Банки

Энциклопедия проверок: как ФНС проверяет организаторов азартных игр

С седьмой части цикла статей, посвященных контрольной работе налоговых органов, А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е. В. Куликова, налоговый консультант, начнут рассказывать о тех контрольных мероприятиях, которые налоговые органы проводят на основании не НК РФ, а иных нормативных правовых актов. В данной статье речь пойдет о государственном надзоре, осуществляемом налоговыми органами в области проведения азартных игр.
Энциклопедия проверок: как ФНС проверяет организаторов азартных игр
Фото Тимура Громова, Кублог

С седьмой части цикла статей, посвященных контрольной работе налоговых органов, А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е. В. Куликова, налоговый консультант, начнут рассказывать о тех контрольных мероприятиях, которые налоговые органы проводят на основании не НК РФ, а иных нормативных правовых актов. В данной статье речь пойдет о государственном надзоре, осуществляемом налоговыми органами в области проведения азартных игр.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:

1. При проверке организации и проведения азартных игр ФНС обращает внимание на техническое состояние игрового оборудования, проверяет документацию юрлица-организатора, а также запрашивает сведения о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этго организатора в размере не менее 10%.

2. Во время проверки должностные лица налоговых органов могут запрашивать и получать необходимые им информацию и документы, посещать и обследовать объекты, в которых осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, а также выдавать предписания, протоколы и сообщать о нарушениях в уполномоченные органы.

  1. Плановая проверка проводится через год после выдачи юрлицу разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
  2. Внеплановая проверка проводится после истечения срока предписания об устранении нарушений, при поступлении жалоб и по приказу руководства налогового органа.
  3. Срок проведения и документарной, и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней (возможны исключения).
  4. Неповиновение проверяющему является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ (предупреждение или штраф от 2000 до 4000 рублей).

7. Если проверяемое лицо несогласно с фактами и выводами, изложенными в Акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении нарушений, то оно может предоставить возражения в течение 15 дней. 

Контроль и надзор в сфере госрегулируемых видов деятельности

Налоговые органы осуществляют государственный надзор в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных лиц, а также в отношении операторов лотерей[1].

Госнадзор в области организации и проведения азартных игр

При осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр налоговые органы проверяют соблюдение юридическими лицами требований:

  • к техническому состоянию игрового оборудования;
  • к предоставлению организатором азартных игр сведений о лицах, предусмотренных частью 11 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №244-ФЗ);
  • к организаторам азартных игр, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 Закона №244-ФЗ.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Государственный надзор в области организации и проведения азартных игр. Основные параметры мероприятия

№ 
п/п
Параметр мероприятия Значение параметра мероприятия
1 Норма, которой регулируется Статья 15.1 Закона №244-ФЗ, Закон №294-ФЗ[2], Постановление №75[3], Приказ №128н[4]
2 В отношении кого проводится В отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр  
3 Документ, которым инициируется               Распоряжение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа
4 Форма проведения Плановые, внеплановые, документальные, выездные проверки
5 Кем проводится Должностными лицами налогового органа
6 Место проведения Документарная (плановая или внеплановая) проверка – по месту нахождения налогового органа. 
Выездная (плановая или внеплановая) проверка - по месту нахождения проверяемого лица либо по месту фактического осуществления деятельности.  
7 Срок проведения Двадцать рабочих дней, выездная плановая проверка может быть продлена ещё на двадцать рабочих дней.
8 Документы, которые исследуются в ходе         
проведения мероприятия
Сведения и документы, относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены налоговым органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля[5]

Действия налогового органа в ходе надзора

Должностные лица налоговых органов при осуществлении государственного надзора имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении проверки посещать объекты, в которых осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и игрового оборудования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Что следует знать

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении одного года со дня выдачи юридическому лицу разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне либо окончания проведения последней плановой проверки.

  1. ФНС ежегодно составляется план проведения плановых проверок, в котором указываются данные об организациях, в отношении которых будут проводиться плановые проверки, цель и основание, дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки, а также наименование территориального налогового органа, осуществляющего плановую проверку. Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном интернет-сайте ФНС России.
  2. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
  3. О проведении плановой проверки налоговый орган уведомляет проверяемое лицо не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка проводится по следующим основаниям:

  • по истечении срока исполнения юридическим лицом выданного налоговым органом предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • при поступлении в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена налоговым органом незамедлительно с извещением в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры без предварительного уведомления проверяемого лица;
  • при наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом предписания об устранении выявленного нарушения, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного налоговым органом предписания.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания для проведения которой указаны выше в пункте b), юридическое лицо уведомляется налоговым органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Документарная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

1. Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения налогового органа.

2. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении налогового органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, налоговый орган вправе направить в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. При этом налоговый орган не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

3. Проверяемое лицо должно представить запрашиваемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы могут быть представлены в виде копий, заверенных организацией, либо в форме электронных документов.

4. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у налогового органа документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

5. Проверяемое лицо вправе одновременно с предоставлением пояснений представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Выездная проверка

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Срок проведения проверок

Срок проведения и документарной, и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней.

1. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц территориального налогового органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен Распоряжением руководителем территориального налогового органа, но не более чем на 20 рабочих дней. Решение о продлении срока проведения проверки доводится до сведения проверяемого лица.

2. Срок проведения проверки в отношении организации, которая осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству проверяемого лица. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

3. Срок проведения проверки исчисляется с даты начала проведения проверки, указанной в Распоряжении, и до дня подписания Акта проверки руководителем организации (его представителем). В случае отказа руководителя проверяемого лица (его представителя) подписать или получить Акт проверки, днем окончания проверки считается день направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле. В случае если для составления Акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

4. С 01.07.2016 в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия проверяющего органа на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

Проведение проверки

Документальная и выездная проверки проводятся на основании Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Распоряжение оформляется по типовой форме (Приложение №1 к Приказу Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Приказ №141).

1. Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в Распоряжении.

2. О проведении плановой проверки территориальный налоговый орган уведомляет проверяемое лицо не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

3. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, проводимой по заявлениям, обращениям и иной информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, проверяемое лицо уведомляется территориальным налоговым органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

4. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого лица вправе присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомиться с информацией и документами, относящимися к предмету проверки. Проверка может быть проведена в отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, если она проводится во внеплановом порядке на основании поступления в ФНС России, территориальные налоговые органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

5. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица налогового органа обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом.

6. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации при проведении проверки обязаны:

  • предоставить должностным лицам территориального налогового органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;
  • обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организатором азартных игр при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому организатором азартных игр игровому оборудованию.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Данное административное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

7. Организация вправе вести Журнал учета проверок (Приложение №4 к Приказу №141). В Журнале содержатся сведения о проведенных проверках, о наименовании органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации.

8. По окончании проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, составляется Акт проверки (Приложение №3 к Приказу №141) в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу под роспись или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (в случае отказа, уклонения проверяемого лица от получения Акта). В случае если для составления Акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

9. При наличии у руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица возражений по Акту проверки им делается в Акте проверки соответствующая пометка.

10. Проверяемое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в Акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения Акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении Акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

11. В случае ведения организацией Журнала учета проверок должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, в Журнале делается соответствующая запись о проведенной проверке. При отсутствии Журнала учета проверок в Акте проверки делается соответствующая запись об отсутствии Журнала.

12. В случае выявления в результате проведения проверки нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, должностные лица налогового органа, проводившие проверку, выдают проверяемому лицу Предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По истечении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения налоговый орган назначает внеплановую проверку.

13. В случае неисполнения выданного Предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами, налоговый орган направляет материалы проверки в соответствующий орган управления игорной зоной. В случае невыполнения в срок выданного Предписания должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

14. Проверяемые лица (заявители) в досудебном порядке имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц вышестоящему должностному лицу[6]. Жалоба может быть подана в устной или в письменной форме, в том числе в форме электронного документа.

15. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации. Рассмотрение жалобы не подлежит приостановлению. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в налоговые и другие органы о представлении дополнительных документов и материалов, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом заявителя, направившего жалобу.

16. Ответ на жалобу должен быть дан заявителю в письменном виде.

17. За нарушение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, проверяемое лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ или к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 171.2 УК РФ.


[1] Оператор лотереи – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях».

[2]  Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[3]  Постановление Правительства РФ от 04.02.2013 №75 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр».

[4]  Приказ Минфина России от 11.10.2011 №128н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования».

[5]  Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 №724-р утвержден перечень документов и (или) информации, которые органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок не вправе запрашивать у проверяемого лица, а должны получать в результате межведомственного взаимодействия. Данный порядок действует с 01.07.2016.

[6]  При проведении проверки:

  • Управлениями по субъекту Российской Федерации - руководителю ФНС России;
  • инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - руководителю Управления по субъекту Российской Федерации.

Источник: http://www.buh.ru

Начать дискуссию