В статье 86 НК РФ определяются обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Сейчас п. 1 названной статьи установлено, что расчетный счет организации и ИП банк откроет только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В аналогичном порядке указанным лицам предоставляется право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Причем наравне с организациями и ИП данные правила в настоящее время применяются также в отношении:
- счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой; адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, и использования корпоративных электронных средств платежа названных лиц для переводов электронных денежных средств;
- счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества – управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества;
- корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.
Между тем современные информационные технологии позволяют существенно упростить процедуру открытия банковского счета для организаций и ИП, поскольку необходимые для этого сведения о них содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно. Сказанное в полной мере справедливо и в отношении аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, поскольку сведения о них также включаются в одноименный государственный реестр.
По сути, именно данное обстоятельство и стало поводом для внесения поправок в п. 1 ст. 86 НК РФ. В результате названный пункт Законом № 241‑ФЗ[1] изложен в новой редакции.
Итак, с 1 сентября 2016 года открыть банковский счет (депозит) или получить право использования корпоративных электронных средств платежа лица, сведения о которых включены в вышеупомянутые государственные реестры, могут без представления свидетельства о постановке на налоговый учет. Прочие лица (например, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), как и прежде, при открытии счета в банке обязаны предъявить обозначенное свидетельство.
Изменились и другие положения ст. 86 НК РФ, правда, поправки в них внесены уже другим нормативным актом – Законом № 240‑ФЗ[2]. В частности, согласно новой редакции:
- п. 2 – налоговики вправе запросить у банка информацию об иностранных, реорганизованных или ликвидированных организациях, если они являлись участниками сделки с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;
- п. 3 – запросы налоговых органов в банк, а также документы, направляемые банком в ответ на эти запросы (справки о наличии счетов, выписки по операциям и другие документы), теперь направляются только в электронной форме.
Также Законом № 240‑ФЗ более четко определены особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (КГН): абз. 4 п. 2 из числа проверяемых лиц исключен участник группы, в отношении которого за соответствующий период проводится налоговый мониторинг. При этом в новом п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ названы случаи, когда налоговые органы вправе проверить правильность определения доходов и расходов участником КГН за период проведения налогового мониторинга.
Кроме того, скорректированы положения о налоговом мониторинге, которыми устраняется правовая неопределенность по вопросу возможности его проведения в отношении отдельных участников КГН. В частности, новой редакцией п. 1 ст. 105.26 НК РФ установлено, что предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника КГН не может быть правильность определения другими участниками группы доходов и расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль по всей КГН. Данный вопрос является вопросом налогового мониторинга отдельных участников этой группы.
Согласно новой редакции п. 3 ст. 105.26 НК РФ участник КГН в совокупную сумму налогов включает сумму налога на прибыль, определяемую на основе полученных им доходов и расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы.
Комментируемым Законом № 240‑ФЗ установлены требования к внутреннему контролю, информация о котором должна содержаться в регламенте информационного взаимодействия. Согласно новому п. 7 ст. 105.26 НК РФ под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации. И подобную систему участник налогового мониторинга должен разработать в обязательном порядке (абз. 2 п. 6) и в строгом соответствии с требованиями к ее организации, установленными ФНС (абз. 2 п. 7). Значит, несоблюдение этих требований является основанием для отказа в проведении налогового мониторинга (новый пп. 4 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).
В статье 105.29 НК РФ уточнены положения, касающиеся порядка представления заявления о проведении налогового мониторинга и требований к прилагаемым к нему документам (п. 4), а также порядка представления истребуемых документов в рамках налогового мониторинга (п. 5).
Законом № 240‑ФЗ сокращен перечень документов, которые налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов. Правда, в наибольшей степени сокращено количество документов для физических лиц. Если юридические лица не должны представлять лишь два документа из перечня, поименованного в п. 5 ст. 64 НК РФ, – справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (пп. 1) и справку с перечнем всех открытых счетов в банках (пп. 2), то физическим лицам помимо этих справок не нужно еще представлять (совершенно справедливо) документы со сведениями о контрагентах (пп. 5). Последнее требование содержится в новом п. 5.4 ст. 64 НК РФ.
Важные поправки внесены в п. 1 ст. 59 НК РФ. Согласно им налоговики теперь вправе не заявлять после окончания исполнительного производства своих требований к недействующим юридическим лицам, у которых отсутствует имущество для обращения на него взыскания недоимки, пени и штрафов. Что, очевидно, в дальнейшем позволит в трехмесячный срок исключать такие организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа без применения судебных процедур ликвидации такого юридического лица.
И последнее. Новой редакцией п. 3 ст. 93 НК РФ уточнен порядок направления налоговому органу уведомления о невозможности в срок представить истребуемые документы. Новым абзацем названного пункта определено, что такое уведомление может быть представлено лично или через представителя либо передано в электронной форме (форму и формат должна утвердить ФНС) по каналам ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Но! Если декларация, для проверки которой истребуются документы в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, представлена на бумажном носителе, то и обозначенное уведомление в данной ситуации может быть направлено в инспекцию заказным письмом.
[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 241‑ФЗ «О внесении изменений в статью 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Опубликован на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 03.07.2016, действует с 1 сентября 2016 года.
[2] Федеральный закон от 03.07.2016 № 240‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Опубликован на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 03.07.2016, действует с 3 августа 2016 года.
Начать дискуссию