Новости ФНС

Энциклопедия проверок: как ФНС контролирует проведение лотерей

А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е.В. Куликова, налоговый консультант, продолжают рассказывать о прочих контрольных мероприятиях, проводимых налоговыми органами. В данной статье речь пойдет о государственном надзоре, осуществляемом налоговыми органами в области проведения лотерей.
Энциклопедия проверок: как ФНС контролирует проведение лотерей
Фото ИА «Клерк.Ру»

А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е.В. Куликова, налоговый консультант, продолжают рассказывать о прочих контрольных мероприятиях, проводимых налоговыми органами. В данной статье речь пойдет о государственном надзоре, осуществляемом налоговыми органами в области проведения лотерей.

Государственный надзор за проведением лотерей

Предметом проверок при осуществлении налоговыми органами федерального государственного надзора за проведением лотерей является соблюдение оператором лотерей в процессе проведения лотереи требований, установленных Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон № 138-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области организации и проведения лотерей (далее – обязательные требования).

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1

Государственный надзор за проведением лотерей. Основные параметры мероприятия


п/п
Порядок мероприятия Значение параметра мероприятия
1 Норма, которой регулируется Статья 21 Закона № 138-ФЗ, Закон № 294-ФЗ*, Постановление № 913**, Приказ № 206н***
2 В отношении кого проводится В отношении операторов лотерей
3 Документ, которым инициируется Распоряжение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа
4 Форма проведения Плановые, внеплановые, документарные, выездные проверки
5 Кем проводится Должностными лицами налогового органа
6 Место проведения Документарная (плановая или внеплановая) проверка - по месту нахождения налогового органа. Выездная (плановая или внеплановая) проверка - по месту нахождения проверяемого лица либо по месту фактического осуществления деятельности 
7 Срок проведения 20 рабочих дней (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год; в отношении оператора лотереи, который осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, общий срок проведения проверки по всем филиалам (представительствам, подразделениям) не может превышать 60 дней.). Выездная плановая проверка может быть продлена еще на 20 рабочих дней (в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов) 
8 Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия Сведения и документы, относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены налоговым органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля****

* Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

** Постановление Правительства РФ от 11.09.2012 № 913 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей» (далее - Постановление № 913).

*** Приказ Минфина России от 23.12.2015 № 206н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением лотерей» (далее – Приказ № 206н). Действует с 12.07.2016.

**** Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р утвержден перечень документов и (или) информации, которые органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок не вправе запрашивать у проверяемого лица, а должны получать в результате межведомственного взаимодействия. Данный порядок действует с 01.07.2016.

Действия налогового органа в ходе надзора

Должностные лица налогового органа в ходе проведения государственного надзора имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • привлекать экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемой оператором лотереи деятельности в процессе проведения лотереи обязательным требованиям;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. При проверках проведения лотерей изучают соблюдение оператором лотерей требований, установленных Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
  2. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся через год после заключения юридическим лицом контракта на проведение лотереи, а внеплановые в основном по жалобам граждан или распоряжению налогового органа.
  3. Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

4. Срок проведения и документарной, и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – 50 часов в год, в отношении микропредприятий – 15 часов в год.

5. По результатам проведения проверки налоговые органы выносят предписания об устранении оператором лотерей нарушений, составляют протоколы об административных правонарушениях и направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Что следует знать

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении одного года со дня заключения юридическим лицом контракта на проведение лотереи либо окончания проведения последней плановой проверки.

ФНС ежегодно составляется план проведения плановых проверок, в котором указываются данные об организациях, в отношении которых будут проводиться плановые проверки, цель и основание, дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки, а также наименование территориального налогового органа, осуществляющего плановую проверку. Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном Интернет-сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/).

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении плановой проверки налоговый орган уведомляет проверяемое лицо не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1. По истечении срока исполнения юридическим лицом выданного налоговым органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2. При поступлении в налоговый орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований. Внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена налоговым органом незамедлительно с извещением в течение 24 часов органа прокуратуры без предварительного уведомления проверяемого лица.

3. При наличии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом предписания об устранении выявленного нарушения, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного налоговым органом предписания.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основание проведения которой указаны выше в пункте 2, юридическое лицо уведомляется налоговым органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Документарная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

1. Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения налогового органа.

2. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении налогового органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, налоговый орган вправе направить в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. При этом налоговый орган не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

3. Проверяемое лицо должно представить запрашиваемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы могут быть представлены в виде копий, заверенных организацией, либо в форме электронных документов.

4. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у налогового органа документах и (или) полученных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

5. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налоговый орган установит признаки нарушения обязательных требований, должностными лицами налогового органа проводится выездная проверка.

6. Проверяемое лицо вправе одновременно с предоставлением пояснений представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Выездная проверка

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Срок проведения проверок

Срок проведения и документарной, и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – 50 часов в год, в отношении микропредприятий – 15 часов в год.

1. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц налогового органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем территориального налогового органа, но не более чем на 20 рабочих дней (для малых предприятий – на 50 часов, для микропредприятий – на 15 часов).

2. Срок проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству проверяемого лица. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

3. Срок проведения проверки исчисляется от даты начала проведения проверки, указанной в Распоряжении, и до дня подписания Акта проверки руководителем организации (его представителем). В случае отказа руководителя проверяемого лица (его представителя) подписать или получить Акт проверки днем окончания проверки считается день направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле. В случае если для составления Акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

4. С 01.07.2016 в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия проверяющего органа на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

Проведение проверок

Документарная и выездная проверки проводятся на основании Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Распоряжение оформляется по типовой форме (Приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», далее – Приказ № 141).

1. Заверенные печатью копии Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа вручаются под роспись должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица.

2. Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в Распоряжении.

3. О проведении плановой проверки территориальный налоговый орган уведомляет проверяемое лицо не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

4. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, проводимой по заявлениям, обращениям и иной информации о фактах нарушений оператором лотереи обязательных требований, проверяемое лицо уведомляется налоговым органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого лица вправе присутствовать при проведении проверки* и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомиться с информацией и документами, относящимися к предмету проверки.

------------

* Проверка может быть проведена в отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, если она проводится во внеплановом порядке на основании поступления в ФНС России, территориальные налоговые органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений оператором лотерей обязательных требований.

---------------

6. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица налогового органа обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом.

7. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации при проведении проверки обязаны:

  • предоставить должностным лицам территориального налогового органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;
  • обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организатором азартных игр при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому организатором азартных игр игровому оборудованию.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 000 до 4 000 рублей.

8. Организация вправе вести Журнал учета проверок (Приложение № 4 к Приказу № 141). В Журнале содержатся сведения о проведенных проверках, о наименовании органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации.

9. По окончании проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, составляется Акт проверки в 2 экземплярах. Акт оформляется по типовой форме (Приложение № 3 к Приказу № 141). Один из экземпляров Акта вручается проверяемому лицу по роспись или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (в случае отказа, уклонения проверяемого лица от получения Акта). В случае если для составления Акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, А кт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

10. При наличии у руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица возражений по Акту проверки им делается в Акте проверки соответствующая пометка.

11. В случае ведения организацией Журнала учета проверок должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, в Журнале делается соответствующая запись о проведенной проверке. При отсутствии Журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись об отсутствии у проверяемого лица Журнала.

12. Проверяемое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в Акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении Акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

13. По результатам проведения проверки налоговые органы:

  • выносят предписания об устранении оператором лотерей выявленного нарушения обязательных требований с указанием сроков их устранения. По истечении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения налоговый орган назначает внеплановую проверку. В случае невыполнения в срок выданного предписания должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 КоАП РФ*.;
  • направляют обращения в адрес федерального органа исполнительной власти - организатора лотереи с предложением о расторжении контракта с оператором лотереи;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о лотереях», статьей 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль», статьей 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль», статьей 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», статьей 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»;
  • направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

-------------

* Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

--------------------

14. Проверяемое лицо вправе обжаловать действия должностных лиц налогового органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»* письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

------------------

Положения данного закона распространяются также на юридических лиц.

----------------

От редакции. Еще больше материалов А.А. Куликова и Е.В. Куликовой о контрольных мероприятиях ФНС можно найти на сайте http://buh.ru по тэгу «энциклопедия проверок». Здесь же вы найдете статьи о проверках таких надзорных органов, как госпожарнадзор, административно-технические инспекции.   

Источник: http://www.buh.ru

 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию