Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.
1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.
СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).
По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:
- определяет классы (подклассы) условий труда;
- обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
- организовывает предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.
СОУТ обязателен, но не для всех
Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.
Исключение составляют следующие категории сотрудников:
- надомники;
- дистанционные работники;
- сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).
Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:
Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014
Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.
Ситуация: Потенциально вредные условия труда
Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)
Оценка вне плана
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.
Комиссия СОУТ
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
- одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
- в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?
Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.
На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.
Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.
Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).
По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.
Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы
Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.
Характеристика условий труда
Класс |
Подкласс |
Условия труда |
Размер доп.тарифа |
Характеристики класса (подкласса) |
1 |
- |
Оптимальные |
- |
Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм. |
2 |
- |
Допустимые |
- |
Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха. |
3 |
3.1 |
Вредные 1 степени |
2% |
После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья. |
3.2 |
Вредные 2 степени |
4% |
Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет). |
|
3.3 |
Вредные 3 степени |
6% |
Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. |
|
3.4 |
Вредные 4 степени |
7% |
Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. |
|
4 |
- |
Опасные |
8% |
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности. |
Оценка проведена, а что дальше?
Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Важно: обновите информацию на сайте
А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:
- об установленных классах (подклассах) условий труда;
- о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).
Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.
У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).
За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.
Ответственность за нарушения правил спецоценки
Норма КоАП РФ |
Правонарушение |
Ответственность |
||
должностных лиц |
ИП |
организаций |
||
ч. 2 ст. 5.27.1
|
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение |
Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб. |
Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб. |
|
ч. 5 ст. 5.27.1 |
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение |
30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года |
30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
ч. 1 ст. 14.54 |
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения |
20 000 – 30 000 руб. |
Нет |
70 000 – 100 000 руб. |
ч. 2 ст. 14.54 |
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение |
40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года
|
100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:
- несоблюдение срока проведения спецоценки;
- неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
- нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
- проведение спецоценки:
- без привлечения специализированной организации;
- без формирования комиссии по ее проведению;
- не на всех рабочих местах.
Начать дискуссию