Налоги, взносы, пошлины

Национальная платежная система. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов

Федеральным законом от 27.06.11 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1.06.16 г.) (далее — Закон № 161-ФЗ) установлены права, обязанности и порядок взаимодействия различных субъектов национальной платежной системы (далее — НПС), участвующих в процедурах перевода денежных средств.
Национальная платежная система. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Федеральным законом от 27.06.11 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1.06.16 г.) (далее — Закон № 161-ФЗ) установлены права, обязанности и порядок взаимодействия различных субъектов национальной платежной системы (далее — НПС), участвующих в процедурах перевода денежных средств. Рассмотрим порядок оказания соответствующих услуг, требования к организации и функционированию платежных систем, исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов.

Операторы НПС

Национальная платежная система представляет собой совокупность различных субъектов правоотношений, осуществляющих или обеспечивающих перевод денежных средств.

В соответствии со статьей 3 Закона № 161-ФЗ в НПС включаются следующие лица:

операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), которыми являются Банк России, Внешэкономбанк и кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; банковские платежные агенты (субагенты).

Такие агенты могут привлекаться операторами по переводу денежных средств для осуществления следующих функций (часть 1 ст. 14 Закона № 161-ФЗ):

принимать от физического лица наличные денежные средства и (или) выдавать их такому лицу (в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов); предоставлять клиентам электронные средства платежа и обеспечивать возможность их использования в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств; проводить идентификацию клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставлять указанному клиенту — физическому лицу электронные средства платежа (согласно части 4 ст. 3 Закона № 161-ФЗ банковским платежным агентом не может быть кредитная организация); операторы платежных систем.

Данный субъект — это организация, которая выполняет следующие обязанности в соответствии с частью 5 ст. 15 Закона № 161-ФЗ:

определяет правила платежной системы, организовывает и осуществляет контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры; привлекает операторов услуг платежной инфраструктуры, ведет перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечивает бесперебойность оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также информирует Банк России, участников платежной системы о случаях и причинах приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры в день такого приостановления (прекращения) в порядке, установленном Указанием Банка России от 11.06.14 г. № 3280-У; организовывает систему управления рисками в платежной системе, оценивает и управляет этими рисками, обеспечивает бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России; обеспечивает возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

Операторами платежной системы могут быть как кредитные, так и некредитные организации, а также Банк России и Внешэкономбанк.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые определены Банком России.

Если организация не является кредитной организацией и намеревается стать оператором платежной системы, она должна соответствовать следующим требованиям:

обладать чистыми активами в размере не менее 10 млн руб.; физические лица, занимающие должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера такой организации, обязаны иметь высшее экономическое, юридическое образование или высшее образование в сфере информационных и коммуникационных технологий, при наличии иного высшего образования такие лица должны иметь опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации или оператора платежной системы не менее двух лет; указанные физические лица не должны иметь судимости за преступления в сфере экономики, у них отсутствуют факты расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 7 части 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение двух лет до дня подачи в Банк России регистрационного заявления; операторы услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр).

Такими операторами могут быть кредитная и не являющаяся кредитной организация, Банк России или Внешэкономбанк. Они могут работать как операционный центр, платежный клиринговый центр или расчетный центр.

Операционный центр обязан обеспечить участникам платежной системы и их клиентам доступ к услугам по переводу денежных средств, который в основном осуществляется в электронной форме. Данный центр несет ответственность за реальный ущерб, причиненный участникам платежной системы, платежному клиринговому центру и расчетному центру вследствие неоказания (ненадлежащего оказания) операционных услуг. При этом такой ущерб может быть ограничен неустойкой.

В соответствии со ст. 3 Закона № 161-ФЗ платежный клиринговый центр — это организация, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников этой системы об осуществлении перевода денежных средств.

Расчетный центр — организация, которая обеспечивает в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам этих участников, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы.

Согласно частям 9 и 11 ст. 3 Закона № 161-ФЗ платежный клиринговый центр и расчетный центр должны создаваться в соответствии с российским законодательством.

В платежной системе может быть несколько операционных, расчетных и платежных клиринговых центров. При этом в последнем случае необходимо иметь центральный платежный клиринговый центр (контрагент).

Правилами платежной системы определяются требования к операторам услуг платежной инфраструктуры, с которыми могут заключаться договоры в соответствии с Законом № 161-ФЗ, в том числе к их финансовому состоянию, технологическому обеспечению и другим факторам, влияющим на бесперебойность функционирования платежной системы. Эти требования должны быть объективными, доступными для публичного ознакомления и обеспечивать равноправный доступ операторов услуг платежной инфраструктуры в платежную систему.

В соответствии с правилами платежной системы операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры).

Операторы услуг платежной инфраструктуры не вправе в одностороннем порядке приостанавливать (прекращать) оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам.

Согласно Федеральному закону от 5.05.14 г. № 112-ФЗ (ред. от 22.12.14 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2016 г. операторы услуг платежной инфраструктуры не вправе передавать информацию по любому переводу денежных средств, осуществляемому в рамках платежной системы на территории РФ, на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к такой информации с территории иностранного государства.

Данные положения не распространяются на случаи осуществления трансграничного перевода денежных средств, а также на случаи, если передача указанной информации требуется для рассмотрения заявлений клиентов участников платежной системы, касающихся использования электронных средств платежа без согласия клиентов.

Кроме того, с 1 июля 2016 г. оператор платежной системы не вправе привлекать операционный центр, находящийся за пределами РФ, для оказания операционных услуг участникам платежной системы.

Требования к организации и функционированию платежных систем

Платежные системы делятся на значимые, социально значимые, национально значимые.

Так, платежная система является значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

в течение трех календарных месяцев подряд производятся переводы денежных средств с общим объемом на сумму и отдельные переводы на сумму не менее установленных Банком России; Банк России переводит денежные средства при рефинансировании кредитных организаций и осуществлении операций на открытом рынке; осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

После признания платежной системы значимой Банк России будет проводить проверку соответствия правил этой системы требованиям, установленным в части 2 ст. 24 Закона № 161-ФЗ.

На основании части 6 ст. 22 Закона № 161-ФЗ платежная система признается значимой со дня включения информации об этом в реестр операторов платежных систем.

Правила платежной системы являются ее основным документом. В нем содержатся: условия участия в платежной системе, осуществления перевода денежных средств, оказания услуг платежной инфраструктуры и иные условия, определяемые оператором платежной системы. Обязательства участников платежной системы обеспечиваются в порядке, предусмотренном ее правилами.

В случае прекращения участия в платежной системе участнику возвращается его гарантийный взнос в порядке и сроки, предусмотренные правилами. Счет гарантийного фонда платежной системы может быть открыт только в Банке России, Внешэкономбанке, а также в банке — участнике системы страхования вкладов или небанковской кредитной организации, не имеющей права осуществлять размещение привлеченных во вклады денежных средств.

Перевод электронных денежных средств может осуществляться с проведением идентификации клиента, его упрощенной идентификации или без нее. Отметим, что это относится только к физическим лицам. Юридические лица и предприниматели, а также частные нотариусы и адвокаты (учредившие адвокатские кабинеты) должны использовать корпоративное электронное средство платежа, позволяющее идентифицировать клиента (ст. 10 Закона № 161-ФЗ).

Напомним, что ранее помимо сообщения об открытии или закрытии счетов в банке организации и предприниматели должны были информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (п.п. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). С 20 мая 2104 г. организации и индивидуальные предприниматели не обязаны сообщать в инспекцию указанную информацию, поскольку названные положения НК РФ утратили силу.

Уплата налогов и сборов

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда физическое лицо передало в банк поручение перечислить на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежные средства, предоставленные данным физическим лицом банку (п.п. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ). При этом таких средств должно быть достаточно, так как в противном случае распоряжение клиента о переводе денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, не принимается к исполнению оператором, и клиенту незамедлительно направляется уведомление об этом.

Обратите внимание! Аналогичного положения для организаций не предусмотрено, поэтому фактически уплачивать налог посредством электронных денег организации не вправе.

По решению налогового органа налог, не уплаченный в установленный срок, а также пени и штрафы могут быть принудительно взысканы со счетов организации или индивидуального предпринимателя в банках либо за счет электронных денег налогоплательщика или налогового агента.

Порядок взыскания недоимки за счет электронных денег регулируется п. 6.1 ст. 46 НК РФ. Так, в случае недостаточности или отсутствия средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налог взыскивается за счет электронных денежных средств путем направления в банк, в котором находятся эти средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика или налогового агента в банке. В указанном поручении необходимо указать реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика или налогового агента, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, величину подлежащей переводу суммы, а также реквизиты счета налогоплательщика или налогового агента.

Налог может взыскиваться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности — за счет остатков этих средств в иностранной валюте. В последнем случае при указании в поручении налогового органа перевести электронные денежные средства валютного счета налогоплательщика или налогового агента банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.

При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств рублевого счета налогоплательщика или налогового агента руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с указанным поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика или налогового агента. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика или налогового агента.

Банк переводит электронные денежные средства на рублевый счет налогоплательщика или налогового агента в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных средств.

В случае недостаточности или отсутствии электронных денежных средств налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения налогового органа на перевод данных средств такое поручение исполняется по мере получения указанных средств.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если налог взыскивается за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

В целях обеспечения исполнения решения инспекции о взыскании налога (пеней, штрафа) переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены (п. 8 ст. 46 и ст. 76 НК РФ). Приостановление операций по уменьшению остатка электронных денежных средств допускается в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Отметим, что в целом порядок принятия решения о приостановлении переводов электронных денег и передаче его в банк, а также порядок отмены подобного решения аналогичны правилам, действующим в отношении приостановления операций по счетам в банке.

Что касается взыскания налогов (пеней и штрафов) с физических лиц за счет их электронных денег, то это также возможно согласно ст. 48 НК РФ, но только если при переводе денег используются персонифицированные электронные средства платежа.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию