2-НДФЛ

Государство в роли Остапа Бендера

Налоговый кодекс РФ устанавливает налогоплательщикам и налоговым агентам немало обязанностей. Среди них обязанность предоставлять налоговым органам определенную информацию. Только среди информации, действительно необходимой для осуществления налогового контроля, существует та, которая, видимо, необходима налоговым органам исключительно для применения штрафных санкций.
Государство в роли Остапа Бендера
Кадр из фильма "Двенадцать стульев"

Налоговый кодекс РФ устанавливает налогоплательщикам и налоговым агентам  немало обязанностей.  Среди них обязанность предоставлять налоговым органам определенную информацию. Только среди информации, действительно необходимой для осуществления налогового контроля, существует та, которая, видимо, необходима налоговым органам исключительно для применения штрафных санкций.

Речь идет об обязанности налоговых агентов предоставлять в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов. Казалось бы, ничего особенного в этих обязанностях нет: государственным органам необходимо контролировать правильность исчисления НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Но не все так просто.

Дело в том, что эти сведения о доходах и суммах НДФЛ подлежит предоставлять по установленной форме, утвержденной приказом ФНС России № ММВ-7-3-/611@ от 17.11.2010 г.  А форма эта под названием 2-НДФЛ, помимо непосредственного указания собственно налоговых сумм, предполагает информацию о сведениях работника, таких, как ИНН, паспортные данные, место жительства в РФ. Безусловно, такие сведения имеются у работодателей и запрашиваются у физических лиц при поступлении на работу и оформлении трудового договора.  Однако они могут изменяться в течение работы в связи с разными обстоятельствами, такими, как: работник меняет паспорт, место жительства и т.п.

При этом процедуры замены паспорта РФ и регистрации по месту жительства проводятся через Федеральную миграционную службу, такой же орган исполнительный власти, как и Федеральная налоговая служба. При этом у ФМС в силу пункта 8 статьи 85 Налогового кодекса РФ существуют обязанности о сообщении в налоговый орган по месту жительства гражданина следующих сведений:

  • «о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;
  • о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи».

А согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ «органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту  жительства (месту пребывания)… обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства… о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц».

Более того, как свидетельствует официальный сайт ФНС РФ «с 1 января 2016 г. (запомним эту дату - авт.) ФНС России перешло на электронное взаимодействие с ФМС России на федеральном уровне в полном объеме при представлении в налоговые органы сведений о регистрации физического лица по месту жительства, …а также о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории РФ». Электронное взаимодействие предполагает получение налоговыми органами указанной информации практически «день в день».

Следовательно, сведения о  паспортных данных и месте жительства любого физического лица на территории РФ  имеются у налоговых органов в полном объеме. И, конечно,  налоговики обладают базой данных ИНН, недаром на своем официальном сайте ФНС РФ запустила онлайн-сервис «Узнай ИНН», используя который, введя фамилию, имя, отчество, дату рождения, паспортные данные, каждый желающий может узнать свой идентификационный номер налогоплательщика.

Но  несмотря на наличие у ФНС полного банка данных по персональным сведениям физических лиц,  налоговики в своем письме от 27.04.2016 г. № БС-17-11/63 настойчиво напоминают об обязанности налоговых агентов в справке 2-НДФЛ указывать достоверные персональные данные физических лиц, в связи с чем «провести мероприятия по актуализации персональных данных физических лиц - получателей доходов, в целях предоставления достоверных Справок по форме 2-НДФЛ за 2015 год».

Термин «актуализация персональных данных» в налоговом законодательстве не фигурирует и в Трудовом кодексе отсутствует, как и отсутствует в этих законах обязанность работников сообщать работодателю об изменении своих персональных данных. Следовательно, налоговым агентам (работодателям) необходимо будет решать задачу: как, соблюдая нормы федеральных законов (Трудового и Налогового кодексов), выполнить письменные рекомендации налоговых органов. Игнорировать эти рекомендации будет невозможно, поскольку Федеральным законом от 02.05.2015 г. № 113-ФЗ именно с 1 января 2016 г. (случайно ли совпадающей с датой электронного взаимодействия ФМС РФ и ФНС РФ?) вносятся «карательные» изменения в Налоговый кодекс РФ. Появляется статья 126.1, устанавливающая ответственность налоговых агентов за предоставление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, штраф в размере  500 рублей за каждый документ.

Вопрос: для чего налоговые агенты в форме 2-НДФЛ обязаны предоставлять налоговым органам информацию, которой налоговые органы и так располагают?

Логически ответ напрашивается такой: чтобы сверять данные физического лица, предоставленные налоговым агентом, с данными, имеющимися в базе ФНС и ФМС. Напоминает игру в пазлы.  Соединяем две детали и смотрим, получился ли рисунок. В случае несовпадения (по разным причинам, в том числе при банальной опечатке), с налогового агента взыскивается штраф 500 рублей за каждый ошибочный документ-«рисунок». 

Для государства, видимо, это способ пополнения бюджета. Легкий и доступный. Только чем-то напоминает методы Остапа Бендера.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

11
  • Елена

    Да так и есть.По больше штрафов больших и разных.

  • lilgor88

    Из всех российских кодексов самый результативный - налоговый, ну еще административный, все, что касается пополнения бюджета за счет штрафов, работает на все 100% с +++++++++, а все остальные, гарантирующие какие-либо права, просто как бы есть.

  • Старый ворчун

    Аноним, Вы писали:

    у автора мания: фнс требует подробные сведения, чтобы идентифицировать физические лица по перечню сведений, присущих только этому получателю дохода. нас 140 миллионов - однофамильцы, двойняшки, тройняшки, улицы ленина, победы, коммунистические - по двадцать две в каждом городе независимо столица или мухосранск

    А по ИНН эта служба не может идентифицировать налогоплательщика?