Между субъектами строительства часто возникают споры из-за неисполнения подрядчиком обязанности по представлению исполнительной документации. Такие споры могут перерастать в затяжные судебные процессы, которые означают для их участников материальные издержки и потерю времени.
Для заказчика в данной ситуации основной риск заключается в невозможности ввода объекта в эксплуатацию из-за отсутствия исполнительной документации. Согласно Приказу Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128, исполнительная документация, т.е. текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов (например, акты испытания и опробования технических устройств, результаты экспертиз, обследований и т.д.), предоставляется в орган государственного строительного надзора для проведения итоговой проверки, по результатам которой выдается заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации (ЗОС).
ЗОС наряду с документами, предусмотренными ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, служит основанием для принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию. Таким образом, в отсутствии исполнительной документации объект не может быть введен в эксплуатацию.
Практически в каждом договоре строительного подряда встречается условие о том, что в случае непредставления исполнительной документации заказчик вправе отказаться от приемки выполненных работ и подписания актов выполненных работ, а также может не оплачивать работы до предоставления исполнительной документации. Однако согласно сложившейся судебной практике, непредставление подрядчиком исполнительной документации не является безусловным основанием для отказа в оплате выполненных работ. Это связано с тем, что согласно ст. 711 ГК РФ и п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51, основанием для возникновения у заказчика обязательств по оплате выполненных работ является сдача работ заказчику, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ.
В соответствии со ст. 726 ГК РФ, отказ оплачивать переданные результаты подрядных работ по причине непредставления подрядчиком исполнительной документации заказчик обязан обосновать тем, что отсутствие такой документации исключает возможность использования объекта по назначению. В остальных же случаях заказчик вправе истребовать необходимые документы у подрядчика, а выполненные и принятые работы обязан оплатить.
Такая позиция высказана в Определении Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 307-ЭС15-13157, Определении Верховного Суда РФ от 11 марта 2015 N 305-ЭС14-6976, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2015 N Ф06-23100/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2015 N Ф07-5411/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2015 N Ф07-3783/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2015 N Ф07-3965/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2015 N Ф07-2117/2015.
Следует отметить, что если заказчик откажется от приемки и оплаты работ на основании отсутствия исполнительной документации, но не докажет невозможность использования объекта по назначению без исполнительной документации, к заказчику могут быть применены санкции в виде неустойки за нарушение сроков оплаты выполненных работ или процентов за пользование чужими денежными средствами.
Эффективным инструментом воздействия на подрядчика для обеспечения своевременного и полного предоставления исполнительной документации представляется включение в договор условий о применении штрафных санкций за неисполнение обязанности по предоставлению исполнительной документации.
В случае же уклонения подрядчика от предоставления исполнительной документации заказчик вправе истребовать необходимую документацию через суд, воспользовавшись способом защиты прав, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, - присуждением к исполнению обязанности в натуре (понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося у него обязательства).
Однако следует учесть, что в любом случае договором должен быть предусмотрен конкретный перечень исполнительной документации, подлежащей передаче подрядчиком заказчику. Иначе доводы заказчика о непредставлении подрядчиком исполнительной документации в обосновании отказа от приемки работ, требований об уплате штрафов и истребования документации, судами отклоняются. Об этом свидетельствуют позиции, высказанные в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2015 N Ф10-3109/2013, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2015 N 13АП-28345/2014, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2014 по делу N А56-62476/2013, Определении Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 N 305-ЭС14-3106, Определении ВАС РФ от 29 апреля 2014 N ВАС-5221/14.
Перечень исполнительной документации указан в Приказе Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128, но он не является исчерпывающим и может определяться индивидуально для каждого конкретного объекта.
Подводя итог изложенному выше, для обеспечения своевременного и полного предоставление исполнительной документации в договоре строительного подряда рекомендуется указать конкретный перечень исполнительной документации, а также предусмотреть штрафные санкции за неисполнение обязательства подрядчика по предоставлению исполнительной документации.
Источник: kskgroup.ru
Комментарии
1Передача документации - существенное условие, однако суд думает иначе... Могильщики гражданского оборота.
Не удивительно, что все, кто могут, драпают в офшоры.