01 мая, наконец, подписан и опубликован Закон №130-ФЗ, призванный улучшить налоговое администрирование. Закон с очень "сложной" судьбой.
Одно из важных изменений - появление в п.2 ст.101 НК следующей нормы:
Проблема с доступом к материалам проверки известна, ей уже почти 20 лет. И решается микроскопическими изменениями, принимаемыми неимоверными усилиями. Можно было сказать "спасибо, и за это", но появился нюанс в виде переходных положений. П.4 ст.2 Закона №130-ФЗ гласит:
Положения пунктов 1, 2 и 6.1 статьи 101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона
Да, мы тоже удивились. Трудно найти логику в таком регулировании. Почему налогоплательщики, которым вручен Акт проверки до 1 июня 2016, не могут воспользоваться улучшениями? Учитывая, что п.3 ст.5 НК РФ прямо указывает на обратную силу в отношении норм, устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. Удивительно, что в похожей ситуации о действии во времени процессуальных норм, ФНС РФ в письме от 4 июля 2013 г. № СА-4-9/12019@ разъясняла в пользу налогоплательщиков. Повторится ли такой поход сейчас? Или же таким налогоплательщикам будут отказывать в ознакомлении с ссылкой на переходные положения?
В любом случае, в очередной раз приходится задуматься о качестве налоговых изменений.
P.S. Стоит обратить внимание на своеобразную терминологию п.4 ст.2 Закона №130-ФЗ, именно указание на некие завершенные проверки. В НК РФ используется весьма четкое понятие последний день проверки (п.15 ст.89 НК). У кого-то может сложиться неверное впечатление, что проверка завершается вынесением решения по результатам проверки.
Начать дискуссию