского законодательства они по своей правовой природе являются трудовыми.

Также в силу п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами. Однако в некоторых договорах была предусмотрена компенсация транспортных расходов при выезде в другие организации, расходов на проживание, то есть граждане, с которыми были заключены договоры, направлялись, по мнению суда и контролеров, в командировки, что свойственно трудовым отношениям в силу ст. 166 ТК РФ.

Кроме того, поскольку организация занимается деятельностью по управлению финансово-промышленными группами и компаниями, входящими в концерн, как счел суд, для осуществления этой деятельности организации нужны лица, с которыми заключены названные договоры, по причине необходимости их профессиональных знаний и навыков. При этом для обеспечения исполнения функций организации в конечном итоге важен не результат работы конкретного лица, а общий итог работы всех привлеченных специалистов.

Следовательно, организация заинтересована в выполнении привлеченными гражданами именно трудового процесса, обеспечивающего в конечном итоге исполнение основного вида деятельности.

Отсутствие в гражданско-правовых договорах условий о времени труда и отдыха, а также гарантий и компенсаций, как указал суд, не свидетельствует об отсутствии фактических трудовых отношений, поскольку из буквального толкования положений ст. 56 ТК РФ следует, что данные условия трудового договора являются обязательными только в ситуации, когда они отличаются от общих правил, действующих у работодателя.

Также было отмечено, что выплаты по названным договорам являлись скрытой формой оплаты труда, следовательно, вывод ФСС о занижении заявителем облагаемой базы при исчислении страховых взносов является верным.

Кроме того, был отклонен вывод организации о том, что в соответствии со ст. 19.1 ТК РФ сотрудники ФСС не вправе осуществлять переквалификацию договоров, поскольку право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов и документов, на основании которых производятся либо должны производиться выплаты, само по себе подразумевает право на осуществление проверки гражданско-правовых договоров и дачу им оценки, в том числе в части квалификации отношений.

Взгляд со стороны

Статьей 57 ТК РФ установлены существенные условия трудового договора. Вместе с тем существуют признаки, позволяющие разграничить трудовой и гражданско-правовой договоры:

  • выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность организации;
  • трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность;
  • согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разовое задание заказчика.

Аналогичный вывод был сделан в Постановлении ФАС ДВО от 22.05.2013 № Ф03-1612/2013.

Предмет трудового договора и гражданско-правового договора оказания услуг выражается в физической форме труда: трудовые отношения имеют своим предметом не результат услуги, а сам процесс ее оказания, тогда как целью договора об оказании работ (услуг) является результат деятельности исполнителя.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и определении его условий, в том числе в части срока действия договора.

Согласно ст. 431 ГК РФ буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Следовательно, само по себе наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому, поскольку основное значение имеют смысл договора, его содержание. Определяющие значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договора.

В комментируемом же постановлении, несмотря на заключение с физическими лицами различных по форме гражданско-правовых договоров и на различные периоды, неизменным оставалось личное выполнение для организации функций по обеспечению уставной деятельности. Поэтому суд поддержал выводы контролирующего органа.

Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна. К примеру, в Постановлении АС СЗО от 30.10.2014 № А52-245/2014 указано: если договоры подряда не содержат условий, обязывающих исполнителей соблюдать определенный режим работы и отдыха, подчиняться распоряжениям работодателя, а также в них отсутствуют положения о дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по договорам, то такие договоры нельзя признать трудовыми. Кроме того, отмечено, что заключившие спорные договоры граждане не обращались в суд общей юрисдикции с исками о признании трудовыми сложившихся между ними и организацией отношений. Аналогичные выводы приведены в постановлениях АС СЗО от 16.03.2015 № А66-6005/2014, АС УО от 17.02.2015 № Ф09-213/15, ФАС УО от 20.01.2014 № Ф09-14231/13.

* * *

В заключение отметим, что в силу ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. А вследствие признания гражданско-правового договора трудовым работодателю придется не только переоформлять документы, но и осуществлять дополнительные выплаты. Переквалификация договора влечет также административные штрафы (ст. 5.27 КоАП РФ).


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Источник: Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию