УСН

Внутренние офшоры для упрощенцев или как получить максимальную выгоду от спецрежима

В предыдущих выпусках рассылки мы обрадовали Вас подарком от наших законодателей: с 1 января 2017 года «упрощенцы» смогут зарабатывать в два раз больше и иметь ценного имущества в полтора раза больше: 120 млн. вместо 60 млн. и 150 млн. вместо 100 млн. В результате УСН станет еще более привлекательным.
Внутренние офшоры для упрощенцев или как получить максимальную выгоду от спецрежима
Фото Михаила Чернова, Кублог

В предыдущих выпусках рассылки мы обрадовали Вас подарком от наших законодателей: с 1 января 2017 года «упрощенцы» смогут зарабатывать в два раз больше и иметь ценного имущества в полтора раза больше: 120 млн. вместо 60 млн. и 150 млн. вместо 100 млн. В результате УСН станет еще более привлекательным.

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на еще одну особенность УСН. 

А именно - где уплачивает единый налог по УСН налогоплательщик, имеющий адреса своей регистрации и фактического места осуществления основной деятельности в разных регионах нашей страны, и как это может положительно повлиять на налоговую экономию.

Для сравнения и наглядности напомним особенность уплаты налога при применении общей системы налогообложения. Ставка налога на прибыль зависит от территории, где осуществляется деятельность. Уплата налога в федеральный бюджет происходит по месту нахождения головного офиса (юридический адрес), а в региональный – по месту нахождения обособленного подразделения, исходя из доли прибыли, приходящейся на данное подразделение (п. 1 и 2 ст. 288 НК РФ). При этом в региональный бюджет уплачивается до 18% налога на прибыль (регионы вправе уменьшать эту часть ставки).

На «упрощенке» несколько иначе. Единый налог уплачивается только по месту регистрации головного офиса организации или по месту жительства ИП.

6. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). 

п. 6 ст. 346.21 НК РФ  

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа... 

п. 2 ст. 54 ГК РФ

При этом организации-«упрощенцы» также вправе иметь обособленные подразделения.

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

п. 2 ст. 11 НК РФ

Единственное условие - обособленное подразделение не должно отвечать признакам филиала:

  • подразделение не должно выполнять все или часть функций общества; 
  • подразделение не должно быть зарегистрировано в качестве филиала.

ФНС также не оспаривает право «упрощенцев» иметь обособленные подразделения, не относящиеся к филиалам (Письма Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-06/2/58685; от 12 мая 2014 г. N 03-11-06/2/22075, от 24 июля 2013 г. N 03-11-06/2/29196).

Таким образом, компания вполне может быть зарегистрирована в одном регионе со льготной ставкой УСН, а основную часть деятельности вести в другом. 

Итак, представьте. Головной офис (отдел продаж, бухгалтерия, собственник бизнеса) находятся в Свердловской области, при этом производственный цех находится в Челябинской. По месту нахождения цеха зарегистрировано обособленное подразделение (не филиал и не представительство). Это вполне нормальная практика. Изначально производство находилось в обоих регионах, впоследствии одно из них было закрыто. При этом у ООО нет обязанности перемещать свой офис в субъект, где ведется производство на текущий момент. Также нет обязанности у ИП проживать по месту нахождения своего производства. 

В итоге ООО, применяющее УСН с объектом «Доходы минус расходы», получая фактически доход от деятельности обособленного подразделения в Челябинской области, платит налоги по ставкам и пользуется льготами, установленными в Свердловской. То есть уплачивает налог по УСН по ставке 7% или даже 5 % при осуществлении льготных видов деятельности, а не 10-15% (ставка в Челябинской области). То же самое у индивидуальных предпринимателей.

Практически каждый субъект РФ находится рядом с регионом, где установлена более низкая ставка. Например, Псковская, Новгородская и Вологодская области со ставкой 15% соседствуют с Ленинградской областью, где ставка УСН с объектом «Доходы минус расходы» - всего лишь 5 %.

Рядом с Новосибирской областью (15%) расположены Томская область с вполне приемлемой ставкой 10%, а немного дальше - Тюменская с 5%.

Также во многих регионах установлены льготные ставки для определенных видов деятельности или категорий налогоплательщиков. Так, в Свердловской области установлена ставка 5% для «упрощенцев» с объектом «доходы минус расходы», занимающихся производством продуктов питания, одежды и т.д.

Таким образом, заранее подумав над адресом места регистрации компании-упрощенца или проанализировав и скорректировав действующую структуру своего бизнеса, можно получить дополнительный налоговый эффект.

При этом мы вовсе не призываем к искусственному созданию неких «головных» организаций на льготных территориях всем упрощенцам, которым не повезло со ставкой налога в своем регионе. Приведенный вариант построения юридической структуры группы компаний может быть реализован если:

  • для создания «головной» организации есть «живое наполнение»: сотрудники, как раз проживающие на «льготной территории», самостоятельная функция (организация продаж, оказание управленческих услуг и т.п.) и др.;
  • есть разумное обоснование переноса части компании в другой субъект - смена места жительства собственника, появление в бизнесе партнера, как раз проживающего здесь, покупка офиса в этом регионе и т.п. 

Ситуация решается проще для ИП - ему нужно только сменить адрес своей «прописки» и какое-либо обоснование здесь вряд ли потребуется. Однако это, конечно, не универсальный вариант. 

Данная возможность прекрасно подойдет организациям, которые имеют магазины, производственные цеха или иные подобные обособленные подразделения, не являющиеся филиалами, в нескольких регионах.

При этом возникает ожидаемый вопрос: а не признает ли ИФНС такое излишне самостоятельное обособленное подразделение филиалом с последующим доначислением налогов по ОСН? 

Как правило, попытки налоговиков признать налогоплательщика утратившим право применять УСН из-за наличия филиала, пресекаются судами.

Так, например, в деле № А05-9537/2010 обособленное подразделение в документах именовалось филиалом и даже имело печать. При этом сотрудники подразделения находили заказчиков и поставщиков, оказывали услуги. ФНС посчитала, что ООО потеряло право применять УСН. Однако в организации не было положения о филиале, у обособленного подразделения не было директора, самостоятельного баланса и расчетного счета, ему не передавалось никакого имущества, оно не вело ни бухгалтерский, ни налоговый учет. В результате суды всех инстанций поддержали налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 по делу № А05-9537/2010).

 

В другом деле № А71-1573/2014 организация открыла обособленные подразделения, которые оказывали услуги, в другом регионе. ФНС также посчитала, что ООО утратило право применять УСН. Однако суды посчитали иначе.

Обособленными подразделениями, не являющимися филиалами, могут быть также  и магазины. ЗАО из Московской области, занимающаяся торговлей, открыло магазин в г. Москве. ФНС посчитала, что магазин, занимаясь розничной продажей, осуществляет часть функций юридического лица, а значит является филиалом. Таким образом, ЗАО не вправе применять УСН. Однако суды опять же встали на сторону акционерного общества, сохранив за ним статус «упрощенца».

Суды отказывались признавать наличие филиалов в других аналогичных делах: Постановление ФАС Уральского округа от 23.03.2010 № Ф09-1712/10-С2 по делу № А76-23062/2009-33-458; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2012 № Ф03-3203/2012 по делу № А51-18831/2011 и др.

Таким образом, использование таких внутренних «офшоров» для упрощенцев может позволить легально уменьшить налоговую нагрузку.

Начать дискуссию