Всегда ли ИП платит страховые взносы с суммы дохода, превышающей 300 000 руб.?

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, выглядит очевидным. Конечно же, если доход предпринимателя превысит величину, равную 300 000 руб., он в дополнение к действительно фиксированному страховому взносу платит, как бы мы его назвали, условно фиксированный страховой взнос в размере 1% от суммы превышения этого дохода. Так в чем же дело? Почему вообще возник данный вопрос? Попробуем разобраться в этом.
Всегда ли ИП платит страховые взносы с суммы дохода, превышающей 300 000 руб.?
Фото Василия Смирнова, Кублог

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, выглядит очевидным. Конечно же, если доход предпринимателя превысит величину, равную 300 000 руб., он в дополнение к действительно фиксированному страховому взносу платит, как бы мы его назвали, условно фиксированный страховой взнос в размере 1% от суммы превышения этого дохода. Так в чем же дело? Почему вообще возник данный вопрос? Попробуем разобраться в этом.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах[1] плательщики страховых взносов, указанные в его п. 2 ч. 1 ст. 5, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых согласно ч. 1.1 и 1.2 этой статьи.

В части 1.1 обозначенной статьи поясняется, как следует рассчитывать размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию. Так, исходя из п. 1 ч. 1.1 ст. 5 Закона о страховых взносах, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., размер страхового взноса в ПФР рассчитывается в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

К сведению:

Федеральным законом от 02.06.2016 № 164‑ФЗ федеральный МРОТ увеличен до 7 500 руб. в месяц. Однако до конца 2016 года для расчета страхового взноса в фиксированном размере по‑прежнему надо применять величину МРОТ, равную 6 204 руб., поскольку именно она была установлена на начало текущего (2016‑го) года Федеральным законом от 14.12.2015 № 376‑ФЗ.

А в пункте 2 ч. 1.1 ст. 5 Закона о страховых взносах сказано также, что если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., размер страхового взноса в ПФР рассчитывается в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

Так вот, Минфин не раз высказывался насчет того, что порядок расчета суммы страховых взносов в фиксированном размере (фиксированных платежей) в части уплаты 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам (см., например, письма от 23.10.2015 № 03‑11‑11/61133, от 10.04.2015 № 03‑11‑11/20689). А теперь он заявил, что этот порядок не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (Письмо от 13.05.2016 № 03‑11‑11/27630).

Ведомство не разъясняет, почему же оно пришло к такому выводу. Можно предположить, что это связано со следующим. В части 1 ст. 14 Закона о страховых взносах прямо сказано, что страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах уплачивают плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 обозначенного закона. А в данном пункте перечисляются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, иначе говоря, плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Ведь об индивидуальных предпринимателях, как плательщиках страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, говорится в другом пункте указанной статьи, а именно – пп. «б» п. 1. Однако они не именуются однозначно в качестве плательщиков страховых взносов в фиксированных размерах.

Более того, само название ст. 14 Закона о страховых взносах – «Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам», что, казалось бы, никак не согласуется с тем, что ее действие распространяется и на плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Однако, если мнение Минфина основано именно на таких аргументах, он, безусловно, должен был пойти далее и признать, что тогда плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вообще не должны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, в том числе те, которые указаны в п. 1 ч. 1.1 ст. 5 Закона о страховых взносах.

Приходится констатировать, что текст ст. 14 данного закона сформулирован некорректно, да и само ее название не отражает сути этой статьи.

Но дело в том, что, трактуя положения Закона о страховых взносах, Минфин выходит за пределы своей компетенции. Ведь согласно Постановлению Правительства РФ от 14.09.2009 № 731, выпущенному в соответствии с ч. 5 ст. 1 названного закона, в настоящее время право издавать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР предоставлено Минтруду. А его мнение неожиданным не назовешь. Так, в его Письме от 02.03.2016 № 17-4/ООГ-322 указывается, что индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, должны уплачивать, в частности, страховые взносы за себя в ПФР и ФФОМС исходя из своего дохода. В частности, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ x 26% x 12 мес.) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины (8 МРОТ x 26% x 12 мес.). То есть индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы по двум основаниям – с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу своих работников, – а также страховые взносы за себя исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, полученного за расчетный период (см. также письма Минтруда России от 20.04.2016 № 17-3/ООГ-624, от 24.02.2016 № 17-4/ООГ-289, от 11.02.2016 № 17-4/ООГ-219, от 03.02.2016 № 17-4/ООГ-163).

Таким образом, в 2016 году надо руководствоваться именно разъяснением Минтруда, что плательщику страховых взносов не подсказывала бы минфиновская логика. Однако ситуация может измениться с 2017 года.

Напомним, что Правительством РФ принято решение в очередной раз передать процедуру администрирования страховых взносов в руки ФНС, лишив соответствующих полномочий внебюджетные фонды. С этой целью законодателями уже принят пакет законов, который на дату выхода журнала из печати находился на подписи у президента[2].

В частности, законопроектом № 1040802-6 предусматривается дополнить НК РФ разд. XI «Страховые взносы». Названный раздел в основной части дублирует положения Закона о страховых взносах, касающиеся исчисления и уплаты страховых взносов, но теперь данные положения станут частью налогового законодательства, разъяснять применение которого имеет право Минфин, а не Минтруд, что подчеркнут и поправки, которые вносятся в ст. 4 НК РФ.

Статье 14 Закона о страховых взносах без принципиальных изменений по тексту соответствует ст. 429 проектируемого разд. XI НК РФ. И, опираясь на нынешнюю позицию Минфина, можно догадаться, что ведомство не будет настаивать, чтобы налогоплательщики (плательщики страховых взносов), производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании этой статьи уплачивали какой‑либо иной страховой взнос в фиксированном размере, кроме рассчитанного как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного проектируемым пп. 1 п. 1 ст. 425 НК РФ (26%), увеличенное в 12 раз.

Впрочем, это всего лишь мнение Минфина, а оно может поменяться, что только усложняет данную проблему. А ее решение необходимо, ведь в том же Письме № 03‑11‑11/27630 Минфин напоминает, что на основании пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50%. А если взносы за себя в размере 1% с величины дохода, превышающей 300 000 руб., предприниматель уплачивает незаконно, то есть если НК РФ не устанавливает для него такой обязанности, то, очевидно, на них нельзя уменьшить сумму налога. Также и предприниматели, выбравшие объектом налогообложения «доходы минус расходы», не смогут в подобной ситуации включить в свои расходы сумму этого страхового взноса, если они уплатят ее.

* * *

Пока трудно дать предпринимателям – плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, однозначные рекомендации в отношении того, как им надлежит поступать с 2017 года. Необходимо все‑таки дождаться разъяснений Минфина и – желательно – именно в отношении новых норм НК РФ.

Пока же страховые взносы обозначенные лица должны уплачивать и с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. с учетом установленной для них предельной величины.


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Подробно о новом порядке исчисления и уплаты страховых взносов мы расскажем в следующем номере журнала.

Комментарии

16
  • Светлана Фадина
    В общем, все как обычно - ПФР будет требовать уплату 1%, а ИФНС будет против уменьшения налога УСН на эти взносы... ничего неожиданного

  • Над. К
    Кто-то наверху,

    Знакомьтесь, господин Руденский, автор законопроекта. А с ним еще 33 примкнувших.

    Руденский до сих пор похоже уверен, что он снизил взносы ИПшникам ;)

  • Над. К

    Зря думается. ИП с работниками и в пп.1 и в пп.2. Просто в первом они как страхователи-работодатели, а во втором как страхователи самих себя.

    С какой радости наличие работников должно влиять на пенсионные права самого ИП?