Отчетность в Росстат

Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2015 № 442-ФЗ

Немало хозяйствующих субъектов не придают должного значения такому виду отчетности, как статистическая. Многим кажется, что несоблюдение правил ее представления не вызовет каких-либо серьезных негативных последствий, поэтому относятся к ней, как к необязательной.
Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2015 № 442-ФЗ
Фото Ольги Вирич, Кублог

Немало хозяйствующих субъектов не придают должного значения такому виду отчетности, как статистическая. Многим кажется, что несоблюдение правил ее представления не вызовет каких-либо серьезных негативных последствий, поэтому относятся к ней, как к необязательной.

Но, по всей вероятности, такое мнение данным хозяйствующим субъектам теперь придется поменять в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 442‑ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Статья 13.19 ­КоАП РФ в прежней редакции предусматривала ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Причем применялась она только к должностным лицам, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, в случае нарушения ими порядка ее представления или за представление недостоверной статистической информации.

Административный штраф в таком случае составлял всего от 3 000 до 5 000 руб.

Теперь даже заголовок данной статьи поменялся. Ее предметом стало непредоставление первичных статистических данных. Оно выражается в:

  • непредставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке;
  • несвоевременном представлении этих данных;
  • представлении недостоверных первичных статистических данных.

Штраф налагается при наличии любого, хотя бы одного, из этих нарушений. И цена такого нарушения выросла многократно: должностному лицу угрожает штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.

Но теперь одновременно будет наказано и само юридическое лицо, в отношении которого представляется отчетность. Уплатить придется штраф величиной от 20 000 до 70 000 руб.

Вилка выглядит значительной, какой конкретно штраф назначить – это, что называется, на усмотрение суда. Сама новая формулировка ст. 13.19 ­КоАП РФ не разделяет предприятия в зависимости от их статуса, и те же 70 000 руб. могут быть назначены к уплате даже самым малым предприятиям. Ведь ни один хозяйствующий субъект не освобожден полностью от представления статистической отчетности, в том числе и индивидуальные предприниматели. Это следует из ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282‑ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Более того, респондентами признаются и иные граждане РФ, находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение (ч. 2 указанной статьи). Но из формулировки соответствующей нормы видно, что для этих граждан представление статистической отчетности является правом, а не обязанностью. Следовательно, за непредставление статистической отчетности привлечению к ответственности они не подлежат.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то в случае нарушения ст. 13.19 ­КоАП РФ они привлекаются к ответственности только как должностные лица. Это следует из примечания к ст. 2.4 ­КоАП РФ. То есть за нарушение, предусмотренное ст. 13.19 ­КоАП РФ, на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф только в размере от 10 000 до 20 000 руб.

Итак, штрафы за нарушение порядка представления статистической отчетности, как видно, существенно выросли. Но их указанные размеры не являются предельными (ч. 2 ст. 13.19 ­КоАП РФ). Если административное нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.19 ­КоАП РФ, совершить повторно, то штраф может быть наложен вновь, но в еще более высоком размере: на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – ни много ни мало от 100 000 до 150 000 руб.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 4.6 ­КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления.

То есть, если прошло больше года с тех пор, как лицо было подвергнуто наказанию по ст. 13.19 ­КоАП РФ, новое нарушение требований этой статьи не следует считать повторным.

Но отметим, что, по нашему мнению, если в первый раз нарушение зафиксировано в отношении одной формы статистической отчетности, а во второй раз в отношении другой формы и это произошло в течение одного года, то такое нарушение следует считать повторным.

К сведению:

Дополнительно следует учитывать, что до сих пор действует ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761‑1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Она предусматривает, что предприятия должны возмещать в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Правда, на практике контролирующие органы не спешат прибегать к этой мере ответственности, во всяком случае так было до сих пор.

В пункте 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета[1] поясняется, что представлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Статорган, обнаружив указанные недостоверные данные, должен в течение трех дней после этого направить респонденту письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление об этом. Следовательно, если такое уведомление не направлялось, то штраф по ст. 13.19 ­КоАП РФ не может быть назначен в части именно представления недостоверных первичных статистических данных.

Но респондент, допустивший факт представления недостоверных первичных статистических данных, не позднее трех дней после обнаружения этого факта самим респондентом или получения указанного уведомления представляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным ответственным должностным лицом или содержащим необходимые пояснения.

В новой редакции ст. 13.19 ­КоАП РФ ответственность преду­смотрена исключительно в отношении первичных статистических данных. Под ними понимаются документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (ч. 7 ст. 2 Федерального закона № 282‑ФЗ).

Но в ст. 18 Закона о бухгалтерском учете[2] говорится, что обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты должны представлять в орган государственной статистики также один обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. Приказ Росстата от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности»). Это надо сделать в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, вместе с такой отчетностью представляется аудиторское заключение о ней не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Очевидно, что бухгалтерскую (финансовую) отчетность нельзя отнести к первичным статистическим данным, включая и обязательный экземпляр, представляемый в органы статистики. Следовательно, при нарушении порядка ее представления в статорганы не применяется ст. 13.19 ­КоАП РФ.

В этом случае штраф может быть назначен согласно ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» ­КоАП РФ. Контролеры могут ограничиться предупреждением или назначить штраф гражданам в размере от 100 до 300 руб.; должностным лицам – от 300 до 500 руб.; юридическим лицам – от 3 000 до 5 000 руб.

О том, какие статистические формы и в какие сроки должны представлять респонденты, можно узнать из календаря, который публикуется на сайте Росстата по адресу www.gks.ru/news/statcalendar/2009-4/Calendar.htm.

Кроме того, большинство региональных сайтов Росстата предоставляют возможность респондентам определить, какую именно отчетность должен представлять именно этот респондент в зависимости от того, какой ему установлен код ОКПО.


[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Начать дискуссию