Налоговые проверки

Что такое выездная налоговая проверка

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Что такое выездная налоговая проверка
Фото Ольги Вирич, Кублог

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. 

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения (за исключением некоторых случаев, предусмотренных НК РФ) (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении

Решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику или его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц) является предъявление этими лицами служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки организации.

Что касается периода, который может быть проверен, то согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (например, по решению, вынесенному налоговым органом 31.12.13, могут быть проверены налоги за 2012, 2011, 2010 г.г.)

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п.п. 6, 8 ст. 89 НК РФ).

Права налогового органа

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Во время приостановления проверки налоговый орган не вправе проводить какие-либо мероприятия налогового контроля (допросы свидетелей, осмотры, выемки и пр.). Периоды приостановления проверки исключаются из общего срока ее проведения.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ). 

При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

  • направление запросов в компетентные органы иностранных государств;
  • направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);
  • вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
  • инвентаризация имущества налогоплательщика (пп. 6 п.1 ст. 31, п.13 ст. 89 НК РФ). По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты.
  • допрос свидетелей, проводимый в соответствии со ст. 90 НК РФ.
  • осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов;
  • истребование документов у проверяемого лица в соответствии со ст. 93 НК РФ.
  • истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
  • выемка документов и предметов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
  • экспертиза в соответствии со ст. 95 НК РФ.
  • привлечение специалиста в соответствии со ст. 96 НК РФ.
  • привлечение переводчика в соответствии со ст. 97 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 91 НК РФ при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещениях налогоплательщика (за исключением жилых помещений) налоговыми инспекторами составляется об этом акт, проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (расчетным методом). В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 Налогового кодекса РФ).

Обязанности

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте и считается полученной им через 6 дней (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Итоги

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, который вручается налогоплательщику в том, же порядке, что и справка. Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. 

Возражения налогоплательщика

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Для рассмотрения акта и материалов выездной налоговой проверки, а также возражений налогоплательщика на акт проверки назначается комиссия, о дате и времени которой налогоплательщик должен быть письменно уведомлен в обязательном порядке.

Ненаправление справки о проведенной выездной налоговой проверке и акта проверки, а также рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по ее результатам без уведомления проверяемого лица является существенным нарушением процедуры проверки и влечет отмену принятого по ней решения. Решение по выездной налоговой проверке может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и только после этого – в судебном порядке.

Маркетинг

Стратегия продвижения бренда b2b в 2025: от узнаваемости до лояльности — путь к увеличению продаж

В 2025 году лояльность клиентов — это не просто приятный бонус, а ключевой фактор успеха в b2b. «Прокачка бренда» в этом направлении — не просто тренд, а необходимость. Ключ к успеху — лояльность клиентов, которая подталкивает их выбрать именно вас среди массы конкурентов. Как «прокачать бренд» и перейти от узнаваемости к преданности? Об этом и поговорим.

Стратегия продвижения бренда b2b в 2025: от узнаваемости до лояльности — путь к увеличению продаж

Начать дискуссию