НК РФ

Очередные «налоговые страшилки»

На минувшей неделе обсуждалась идея введения правительственного контроля за крупными расходами населения. СМИ дружно разразились обвинениями государства в попытках заглянуть в кошельки граждан, а последние – буквально взорвали соцсети своим возмущением.
Очередные «налоговые страшилки»
Александр Хаминский, арбитражный юрист. Фото предоставлено компанией

На минувшей неделе обсуждалась идея введения правительственного контроля за крупными расходами населения. СМИ дружно разразились обвинениями государства в попытках заглянуть в кошельки граждан, а последние – буквально взорвали соцсети своим возмущением.

Налоговый кодекс РФ в редакции 1999 года однажды уже вводил презумпцию виновности граждан, чьи расходы превышали доходы. Купил что-то – доказывай, на какие такие барыши «весь этот банкет».

Здравый смысл возобладал в 2003 году, когда статьи, связанные с налоговым контролем за расходами физического лица и процедурами, проводимыми организациями или уполномоченными лицами в данной связи, утратили силу. Неужели мы теперь собираемся снова вернуться в 1999?

Налоги считаются установленными, если определены основные элементы налогообложения: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты и другие. Соответственно, чтобы вводить какие-либо новации, необходимо внести изменения в НК РФ, которые определят порядок пересмотра многих положений о налоге на доходы физических лиц. Вместе с тем, важно понимать, что введение нормы, согласно которой гражданин будет обязан подтверждать свое право на расходы документально, антиконституционно.

Существуют закрепленные в Налоговом кодексе сроки проведения налоговых проверок, составляющие 3 года, предшествующие году проведения проверки. Это норма процессуальная, соответственно, меняй, не меняй ее, действовать она будет лишь с момента введения (с того же 1 января 2017 года) и обратной силы иметь не будет.

Следует учесть, что Федеральный закон о бухгалтерском учете не распространяется  на физических лиц. Поэтому требования к хранению оправдательных документов в течение срока, установленного этим законом, ни коим образом не распространяется на граждан.

Когда мы говорим о желании Правительства внести в законодательство те или иные изменения, предварительно надо бы посоветоваться с правоприменителем. И в данном случае это именно Минфин и ФНС, в ежедневном режиме занятые разъяснениями законодательства в данной сфере.

Кроме того, и в советские, и уже в российские времена налоговое законодательство подразумевало наличие оснований и видов доходов, с которых граждане не платят налоги. В принципе, чтобы обосновать свое право на отказ от документального подтверждения соответствия сегодняшних расходов вчерашним доходам, будет достаточно получить соответствующую консультацию у любого налогового специалиста.

Так что я уверен: какие бы благие цели для оздоровления региональных бюджетов ни преследовала правительственная инициатива, идея гос.контроля за крупными расходами населения на данном этапе мертворожденная. А средствам массовой информации далеко не всегда следует поднимать шум, не разобравшись вопросе. Люди ведь беспокоятся.

Комментарии

2
  • Gvozdi4ca
    А средствам массовой информации далеко не всегда следует поднимать шум, не разобравшись вопросе. Люди ведь беспокоятся.

    да ладно! а кто должен волну поднимать? ИФНС - что у них и так дел много? откуда населению подобную информацию узнавать? не все читают новые страшилки
  • Над. К
    им достанет ума расставить их у касс в продуктовых и требовать с покупателей подтверждения доходов прямо там.

    Да зачем так топорно действовать? Онлайн-кассы же вводятся, данные сразу будут поступать в налоговую. Достаточно заставить предъявлять паспорт, если платишь не картой, а наличкой, и все данные налоговая будет получать о покупках моментально. Впрочем, наличку-то тоже хотели ограничить.