Участники ВЭД здесь и сейчас могут заметно упростить свои бизнес-процессы. Для этого достаточно лишь внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Нормативные документы позволяют не представлять копии электронных деклараций на товары на бумаге с отметками таможенного органа ни в ФНС, ни в уполномоченные банки, ни в таможенные органы в месте убытия.
Запрос участника ВЭД на получение копии электронной декларации на товары (далее — ЭДТ) оформляется в письменной форме. В ответ налогоплательщик так же получает бумажную декларацию на товары. Этот бумажный документооборот (заметьте, в условиях 100% электронного декларирования!) влечет неэффективные затраты как у таможенных органов, так и участников ВЭД.
За первый квартал 2016 года таможенные посты только Уральского федерального округа распечатали и проштамповали для участников ВЭД более 86 тысяч листов копий электронных деклараций. При этом самих деклараций на товары оформлено только 39 тысяч. Получается, что участник ВЭД запрашивает в таможенном органе несколько копий каждой выпущенной ЭДТ.
Таможенники Уральского региона опросили участников ВЭД и выяснили, что около 42% распечатанных копий ЭДТ направляются в налоговую инспекцию (чтобы подтвердить право на применение налоговой ставки 0%), чуть более 34% используются для бухучета. Кроме того, в месте убытия участники ВЭД представляют 16,9% копий ЭДТ, в уполномоченные банки РФ (для валютного контроля) – 0,23%. Для иных целей запрашивают 7,1% копий.
Большая часть участников внешнеэкономического рынка не в курсе действующих законодательных норм либо просто не успевает отслеживать требования ведомств. А кто-то на всякий случай перестраховывается, получая бумажный документ, – так ведь надежнее! Оборот бумажных документов в итоге просто неисчерпаем.
Но если внимательно проанализировать правовое поле, то уже сегодня участники ВЭД могут избежать лишних бюрократических формальностей и не использовать бумажных копий ЭДТ.
Документы в налоговые инспекции
С 1 октября 2015 года согласно п. 15 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщик вместо бумажных копий ЭДТ (а также транспортных, товаросопроводительных и других документов) имеет право представить в ИФНС реестры этих документов. Форма и порядок представления реестров утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.
Налогоплательщик может заполнить и отправить реестры документов в налоговую инспекцию через оператора электронного документооборота или с помощью специального сервиса на сайте ФНС России.
В таможенный орган в месте убытия
Руководствуясь п. 1 ст. 163 ТК ТС, при вывозе товаров с таможенной территории перевозчик обязан предъявить декларацию на товары. Но при этом положения п. 2 этой же статьи ТК ТС позволяют ему представить документы в электронном виде.
Тот же вывод следует из Решения Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 12.02.2014 № 10/19. Таможенным органам в пункте пропуска предписывается не требовать бумажную копию ЭДТ с отметками о выпуске товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта. Так что перевозчику в пункте пропуска через границу достаточно иметь при себе всего лишь товаросопроводительный документ с отметками таможенного органа.
Уполномоченным банкам
Центробанк и агенты валютного контроля отслеживают соблюдение валютного законодательства. Но участнику ВЭД для выполнения их требований не нужно представлять в уполномоченные банки бумажные копии ЭДТ. ФТС России и уполномоченные банки обмениваются всеми необходимыми сведениями по межведомственным каналам связи. В течение трех рабочих дней после выпуска товаров таможенники передают в электронном виде информацию в Центробанк и уполномоченные банки. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459.
В каких случаях вы дублируете электронные декларации бумажными
Наталья Лайша, эксперт компании СКБ Контур по документообороту с таможенными органами
Начать дискуссию