Нематериальные активы

Актуальные вопросы учета сценических костюмов в учреждении культуры

Нормы законодательства предписывают учитывать отдельные виды не-финансовых активов в особом порядке. Это относится, в частности, к сценическим костюмам, используемым в учреждениях культуры. В настоящей статье рассмотрим типичные вопросы практикующих специалистов по данной теме.
Актуальные вопросы учета сценических костюмов в учреждении культуры
Фото Татьяны Зубковой, ИА «Клерк.Ру»

Нормы законодательства предписывают учитывать отдельные виды нефинансовых активов в особом порядке. Это относится, в частности, к сценическим костюмам, используемым в учреждениях культуры. В настоящей статье рассмотрим типичные вопросы практикующих специалистов по данной теме.

Сценическо-постановочные средства учреждений культуры представляют собой совокупность предметов материального оформления спектаклей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода. К сценическо-постановочным средствам относятся костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и др.). Такие правила предусмотрены разд. 1 Временных методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249 (далее – Рекомендации № 1249).

На каком счете следует учитывать сценические костюмы?

По общему правилу предметы одежды подлежат включению в состав материальных запасов (п. 99, 118 Инструкции № 157н[1]). Однако в соответствии с разд. 1 Рекомендаций № 1249 сценические костюмы относятся к сценическо-постановочным средствам. Последние можно включить как в состав основных средств, так и в состав материальных запасов в зависимости от срока их полезного использования (разд. 2 Рекомендаций № 1249). Инструкции № 157н такой подход не противоречит. Это важно, поскольку Рекомендации № 1249 в настоящий момент применяются только в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкции № 157н.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств.

Таким образом, сценические костюмы в большинстве случаев отвечают указанным признакам и должны учитываться на счете, предназначенном для учета основных средств. Причем сказанное относится ко всем элементам сценического костюма (в том числе обуви, головным уборам и т. п.).

Подчеркнем, что стоимость костюмов при этом значения не имеет. Так, по материалам проверки одного из учреждений специалисты контролирующих органов посчитали нарушением тот факт, что воротнички в количестве 15 штук и бескозырки в количестве 15 штук на сумму 3 750 руб. были поставлены на учет не в составе основных средств (на субсчете «Театральные и национальные костюмы, головные уборы»), а в составе мягкого инвентаря (см., например, отчет о проверке, размещенный на официальном сайте Суксунского района Пермского края http://www.suksun.ru/ (Ревизионная комиссия/Контрольные мероприятия/Отчет от 16.04.2015 № 1)).

Справедливости ради стоит отметить, что не всегда суды подобный вариант учета расценивают как нарушение. Так, по материалам одного из дел проверяющие настаивали на том, что учет сценических костюмов в материальных запасах образует состав правонарушения. Суды первой и аппеляционной инстанций полностью были на стороне учреждения, указав, что костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и пр.) относятся к сценическо-постановочным средствам театров и не учитываются в составе основных средств (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 № 17АП-4156/2010‑АК). Суд кассационной инстанции занял более осторожную позицию, указав, что возможность использования костюма на протяжения более 12 месяцев проверяющими не доказана и только поэтому нельзя говорить о нарушении, выразившемся в ненадлежащем учете основных средств (Постановление ФАС УО от 22.09.2010 № Ф09-7501/10‑С1 по делу № А60-63300/2009‑С9).

Вместе с тем подобных примеров судебного разрешения такой ситуации – единицы. Поэтому нежелание организовать учет основных средств сопряжено с рисками.

Согласно п. 53 Инструкции № 157н объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 20, 30, 40), и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. Актуальным является вопрос, на каком именно счете учитывать костюмы. Проверяющие рекомендуют в данной ситуации применять счета 0 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения», 0 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения». (См., например, информацию, размещенную на официальном сайте администрации муниципального образования Тигильского муниципального района http://www.tigil.ru/ (КСУ/Информация о проверках/Информация о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на обеспечение выполнения функций муниципального казенного учреждения культуры «Ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель»)).

К какому коду ОКОФ относятся сценические костюмы?

Данный вопрос неизменно вызывает споры среди практикующих специалистов. Существуют различные точки зрения.

Классификатор ОКОФ (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359) содержит код 16 3696601 «Одежда сцены». Вместе с тем согласно Рекомендациям № 1249 термин «одежда сцены» (а точнее «дежурная одежда сцены») к сценическим костюмам не относится. К одежде сцены относится совокупность элементов, расположенных на всех планах и выполненных из ткани особого вида. Одежда сцены выполняет двойную функцию: и эстетическую, и техническую. Это театральный занавес, кулисы, арлекин.

Некоторые специалисты полагают, что сценические костюмы относятся к категории 16 3696605 «Бутафория сценическая», однако, наш взгляд, приравнивание костюмов к бутафории не совсем обоснованно. Под бутафорией понимаются не костюмы, а специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), используемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.

Еще один вариант – относить костюмы к категории 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды)». Несмотря на указание «кроме одежды», сторонники данного подхода ссылаются на Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», содержащее ссылку на ОКОФ и включающее категорию 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды), включая театральные костюмы». Если не считать сценические костюмы одеждой в том смысле, в каком этот термин употребляется, например, по отношению к спецодежде, форменной одежде и проч., сценические костюмы можно отнести к категории 16 1721090 «Изделия текстильные швейные прочие».

