Что случилось?
15 июля вступили в силу существенные изменения в законе 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (закон от 03.07.2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
Скоро все кассы в России должны будут иметь доступ в интернет и передавать данные о продажах в налоговую. Новые правила коснутся даже тех, кто сейчас не использует контрольно-кассовую технику (ККТ).
Партнер нового выпуска Картотеки — облачный сервис для управления торговлей МойСклад — рассказывает, как подготовиться к новой схеме работы и понять, что нужно делать уже сейчас.
Что же изменится?
Закон повлечет за собой ряд важных изменений:
- Нужно будет использовать новые ККТ или модернизировать старые. Разрешены только модели с функцией онлайн-передачи данных в налоговую.
- Центры технического обслуживания (ЦТО) исчезнут как класс, появятся ОФД — операторы фискальных данных.
- По требованию покупателя продавец будет обязан отправить ему чек в электронном виде.
ОФД, или операторы фискальных данных, — это организации, которые будут обрабатывать данные чеков и отправлять их в налоговую. Для этого ОФД нужно будет получить разрешение на обработку фискальных данных.
В новых кассах появится еще один компонент — фискальный накопитель (ФН). Он заменит ЭКЛЗ, которая стоит в кассовых аппаратах сейчас. В ФН будут храниться данные о пробитых чеках, во время проверок инспекторы смогут их считывать. Организации, применяющие ККТ, должны будут ежегодно менять фискальные накопители. Для всех компаний и ИП, оказывающих услуги, а также для торговли, работающей на ЕНВД, патентной или упрощенной системе налогообожения, сделаны послабления: менять фискальные накопители придется раз в три года.
Еще одно требование нового закона — обязанность печатать ставку НДС и товарные позиции в фискальных чеках. Это означает, что предприниматели больше не смогут использовать дешевые автономные кассы.
Каковы сроки замены старых ККТ на новые?
Внедрение проекта разбито на этапы. К 1 сентября ФНС выпустит список лицензированных ОФД и моделей касс нового поколения. Станет возможно купить онлайн-кассу и подключить ее к ОФД. При этом до 1 февраля 2017 года использование новых касс будет добровольным.
С 1 февраля 2017 года в налоговой можно будет поставить на учет только новую кассу.
К 1 июля 2017 года все старые кассы нужно будет заменить на онлайн-ККТ или модернизировать.
C 1 июля 2018 года все предприниматели, работающие на патенте и ЕНВД, должны будут использовать онлайн-кассы. До этого момента они смогут работать как сейчас, не используя кассовую технику.
Можно ли модернизировать старую или придется покупать новую ККТ?
Большинство современных касс можно будет доработать под новые требования. Проверить такую возможность нужно у производителя ККТ. Но дорабатывать кассу пока рано — оборудование еще не сертифицировано и не внесено в новый реестр кассовой техники. Ориентировочно это произойдёт в сентябре 2016 года. До 1 июля 2017 года можно работать без модернизации.
Сколько будет стоить новая ККТ?
Текущая стоимость ККТ — 20-30 тысяч рублей.
Часть комплектующих новых ККТ импортируется, и курс доллара влияет на их стоимость. Без резких колебаний курса цены на кассовую технику изменятся незначительно.
Нужно ли обращаться в ЦТО для регистрации кассового аппарата нового образца?
Вы сможете самостоятельно зарегистрировать ККТ нового образца на сайте ФНС не прибегая к услугам ЦТО. Для этого вам понадобится КЭП (квалифицированная электронная подпись). ЦТО уйдут в прошлое — обслуживанием контрольно-кассовой техники будет заниматься ее производитель. Проводить ежеквартальный сервис контрольно-кассовой техники и менять пломбы не потребуется.
Как ставить на учет новую кассу?
Процедура регистрации кассового аппарата упростится, так как это можно будет делать онлайн. Предприниматель должен будет зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru, оставить заявку и подписать эту заявку электронной подписью.
Вам нужно будет получить КЭП. Даже если у вас уже есть КЭП для ЕГАИС, для постановки кассы на учёт и работы с ОФД она не подойдет.
Если вы не хотите регистрировать ККТ онлайн, можно будет, как и прежде, сделать это лично, придя в налоговую инспекцию.
Где можно найти утвержденный реестр операторов фискальных данных (ОФД), к какому из них подключиться?
Официальных ОФД пока нет, такой реестр сформируют только к сентябрю и он появится на ресурсах ФНС. Можно будет подключиться к любому оператору.
Стоимость услуг ОФД будет фиксированной или каждый оператор установит её сам?
Каждый оператор самостоятельно определит ценовую политику. Средняя стоимость составит около 3 000 рублей в год за одну подключенную кассу. Вы сможете заключить договор с любым оператором, независимо от его местоположения.
Что делать тем, кто пока не использует в своей работе ККТ (ЕНВД и патент)?
У тех, кто сейчас имеет право не применять ККТ, есть время подготовиться. Пока можно работать по-старому. Онлайн-кассу необходимо начать использовать с 1 июля 2018 года. Рекомендуем не откладывать покупку новой ККТ на последний момент, чтобы избежать неприятностей из-за возможного дефицита оборудования.
Электронный чек полностью заменит бумажный?
Электронный кассовый чек нужно будет отправлять покупателю по его требованию. Если покупатель в момент расчета этого не просит, то будет выдаваться только бумажный чек. Только электронным чеком можно будет ограничиться в том случае, когда покупатель оплачивает товары или услуги дистанционно.
Кто будет нести ответственность, если ККМ не передаст данные в налоговую из-за низкого качества связи?
За своевременность передачи данных будет отвечать предприниматель. Надо быть готовым к неожиданностям, желательно иметь запасной интернет-канал на случай отказа основного. Передача данных в ОФД о пробитом чеке должна пройти в течение 30 календарных дней. Если этого не произойдет, чеки перестанут печататься и продолжать продажи станет невозможно.
В каких населенных пунктах закон позволяет работать без подключения ККТ к интернету?
Организации и ИП, работающие в отдаленных или труднодоступных местностях, освобождены от использования онлайн-касс. Пока списков таких населенных пунктов нет, они будут сформированы позднее местными органами самоуправления.
Какую кассовую программу выбрать и как сэкономить деньги?
Для малого бизнеса будет оптимальной связка «компьютер (ноутбук или планшет) + кассовое ПО + фискальный регистратор, который отправляет данные в ОФД».
Вы сможете вообще не покупать дорогую кассу. Подключившись к МоемуСкладу, удобной кассовой программе, вы можете быть уверенными, что выполняете все требования новой редакции 54-ФЗ.
Если же у вас несколько магазинов и касс, МойСклад поможет управлять ими из единого бэк-офиса. Это позволяет отслеживать выручку по торговым точкам в режиме онлайн, контролировать остатки товара и планировать закупки.
Попробовать МойСклад бесплатно и без ограничений по времени вы можете по этой ссылке (тыц)
Также рекомендуем посмотреть запись вебинара про новый закон, который мы провели 14 июля “по горячим следам”.
Если у вас остались вопросы, напишите его в комментариях к материалу и на него ответят эксперты сервиса МойСклад.
Комментарии
54А ФНС не захлебнется в таком объеме информации? Зачем такой тотальный контроль? Интересен опыт других стран
ToT, Вы писали:
ФНС не захлебнется. Они сначала всё проверили. Такая схема работы была опробована в ходе эксперимента в четырех регионах — Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. В эксперименте участвовали около 1000 компаний. Благодаря нововведению у ФНС, станет меньше бумажной работы, сократится число проверок для бизнеса.