Крупные компании – производители напитков и продуктов питания бесплатно предоставляют распространителям своего товара фирменные шатры, холодильники и другое оборудование. При этом инспекторы заставляют и тех и других платить налоги. Но это не коснется того, кто прислушается к нашим советам.
Елена Нагаткина, эксперт журнала «Двойная запись»
Материал предоставлен журналом "Двойная Запись" № 7 2003г.
Как получить холодильник бесплатно
Часто в магазинах, кафе, ресторанах и т. п. напитки или продукты хранятся в холодильниках и на витринах, предоставленных производителями таких продуктов.
Одни изготовители напитков или продуктов предоставляют оборудование по договору безвозмездного пользования. Другие (например, компания «Балтика») предпочитают заключать договоры аренды или спонсорства. Все контракты независимо от их вида действуют до тех пор, пока торговая точка продает продукцию производителя, снабдившего ее оборудованием. Причем хранить там надо только «фирменный» товар. Например, если у вас есть холодильник от «Балтики», то держать в нем, скажем, «Очаковское» пиво нельзя. Как правило, соблюдение этого условия контролируют группы торгового маркетинга завода или другие специально созданные службы. Если они обнаружат, что в «их холодильнике» лежат продукты других производителей, магазину сделают письменное предупреждение. При повторном нарушении условий договора изготовитель просто заберет свое оборудование.
В период действия договора витрины, холодильники, шатры продолжают числиться на балансе завода. А бухгалтер кафе или магазина, в котором стоит такое оборудование, должен учитывать его на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Иначе при проверке налоговый инспектор заявит, что вы используете неучтенное имущество. А из подпункта 20 статьи 250 НК РФ следует, что в этом случае у организации появляется внереализационный доход и ей придется платить налог на прибыль. Причем налоговики не только доначислят налог, но и могут оштрафовать фирму на 5 тысяч рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (п. 1 ст. 120 НК РФ).
Если вам передали холодильник по договору безвозмездного пользования, то его лучше не учитывать на счете 001. Лучше открыть для этого другой, например, 012 «Оборудование, полученное в безвозмездное пользование». А при получении и возврате оборудования нужно оформить акт его приема-передачи.
Спор с налоговиками
Тем, кто правильно учел такое имущество, успокаиваться рано. Налоговики считают, что за безвозмездное пользование придется заплатить, правда, не заводу-добродетелю, а бюджету. Хотя оборудование и не принадлежит магазину, у него возникает один из видов имущественных прав. А поскольку за это право магазин не платит, он должен перечислить налог на прибыль (подп. 8 ст. 250 НК РФ). Правда, с какой суммы его рассчитывать, непонятно, ведь, как правило, в договоре безвозмездного пользования фигурирует только одна сумма, а именно стоимость имущества. Но с нее торговой фирме пришлось бы платить налог, только если бы завод ей отдал витрины или другое оборудование насовсем. А рассчитать налог, исходя из рыночной стоимости полученного права пользования, нельзя, потому что рыночные цены определяются только при передаче имущества, работ и услуг, а не имущественных прав (подп. 8 ст. 250 и ст. 40 НК РФ).
Тем не менее столичные налоговики заставляют магазины и кафе платить налог на прибыль с рыночной стоимости имущественного права, назвав безвозмездное пользование услугой. Чиновники думают, что тем самым нашли выход из положения. Действительно, стоимость подобной услуги можно определить исходя из рыночных цен, но в статье 689 ГК РФ сказано, что договор безвозмездного пользования считается договором ссуды. А то, что предоставление ссуды – это услуга, не установлено ни Гражданским, ни Налоговым кодексом РФ.
Так что, получив имущество в безвозмездное пользование, перечислять налог не надо. А если все же придется судиться, в качестве дополнительного аргумента можно привести норму пункта 7 статьи 3 НК РФ (все сомнения трактуются в пользу налогоплательщика).
При заключении договора безвозмездного пользования проблемы с налоговиками возникают не только у магазинов или кафе, но и у самого завода – владельца оборудования, который не сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму амортизации по предоставленному имуществу (п. 3 ст. 256 НК РФ). То есть начиная со следующего месяца после передачи основного средства изготовитель перестанет начислять амортизацию до того времени, пока ему не вернут холодильники (витрины и т. п.).
Кроме того, налоговики считают, что, передав основные средства во временное пользование, производитель должен заплатить НДС, поскольку оказал безвозмездную услугу. Тогда налог начисляется не со стоимости имущества, а с суммы, которая считалась бы арендной платой, если бы завод сдал этот холодильник (шатер) в аренду. Если же таких договоров не было, то НДС лучше определять исходя из величины амортизации, которую можно было начислить за тот срок, пока холодильник (шатер и т. д.) находился в магазине. Ведь арендная плата должна покрывать расходы на содержание основного средства, а именно сумму амортизации по нему.
На наш взгляд, завод может выписать всего один счет-фактуру для начисления НДС, потому что магазину или кафе все равно не нужно отражать этот документ в книге покупок (п. 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
Если производитель докажет, что ссуда услугой не является, а считается передачей имущественного права, то НДС можно не платить. Ведь несмотря на то, что такая передача признается объектом для исчисления налога (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), правил расчета налоговой базы по передаче таких прав в главе 21 НК РФ нет. А из пункта 1 статьи 17 НК РФ следует, что в этом случае и налог не уплачивается. Однако такое мнение предприятию придется отстаивать в суде.
Если не хотите спорить
Если завод отдаст основные средства в аренду, то его бухгалтер сможет учесть амортизацию в налоговом учете, а его коллега из магазина не должен будет начислять налог на прибыль. Ведь, согласно статье 606 ГК РФ, в договоре аренды должна быть установлена сумма арендной платы, значит, арендатор пользуется имуществом не бесплатно. А чтобы изготовителю не пришлось с этой суммы еще и платить НДС, а его партнеру печатать платежку, в договоре можно прописать, что и магазин оказывает заводу услугу (например, по распространению продукции или размещению рекламы). Тогда, правда, начислить НДС с услуги придется обоим бухгалтерам. Но поскольку в том же месяце «входной» налог принимается к вычету, в налоговом учете сумма доходов от реализации услуг будет совпадать с величиной расходов (встречная услуга) и у магазина, и у завода. Этот способ хотя и позволяет не платить налоги, а заводу еще и учитывать амортизацию, но неудобен тем, что придется заполнять лишние бумаги.
Избежать споров с инспекторами можно, заключив договор спонсорства, который
предусматривает передачу оборудования тем, кто взамен на это рекламирует продукцию
завода. При этом обе стороны, как и при договоре аренды, должны выписать счета-фактуры:
завод – на предоставление права пользования его имуществом, а магазин – на
оказание рекламных услуг, поскольку договор спонсорства является возмездным,
что следует из статьи 19 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. Правда,
поступив так, не исключено, что придется платить налог на рекламу. Ведь договор
спонсорства предусмотрен законом о рекламе, а кто должен его перечислять, решают
местные власти. Но практически во всех местных законах или положениях установлено,
что информация о производителе, которая содержится на витрине, холодильнике,
шатре, не облагается налогом на рекламу. Так что, если администрация вашего
региона не считает иначе, смело заключайте такой договор, тогда и налоги платить
не придется.
Начать дискуссию