На наш взгляд, последняя позиция является более обоснованной.

Нужно ли проставлять инвентарный номер на элементах костюмов?

В соответствии с п. 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Отсутствие на основных средствах инвентарных номеров или ненадежно нанесенные инвентарные номера можно считать серьезным нарушением норм учета. Поэтому на сценических костюмах, включенных в состав основных средств, инвентарные номера должны быть. При этом, если инвентарные номера присвоены, но не нанесены, это также является нарушением (см., например, информацию по проверкам, опубликованную на официальном сайте Новошешминского муниципального района Республики Татарстан http://novosheshminsk.tatarstan.ru/ (О районе/Органы местного самоуправления/Контрольно-счетная палата/Отчет о работе/Отчет о проделанной работе за 2013 год)).

Номер можно нанести вышиванием или прикреплением жетона. Другие варианты нанесения номеров (например, краской) могут причинить вред костюму. Однако в разд. 4 Рекомендаций № 1249 они предусматриваются. В частности, сказано, что нанесение инвентарных номеров на сценическо-постановочные средства может производиться краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, вышиванием и т. п. – с тем, чтобы их не видел зритель, но легко мог найти работник театра.

Нужно ли выделять в учете костюмы, находящиеся в запасе?

Не все костюмы задействуются в мероприятиях учреждения каждый год. Классический пример – костюмы Деда Мороза и Снегурочки, которые актуальны только в декабре. Поэтому возникает вопрос, нужно ли как‑то отражать данный факт в учете.

В соответствии с разд. 1 Рекомендаций № 1249 бухгалтерский учет сценических костюмов должен обеспечить:

  • контроль сохранности сценическо-постановочных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо-постановочных средств, их внутреннее перемещение (из мастерских – в подразделения, обслуживающие сцену; из спектакля – в спектакль; из текущего репертуара – в запас) и выбытие (безвозмездная передача, реализация или ликвидация).

Кроме того, учет сценическо-постановочных средств ведется с разделением на средства, обслуживающие текущий репертуар, и средства, находящиеся в запасе.

Поэтому каким‑либо образом выделять костюмы, находящиеся в запасе необходимо (например: путем введения отдельных субсчетов). Стоит отметить, что на сегодня отсутствуют материалы проверок деятельности учреждений, которые подтверждали бы, что контролирующие органы фиксируют отсутствие данного варианта организации учета как нарушение. Тем более, что доказать нахождение сценических костюмов в запасе может быть проблематично. Одни и те же костюмы могут использоваться сразу в нескольких мероприятиях.

Можно ли учитывать все элементы сценического костюма как одно основное средство?

Учет основных средств имеет определенные особенности, и на практике бухгалтер может быть заинтересован в уменьшении учетных единиц с тем, чтобы не учитывать отдельно такие элементы, как головные уборы, сценические рубашки и юбки, а учесть единый составной объект основных средств – сценический костюм.

В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Аналогичным образом в разд. 4 Рекомендаций № 1249 сказано, что отдельным объектом основных средств считается законченный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих отдельную работу.

На наш взгляд, к отдельным элементам сценического костюма это неприменимо, поскольку нет никаких препятствий для того, чтобы использовать их отдельно.

В каких случаях стоимость костюма будет увеличена?

Согласно п. 27 Инструкции № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

В случае со сценическими костюмами бывает затруднительно принять решение, стоит ли в той или иной ситуации увеличивать отраженную в учете стоимость данного основного средства. Например: если учреждение приобретает бисер или кружево для украшения костюма, который уже числится в учете, у бухгалтера могут возникнуть сомнения при отражении данной операции.

Под достройкой понимается сооружение новых частей к основному средству. Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба. Поэтому о достройке речь может идти в случае учета такого основного средства, как объект недвижимого имущества.

Дооборудование – это дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Однако дооборудование применительно к сценическому костюму носит ироничный характер. Как правило, дооборудование приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств.

Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование основных средств, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей.

Таким образом, все из обозначенных выше случаев изменения стоимости основных средств мало применимы к сценическим костюмам. О достройке, дооборудовании, реконструкции или модернизации можно говорить, если в результате проведенных работ улучшаются или повышаются первоначальные показатели функционирования основного средства (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.).

Поэтому, на наш взгляд, первоначальная стоимость костюма будет изменяться крайне редко. Возвращаясь к обозначенному выше примеру, стоимость бисера или кружева, которые использовали для украшения сценического костюма, не должна увеличивать его первоначальную стоимость.

* * *

В заключение перечислим некоторые выводы, касающиеся особенностей учета сценических костюмов:

  1. поскольку срок полезного использования сценических костюмов, как правило, превышает 12 месяцев, они подлежат учету в составе основных средств;
  2. в целях применения ОКОФ, сценические костюмы следует относить к категории «Изделия текстильные швейные» (код 16 1721000);
  3. на сценических костюмах, включенных в состав основных средств, должны быть проставлены инвентарные номера. Номер наносится таким образом, чтобы он был не заметен для зрителя, но легко распознаваем работником учреждения культуры;
  4. костюмы, находящиеся в запасе, рекомендуется учитывать обособленно (например, на отдельных субсчетах);
  5. элементы сценического костюма (головные уборы, сценические рубашки и юбки), которые могут быть использованы в деятельности учреждения по отдельности, стоит учитывать как самостоятельные объекты, а не как одно основное средство (костюм).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию