Так уж сложилось, что мы с детства приучены воспринимать ошибки исключительно негативно, считая их безусловным злом. Однако, если заняться изучением всего того, что с ними связано, что является предтечей и следствием, очень быстро обнаружится, что мы имеем дело ни больше ни меньше, а с одним из самых запутанных и головоломных детективов. Причина этого заключается в двойственной природе ошибки. При этом досконально разбираться в глубинной сути всего, что связанно с ошибкой, следует не профессиональному детективу, а, в первую очередь, родителям и руководителям: людям, от грамотности которых зависят успешные и счастливые жизни их детей или сотрудников соответственно.
Невозможно сформировать однозначно негативное мнение в оценке последствий, возникающих в результате допущенных ошибок. С одной стороны, вследствие ошибочных действий возникают проблемы и потери, а с другой – открытия и прогресс. Например, благодаря так называемой ошибке были изобретены пенициллин и тефлон. С другой стороны, просчеты, допущенные в проектировании здания или приготовлении еды, способны унести многие человеческие жизни.
Разумно ли желать, чтобы ошибок не было вовсе? К сожалению, мир, в котором люди никогда не ошибаются, будет представлять собой жалкую картину. Если же все-таки предположить, что каким-то чудом нам удалось его создать, то, скорее всего, он просто не сможет долго существовать. Люди, населяющие подобный мир, просто не будут обладать какими-либо способностями. Все, что мы умеем, создано благодаря когда-то совершенным и, что очень важно, исправленным ошибкам. Наше расследование станет еще более запутанным, если признать бесспорным факт, что ошибки несут для нас значительно больше пищи для роста, чем успехи. Человек, преодолевший множество жизненных препятствий и живший в сложных условиях, всегда сильнее того, кого родители воспитывали в тепличных условиях, оберегая от лишних стрессов, поднося жизненные блага на блюдечке.
Из всего вышесказанного вытекает весьма противоречивая ситуация для тех, кто по своему положению отвечает за других людей, за результаты их деятельности: для родителей и руководителей. С одной стороны, они должны сделать все, чтобы избежать потерь вследствие совершения ошибок детьми или сотрудниками, а с другой стороны, если они сильно в этом преуспеют, то тогда создадут инфантильных и безответственных иждивенцев-паразитов. Задача решается при постоянном соблюдении баланса между двумя крайними отношениями: предоставление полной свободы, ведущей к максимально возможному количеству ошибок, с одной стороны, и установление полного контроля, полностью исключающего любые промахи, с другой стороны.
Кратко описать состояние подобного баланса можно пятью параметрами:
- Здравое отношение. В первую очередь нужно принять, что ошибки и разочарования являются естественной и полноправной частью нашего бытия. Без них станут невозможны, исчезнут из нашей жизни победы и триумфы. Родитель или руководитель не должен ставить целью исключение совершения всех ошибок. Нужно сфокусироваться только на предотвращении самых фатальных вариантов, к которым относятся те, что лишают жизни или калечат человека. Все остальные ошибки стоит воспринимать стоически и стиснув зубы, какими бы болезненными и досадными они не были. Кроме того, такой подход позволит исключить разрушающее воздействие на представление о своей личности у ребенка или у сотрудника. Об этом более подробно в следующем параметре.
- Считать себя успешным. Допускать ошибки и быть неудачником – это совсем не одно и то же. К сожалению, зачастую в нашей культуре люди объединяют эти понятия. Родители, разочарованные действиями своего ребенка и напуганные тем, что продолжи он делать так дальше, то их амбиции успешных родителей могут быть не удовлетворены, спешат сказать: «Из тебя ничего путного не получится, будешь улицы мести!». Многократные повторения родителями подобных прогнозов, безусловно, формируют у ребенка отсутствие веры в собственные силы и возможности. С отношением к себе у сотрудников происходит все то же самое. Руководителю достаточно сделать одно критическое замечание по поводу способностей своего коллеги, чтобы у того появились сомнения в собственных силах. Напротив, родители и руководители должны проявлять мудрость и терпение в деле работы с ошибками. Если такие случаются, нужно бросать все силы на то, чтобы убедить человека в его способностях добиваться лучших результатов.
- Продолжать попытки. Профессионал – это не тот, кто делает все без ошибок. Это тот, кто уже сделал все возможные ошибки. Пожалуй, тут добавить больше нечего. Нужно прилагать все усилия, чтобы не имеющий достаточного опыта человек его приобрел. Роль же родителя или руководителя обеспечить этот процесс таким образом, чтобы избежать фатальных потерь.
- Сравнивать с собой. Распространенная реакция на ошибку – сравнивать себя с другим более успешным человеком. Пользы от этого никакой, если только при подобном сравнении внутренний голос не говорит: «Он так смог, и ты так сможешь. Ты такой же, как и он. Продолжай». Родителям же можно посоветовать исключить из употребления такие фразы, калечащие представление о собственном Я их ребенка, как: «Посмотри на Сережу, какой он молодец (умный, опрятный, красивый), что же ты у меня такой неумеха?» Если же и говорить о сравнении, как о необходимой процедуре для выявления прогресса, то делать это нужно только с самим собой день, неделю, месяц, год назад. И никак иначе.
- Показать пример. Самый лучший способ формирования конструктивного отношения к ошибкам – это личный пример поведения в ситуации, когда сам родитель или руководитель совершил ошибку. Желание «сохранить мундир» и свой образ непогрешимого человека приводит к тому, что дети и сотрудники вместо того, чтобы извлечь все положительное, что несет в себе ошибка, действуют следующим образом: просто настаивают на том, что они все сделали правильно. Раз все сделано правильно, то и исправлять нечего. В свою очередь, это означает, что ошибка повторится, и повторится она в еще более опасной форме с более тяжелыми последствиями.
Подводя итог, скажу, что, по моему мнению, ошибки в своем глобальном смысле имеют отчетливо позитивное влияние на нашу жизнь. Поэтому она, с каждой новой неудачей становится все более и более безопасной и совершенной. При условии, конечно, что полученный опыт мужественно и конструктивно перерабатывается и учитывается с целью исключения повторения аналогичных ошибок.
Начать дискуссию