Зарплата

Новый МРОТ. На что обратить внимание?

С 1 июля 2016 года увеличивается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В 2016 году это уже второе увеличение МРОТ. О том, где сегодня применяется МРОТ и что изменится при его увеличении, читайте в данном материале.
Новый МРОТ. На что обратить внимание?
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

С 1 июля 2016 года увеличивается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В 2016 году это уже второе увеличение МРОТ. О том, где сегодня применяется МРОТ и что изменится при его увеличении, читайте в данном материале.

Что такое МРОТ?

Понятие «МРОТ» впервые было введено с 1 октября 1991 года (Закон РСФСР от 19.04.1991 № 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся»). Законом устанавливались размер минимальной оплаты труда (180 руб.), а также минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (90% от МРОТ) и стипендии студентам и аспирантам.

Затем МРОТ изменялся в зависимости от экономической ситуации в стране: иногда один раз в год, как, например, в 1994 или 2009 годах, а иногда и по пять раз в год, как в 1995 году. Начиная с 2013 года МРОТ возрастал с 1 января календарного года. Не стал исключением и 2016 год: с 1 января 2016 года МРОТ составил 6 204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376‑ФЗ). Но уже с 1 июля 2016 года МРОТ увеличен до 7 500 руб. в месяц (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164‑ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

Кроме МРОТ менялись и законодательные акты, которыми он устанавливался. Сегодня МРОТ регулируется ТК РФ и Федеральным законом от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее – Федеральный закон № 82‑ФЗ). Несколько изменилось и экономическое содержание понятия «МРОТ» по сравнению с первоначальным вариантом.

Согласно ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Определенный федеральным законом МРОТ обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями – за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом (ст. 421 ТК РФ).

Субъектом РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может быть определен МРОТ в субъекте РФ (ст. 133.1 ТК РФ). Региональный МРОТ может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Сегодня экономический смысл понятия «МРОТ» заключается в том, что законодатель определяет минимальный месячный размер зарплаты работающего гражданина, который должен быть не меньше установленного размера прожиточного минимума. Пока до размера прожиточного минимума МРОТ не дотягивает.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2016 № 178 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г.» определена величина прожиточного минимума за IV квартал 2015 года:

  • в целом по РФ на душу населения – 9 452 руб.;
  • для трудоспособного населения – 10 187 руб.;
  • для пенсионеров – 7 781 руб.;
  • для детей – 9 197 руб.

В 2015 году МРОТ равнялся 5 965 руб. (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408‑ФЗ). Соотношение между МРОТ и величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения составляло 58%.

С 1 января 2016 года МРОТ определен в сумме 6 204 руб. в месяц. По предварительной оценке в 2016 году соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения составляет 53,5% (на момент подготовки этого материала нет установленных данных о величине прожиточного минимума).

С 1 июля 2016 года МРОТ увеличивается на 20%. При этом его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения будет составлять 64,7%. Это позволит восстановить соотношение МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения, существовавшее в период с 2011 года до появления экономических проблем в 2014 – 2015 годах, а также создаст условия для дальнейшего повышения МРОТ в 2017 – 2018 годах до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

По данным разработчиков закона повышение МРОТ с 1 июля 2016 года коснется около 1 млн работников, из них 87% – работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях, и 13% – работников негосударственного сектора экономики. На повышение заработной платы работникам, получающим заработную плату на уровне МРОТ, необходимо будет направить финансовые средства около 6,1 млрд руб. (около 0,03% от фонда оплаты труда).

Для чего применяется МРОТ?

Согласно ст. 3 Федерального закона № 82‑ФЗ МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Использование МРОТ для других целей не допускается.

При этом до сих пор действуют ст. 4 и 5 Федерального закона № 82‑ФЗ, устанавливающие переходные положения по применению МРОТ. До внесения изменений в соответствующие федеральные законы с 1 января 2001 года используется базовая сумма, равная 100 руб., в следующих случаях:

  • при определении размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, зависящего от МРОТ;
  • при исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемом в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ;
  • при исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ.

Поясним нормы, касающиеся переходного периода.

Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 27.11.2008 № 11‑П, институт МРОТ по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Между тем на определенном этапе развития РФ этому институту был придан более широкий смысл: МРОТ использовался в различных отраслях законодательства в качестве критерия расчета социальных выплат, платежей по гражданско-правовым обязательствам, ставок налогов и сборов, государственных пошлин, штрафов и т. д., что было связано с необходимостью индексации размеров указанных платежей в условиях постоянного роста уровня инфляции. Сам МРОТ законодателем периодически увеличивался, однако уже без жесткой привязки к величине прожиточного минимума.

С изменением экономической ситуации законодатель предпринял шаги по отказу от такой практики, закрепив, что МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования и что его применение для других целей не допускается (Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 № 171‑О-О).

В качестве наглядного примера отказа от применения МРОТ, как «непрофильной» величины, можно привести КоАП РФ.
В КоАП РФ широко использовался МРОТ для расчета административного штрафа, но в действующей сегодня редакции упоминания о МРОТ нет. В 2007 году в связи с общей тенденцией отказа от широкого применения МРОТ как критерия определения размеров штрафа и иных фактически не связанных с оплатой труда платежей были внесены изменения, согласно которым административный штраф стал устанавливаться по общему правилу как твердая сумма, выражающаяся в рублях. Например, в ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации» КоАП РФ за нарушение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета было определено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ. Сегодня штраф составляет от 300 до 500 руб.

Аналогичные изменения вносятся и в другие законодательные акты, регулирующие хозяйственную деятельность.

Отметим также, что в действующем налоговом законодательстве МРОТ в качестве базовой величины для расчета налогов, сборов, пеней, штрафов не применяется.

Из установленных законодательных норм следует, что основное предназначение МРОТ – это регулирование оплаты труда и установление минимальных размеров выплат по обязательному социальному страхованию.

Регулирование оплаты труда

Широко распространена система оплаты труда, при которой устанавливается оклад и надбавки или премии. Нередко встает вопрос о том, что сравнивать с МРОТ: оклад или полную сумму заработной платы за месяц с учетом надбавок или премий?

Напомним, что в ст. 133 ТК РФ, которая регулирует установление МРОТ, речь идет о месячной заработной плате работника, а не об окладе. Понятия заработной платы и оклада даны в ст. 129 ТК РФ.

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Соответственно, оклад может быть менее МРОТ, но в целом заработная плата с учетом надбавок или премий должна быть не менее МРОТ.

К аналогичному выводу приходят и суды: трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее определенного федеральным законом МРОТ (Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2013 года, утвержденный Президиумом ВС РФ 05.02.2014).

Отметим, что если сотрудник работает на условиях совместительства или в режиме неполного рабочего времени, то законодатель не гарантирует, что месячная заработная плата будет не ниже минимальной, так как в этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (Письмо ФНС РФ от 31.08.2010 № ШС-37-3/10304@).

За выплату заработной платы за период свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с п. 2 ст. 145.1 УК РФ – лишение свободы на срок до трех лет.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ). Что сравнивать с МРОТ в таком случае: сумму заработной платы с учетом «северных» коэффициентов или без них?

В соответствии с действующим законодательством работнику, осуществляющему трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирован не только МРОТ, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается районным коэффициентом и процентной надбавкой. Поэтому его заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.

К такому же выводу приходят и суды (Обзор ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденный Президиумом ВС РФ 26.02.2014).

Выплаты по обязательному социальному страхованию

Вторым установленным Федеральным законом № 82‑ФЗ применением МРОТ является определение размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255‑ФЗ). Для расчета установленных пособий в отдельных случаях применяется МРОТ.

Пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в определенном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (п. 6 ст. 7 Федерального закона № 255‑ФЗ).

Кроме того, пособие по временной нетрудоспособности может быть снижено до МРОТ при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ст. 8 Федерального закона № 255‑ФЗ.

В МРОТ будет выплачено пособие по беременности и родам застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев (в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов) (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 255‑ФЗ).

Кроме того, согласно п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ, если застрахованное лицо в предусмотренные периоды не имело заработка, а также если средний заработок, рассчитанный за такие периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, определенному на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то указанный средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В данной ситуации сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.

Расчет среднего дневного заработка производится в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ и п. 15.1, 15.2 и 15.3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Далее необходимо сравнить средний дневной заработок, исчисленный из фактического заработка работника, со средним дневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ с учетом продолжительности рабочего времени, и из этих двух величин выбрать большую (Письмо ФСС РФ от 16.11.2015 № 02‑09‑14/15-19990).

Последствия повышения МРОТ

Итак, с 1 июля 2016 года МРОТ увеличен до 7 500 руб. в месяц.

В связи с этим необходимо проверить размер заработной платы работников и, если он меньше нового МРОТ, то необходимо его повысить.

Что касается социальных пособий, то при их расчете применяется МРОТ, установленный на день наступления страхового случая (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ). Соответственно, пособия, исчисленные до 1 июля 2016 года, не пересчитываются. Согласно новому МРОТ начисляются пособия по страховым случаям, наступившим с 1 июля 2016 года.

* * *

В 2016 году МРОТ повышался два раза: с 1 января до 6 204 руб. и с 1 июля до 7 500 руб. в месяц.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается. В переходном периоде МРОТ еще применяется в отдельных отраслях законодательства, но в настоящее время идет поэтапный отказ от данной практики.

В тех отраслях, где заработная плата выплачивается на уровне МРОТ, с 1 июля 2016 года необходимо увеличить размеры заработной платы за полный месяц: она не должна быть меньше установленного МРОТ.

Начать дискуссию